Сегодня дистанционное образование является современным и эффективным методом обучения. Его популярность во всем мира растет значительными темпами. Тысячи людей обращаются к дистанционному обучению, чтобы при современном ритме жизни без отрыва от работы получить новые полноценные знания, отвечающие международным стандартам качества, повысить квалификацию, усовершенствовать имеющиеся навыки.
Дистанционное образование сочетает в себе лучшие элементы традиционного обучения, сложившиеся на протяжении веков с самыми современными методиками обучения и передовыми информационно-коммуникациоными технологиями.
Как правило, дистанционное обучение рассматривается организациями как самостоятельный, обособленный вид и подразделяется на:
- различные электронные курсы и обучающие программы, которые обеспечивают передачу и контроль усвоения информации и используются в основном для функциональной подготовки персонала;
- видеосеминары, которые направлены на специализацию и контроль усвоения информации, полученной при прохождении электронных курсов и самостоятельной подготовки, повышая эффективность обучения за счет активного вовлечения участников в учебный процесс и получения от них обратной связи по обсуждаемым вопросам в режиме реального времени.
Портал обучения и развития (далее — учебный портал) — это одно из современных средств организации дистанционного обучени. На учебном портале может размещаться актуальная информация об учебных мероприятиях, каталоги электронных курсов, тренажеры для обучения новым программам и приобретения специализированных навыков, тестовые задания для проведения плановых аттестаций и др. Назначенные курсы и тесты, а также их результаты доступны персонально каждому сотруднику после его регистрации на портале.
Следует учитывать то, что обучатся будут взрослые люди с высшим образованием, обладающие уже практическими навыками и сложившимися жизненными ценностями. Основная цель обучения взрослых – приобретение знаний по конкретным вопросам, связанным с совершенствованием профессиональной деятельности, повышение общей культуры, а не приобретение знаний как таковых. В связи с этим для обучения и профессиональной переподготовки взрослых людей первостепенную важность приобретает методология обучения, а также применение современных образовательных технологий.
Кроме того, при использовании технологий дистанционного обучения возникают и определенные трудности. Основной сложностью при разработке и сопровождении обучающих и тестовых программ является необходимость наличия методической поддержки. Кроме того, не стоит забывать и про трудоемкость и высокой стоимости данной разработки.
Несмотря на активное использование технологий дистанционного обучения в банковской системе, на текущий момент имеется ряд проблем, препятствующих развитию данного направления. Можно выделить некоторые общие проблемы:
- недостаточность нормативно-методического обеспечения в части использования технологий дистанционного обучения;
- недостаточная организационно-управленческая и техническая поддержка процесса обучения с использованием технологий дистанционного обучения;
- наличие нескольких автоматизированных систем дистанционного обучения, создававшихся и развивавшихся независимо друг от друга, что затрудняет реализацию единых подходов к организации обучения с использованием технологий дистанционного обучения и организацию взаимодействия между системами.
Таким образом, на основе всего вышесказанного предлагается следующая общая модель построения электронных обучающих курсов:
- Электронный обучающий курс должен содержать элементы адаптивности – в частности, гибкую траекторию обучения (что является кардинальным отличием от систематического и обязательного изучения материала на очных курсах). При этом важен модульный подход к представлению учебного материала, который позволяет осуществлять обучение в зависимости от уже имеющегося уровня знаний.
Рис. 1. Пример структуры компьютерного учебного курса с элементами адаптивности
В начале работы с электронным курсом специалисту предлагается пройти специальный пре-теста, позволяющий определить его исходный уровень знаний. В зависимости от результата выполнения этого пре-теста, обучающемуся рекомендуется та или иная образовательная траектория.
Кроме модулей учебного материала, содержательная часть дистанционного курса так же должна включать в себя:
- Библиотеку ресурсов (тематическую литературу, списки полезных веб-ресурсов, статьи, действующие Указания и Законы);
- Предметный или тематический словарь (глоссарий);
- Дополнительные информационные материалы (например, ответы на часто задаваемые вопросы, контактные телефоны и адреса ответственных за обучающие курсы).
Рис. 2. Пример общей формы компьютерного обучающего курса
Все это позволит создать курс максимально ориентированным на обучающегося, с широким спектром дополнительных материалов и источников информации.
- Обучающий курс должен быть максимально ориентирован на самостоятельную работу обучающегося, а также обеспечивать его заинтересованность в процессе обучения. Объем образовательного контента должен быть необходимым и в то же время достаточным для изучения предмета курса. Таким образом курс должен содержать набор различных инструментов обучения: различные компьютерные тренинги и ситуационные практикумы, обучающие тренажеры, справочную литературу, а также пре- и пост-тренинговых тесты.
- Обучающий курс должен учитывать специфику обучения в банковской сфере, а именно:
- Необходимость постоянного самообразования. Частые изменения нормативных документов, сокращение жизненных циклов банковских продуктов, частые инновации в окружающей среде ведут к резкому повышению требований к образовательному и квалификационному уровню банковского персонала.
- Высокие квалификационные требования. Необходим постоянный контроль за уровнем квалификации с целью выявления пробелов в знаниях с учетом развития технологий, изменения нормативной базы.
- Повышенные требования к информационному обеспечению трудовой деятельности. Результаты труда прямо связаны с качеством поступающей работнику информации.
- Высокая техническая оснащенность и массовая автоматизация рабочих мест [1].
Таким образом, для обеспечения необходимого уровня подготовленности персонала должна быть организована практически непрерывная возможность обучения в условиях ограниченных финансовых ресурсов, территориальной удаленности и невозможности отрыва персонала от основного места работы на длительный срок.
