В современном мире потоки материальных ресурсов, энергии и информации значительно изменили среду обитания человека. Новая среда жизнедеятельности, более активного поведениячеловека, удобно обустроенная за счет использования и изменения природного компонента, внесла и новые опасности в среду обитания.Причины многихопасностей заключаются в самих объектах техносферы.Это позволяет констатировать, что научно-технический прогресс сопровождается социальным регрессом в области защиты жизни и здоровья людей. Этим обстоятельством объясняется интерес к современным проблемам безопасности в различных сферах, стремление решать их различными средствами, а также прогнозировать возникновение чрезвычайных ситуаций.Соответственно, защита общества и государства от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их прогнозирование является одной из актуальных проблем современности. Прогнозировать возникновение аварии возможно и на основании регулярной статистики отказов, сбоев, локальных аварий, которые могут вызвать чрезвычайные ситуации на различных объектах.
Ведение и организация таможенной статистики являются одной из функций таможенных органов. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами в основном для таможенных целей. В то же время существуют в наличии статистические величины, показатели и признаки таможенной статистики, которые представляют интерес в качестве данных для прогнозирования техногенных катастроф. Актуальностьпроблемыпрогнозирования техногенных катастрофна современном этапе развития обществатребуют инновационных подходовк ее решению[1,2]. Одним из таких подходов, по нашему мнению, может стать использование показателей таможенной статистики.Рассмотрим их более подробно.
Документальной основой ведения таможенной статистики является информация, содержащаяся в первичном документе – в таможенной декларации (ТД). Причем для целей таможенной статистики используется только та информация из ТД, которая не относится к конфиденциальной, то есть не содержит сведений о конкретных внешнеторговых операциях и конкретных участниках внешнеэкономической деятельности.На основе данных, содержащихся в ТД, можно анализировать географическое и номенклатурное распределение товаров.
Как известно, предметом изучения статистики являются статистические совокупности (массовые явления). Для характеристики массовых явлений статистика использует статистические величины (показатели), которые характеризуют группы единиц или совокупность (явление) в целом. Статистические величины (показатели) подразделяются на абсолютные, относительные и средние.
Анализируя абсолютные величины, необходимо сопоставлять эти данные во времени и пространстве, исследовать закономерности их изменения и развития, изучать структуру совокупностей. В связи с этим указанные задачи мало выполнимы, поэтому необходимо использовать относительные величины. Относительная величина – это результат деления (сравнения) двух абсолютных величин. Различают относительные величины динамики, структуры, координации, сравнения и интенсивности, для краткости именуемые в дальнейшем индексами.
Ключевым элементом таможенной статистики является система показателей, отражающих цифровую характеристику различных явлений и процессов [3, 4]. Как правило, под термином «система показателей» понимается некоторое упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей. Определение содержания показателя и методов его оценки принято называть разработкой методологии. Разработка методологии, как правило, включает следующие этапы:
1) идентификация явлений и процессов, подлежащих статистическому изучению (определение типа разработанных данных), формулирование целей, ради которых должны быть исчислены те или иные показатели;
2) определение содержания показателей;
3) определение методов оценки отдельных показателей;
4) определение основных классификаций, которые должны быть применены для распределения изучаемых явлений на однородные группы на основе тех или иных критериев (например, ТН ВЭД);
5) определение основных источников данных, необходимых для исчисления показателей, а также процедуры обработки собранных данных с целью получения обобщающих показателей.
Следует отметить, что методология исчисления показателей представляет собой некоторый компромисс между тем, что было бы целесообразно достичь с теоретической точки зрения, и тем, что на практике можно получить с учетом имеющихся данных. Кроме того, все показатели рассчитываются с той или иной степенью точности, с той или иной степенью приближения к действительности, которую сложно измерить. Степень точности исчисления различных показателей различна и зависит от ряда факторов: от сложности изучаемых явлений, степени различия их характеристик, а также от требований к точности данных со стороны потребителей информации, что в свою очередь зависит от целей их использования. Система показателей таможенной статистики должна соответствовать определенным требованиям, чтобы была возможность проводить описание и анализ их развития[4]. Во-первых, она должна иметь всеохватывающий характер, т.е. распространяться на все аспекты исследуемого процесса, должны быть охвачены все хозяйствующие субъекты, все виды операций, которые они выполняют. Во-вторых показатели системы, относящиеся к различным аспектам процесса, должны быть методологически взаимосогласованы, т.е. они должны быть основаны на гармонизированных концепциях, определениях и классификациях.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает в себя достаточно широкий круг задач (объектов или предметов), состав которых обусловлен целями и задачами управленческого характера. Существенный вклад в решение задач по мониторингу и прогнозу чрезвычайных ситуаций может вести таможенная статистика, используя различные показатели, осуществляемые по разным видам объектов, контролируемым ингредиентам и параметрам по различным видам опасностей. Таможенная деятельность в этом направлении могла бы внести большой вклад в эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Но использование показателей таможеннойстатистики должноиметь правовые основания для создания единой информационной базы данных всех федеральных органов (МВД, МЧС, Минобороны, Спецстрой, Минздравсоцразвития, Минобрнауки, Минпромэнерго, Минтранс, Мининформсвязи, Минсельхоз, Минэкономразвития, Росатом, Росгидромет, Ростехнадзор, ФТС России и др.).