- В обучающий курс обязательно должны быть включены элементы активного обучения, предусматривающие визуализацию учебного материала, использование мультимедиа и применение современных компьютерных технологий. Для этого наиболее подходящими являются flash-технологии, позволяющие заменить трудновоспринимаемые текстовые инструкции, на наглядную и понятную анимацию.
- Компьютерные средства обучения должны содержать актуальный учебный материал и быть снабжены актуальной нормативной базой. Для этого возможна реализация он-лайн подключения к соответствующим базам
- Средства обучения должны быть ориентированы на использование в Web-среде. То есть обучение может происходить не только путем подключения к внутренней корпоративной сети Интранет, но и удаленно, например, через интернет-портал банка, где путем ввода личного логина и пароля, каждый сотрудник может продолжить или начать обучение в любом месте и в любое время.
- Обеспечение непрерывности и цикличности процесса обучения и тестирования, например:
- регулярное проведение обучение и тестирование сотрудников при изменении их должностных или функциональных ролей;
- проведение обучения и тестирования сотрудников при существенных изменениях, происходящих в типовых программных комплексах;
- проведение обучения и тестирования вновь принятых сотрудников.
Например, в состав учебных курсов можно включить «программу адаптации» — специально созданную программу для новых сотрудников, на период испытательного срока, которая будет проводиться через учебный портал. Непрерывный и циклический характер обучения и тестирования позволит поддерживать необходимый уровень знаний сотрудников и соответствовать квалификационным требованиям с минимальными затратами, так как в основном будут использоваться уже существующие и разработанные дистанционные курсы.
- Образовательная программа должна быть нацелена на решение профессиональных проблем обучающихся специалистов банковской отрасли. Таким образом, основным результатом обучения является приращение профессиональной компетентности обучающихся. Учитывая изменение профессиональных навыков и умений как важнейший результат обучения, система повышения квалификации специалистов в идеале должна ориентироваться на более широкий перечень результатов, которые были бы адекватны вышеуказанным потребностям [2]. Этот перечень можно представить в виде слоев, где каждый последующий включает в себя предыдущий (рис. 3)
Рис.3 Навыки обучения
Первый уровень – базовые навыки, которые являются необходимым условием для приобретения профессиональных знаний и влияют на эффективность их использования.
Второй уровень – профессиональные навыки: способность осуществлять деятельность в конкретном профессиональном контексте.
Третий уровень – межличностные навыки: организованность, коммуникабельность, умение работать в команде, владение искусством переговоров.
Четвертый уровень – навыки обучения: умение применить имеющиеся знания в новых условиях, быстрая профессиональная адаптация.
Пятый уровень – личностные изменения, характеризующиеся способностью переосмысливать ценности, лежащие не только в основе профессиональной деятельности, но и выходящие за ее рамки.
В настоящее время дистанционное обучение в России развивается еще не достаточно быстро, и российский рынок дистанционного образования отстает от западных стран, где активно проводятся научно-исследовательские работы в области дистанционных технологий, и многие организации уже имеют собственные постоянно действующие университеты, институты, учебные центры внутреннего профессионального образования. Однако, в последние годы и в России многие банки начали рассматривать расходы на обучение персонала как основные и необходимые, понимая, что именно высококвалифицированный персонал является ключевым звеном в конкурентной борьбе в современных рыночных условиях.
Пока основными заказчиками и потребителями систем дистанционного обучения являются крупные организации с регионально распределенной структурой. Они все больше стараются внедрить электронные системы обучения среди своих сотрудников различных должностей, начиная от операторов и заканчивая руководителями структурных подразделения, по всем возможным направлениям.
Реализация предложеной модели построения адаптивного обучающего электронного курса в банковской сфере позволит обеспечить:
- четкую структуру курса и его упорядоченность;
- возможность организации индивидуального подхода к обучению специалиста, гибкость предоставления информации;
- многофункциональность обучающего курса;
- поэтапный самоконтроль обучения специалиста и контроль со стороны руководства;
- постоянную заинтересованность в обучении;
- актуальность учебного курса;
- возможность профессионального самосовершенствования без отрыва от производства.
Список литературы
- Гусева А.И., Дроздова А.А. Анализ применения электронных обучающих курсов в системе корпоративного обучения банковских сотрудников // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11–4. – С. 845-851;
- Дроздова А.А., Гусева А.И. Современные технологии дистанционного обучения в банковской сфере// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.
- Дроздова А.А. Корпоративное обучение как ключевое звено управления персоналом в банковской деятельности //Материалы XVIII Международной научно-практической конференция «Проблемы и перспективы развития образования в России». – Новосибирск. — — С. 288-295.
- Магура М.И., Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. — М.: Интел-Синтез, 2004. — С. 6-45.
- Сидоров В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции. — М.: Высш. шк., 2004.[schema type=»book» name=»ПОСТРОЕНИЕ АДАПТИВНОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА» description=»Данная работа посвящена системе корпоративного обучения и, в частности, дистанционного. Выявлена специфика обучения, характерные особенности и отличительные черты. Проанализированы существующие в настоящее время проблемы и недостатки. Для решения некоторых из них автором предложена обобщенная модель построения электронного обучающего курса, ориентированная на максимально эффективное обучение. Выделен перечень результатов, на которые должно ориентироваться проводимое обучение. Данный перечень представлен в виде слоев, где каждый последующий включает в себя предыдущий. Рассмотрены свойства и критерии, которым должен соответствовать обучающий курс, а также проанализированы результаты от его внедрения.» author=»Дроздова Анна Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-08″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]