Укрепление взаимодействия таможенной службы с различными правоохранительными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется посредством:
- заключения соглашений о предоставлении доступа к ведомственным информационным базам данных для взаимного использования, а также посредством использования системы межведомственного электронного взаимодействия;
- внедрения электронных компонентов в систему оперативно-технического контроля товаров и транспортных средств в ходе их доставки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Таможенного союза до внутреннего таможенного органа;
- создания специализированных комплексов автоматической обработки билингвой информации, а также аналитической обработки результатов оперативно-технических мероприятий.
Вопрос информационного взаимодействия таможенных органов с иными органами весьма актуален, так как в этом направлении законодательство только развивается. Примером может служить опыт взаимодействии налоговых и таможенных органов.
Информационное взаимодействие налоговых и таможенных органов до недавнего времени почти не рассматривалось, так как носило теоретический характер. Проблемы таможенного законодательства упоминались в налоговом законодательстве лишь вскользь в виде отсылочных норм к таможенному законодательству.
Регулируют взаимодействие налоговых и таможенных органовряд правовых актов, среди которых самым значимым документом является НК РФ. Информация, которой обмениваются стороны, а также порядок этого обмена должны способствовать надлежащему выполнению сторонами возложенных на них задач. Стороны осуществляют обмен информацией на основании п. 3 ст. 82 НК РФ и ст. 10 ТК РФ. Вопросы информационного взаимодействия сторон по согласованию могут быть изменены и дополнены. Так у ФНС, как и у ФТС России существует своя электронная база, в которой регистрируются все изменения и дополнения. Каждая из служб может получать соответствующие данные по электронной почте, но под грифом «секретно».
Таким образом, взаимодействие ФНС и ФТС России может служить примером правового и технического решения вопроса сопряжения баз электронных данных.Такое взаимодействия должно быть направлено надостижение согласованности в осуществлении организационных и практических мер; координацию деятельности всех органов; обеспечение комплексного, эффективного использования сил и средств при выполнении задач и функций.
В целом информационного взаимодействия ФТС с другими органами способно решать задачисовершенствования систем прогнозирования техногенных катастроф.Однако для решения данной задачи необходимо проведение на государственном уровне организационных мероприятий по информационному взаимодействию таможенных органов с иными государственными органами России. В состав этих организационных мероприятий необходимо включить создание технического и программного обеспечения взаимодействия таможенных органов с другими органами, так как в настоящее время решение этой задачи невозможно без применения компьютерных технологий.
В настоящее время существует множество видов программного обеспечения – информационные аналитические системы, компьютерные программы различного назначения, которые представляют научный интерес для решения поставленных задач в данной работе. Рассмотрим их.
- 1 группа – ПО, информационно-аналитические системы, использующие базу данных таможенных деклараций, данные таможенной статистики.
Информационно-аналитическая система «Таможня» может являться примером указанного ПО.Она содержитполную, регулярно обновляющуюся таможенную базу данныхРоссии(базу данных таможенных деклараций) по всем экспортно-импортным операциям, проведенным в России за период с1996 – по текущую дату(данные всех таможенных терминалов РФ). Система «Таможня» позволяетбыстро получить отчеты по таможенной статистике, построить графики и диаграммы, наглядно отображающие ситуацию, быстро найти ТД по любым критериям и выгрузить выборку в Excel, а также предназначена для обработки информации из таможенной базы данных, анализа распределения грузопотоков и выявления тенденций ВЭД.
- 2 группа – ПО, прогнозирующее возникновение чрезвычайных ситуаций.
В качестве примера второй группы программного обеспечения ПО (прогнозирующее возникновение чрезвычайных ситуаций) целесообразно рассмотреть такиепрограммные комплексы как «Русь», модули блока «Трубопроводы, нефтепроводы, водоводы», «АХОВ», «Аммиак»,«ТОКСИ». Так, программа «ТОКСИ» дает возможности определения количества поступивших в атмосферу ОХВ при различных сценариях аварии; пространственно-временное поле концентрации ОХВ в атмосфере; размеры зон химического заражения, определяемой по ингаляционной токсодозе и т.д.
- 3 группа – ПО, получающее количественные оценки потенциальной опасности.
Для пояснениятретьей группы программного обеспеченияследует рассмотреть программы, использующие суть концепции анализа риска, которая заключается в построении множества (всех без исключения, не противоречащих законам физики) сценариев возникновения и развития возможных аварий на объекте, с последующей оценкой частот реализации каждого из сценариев и определении масштабов последствий при этих сценариях развития аварии[4].
Концепция анализа риска предполагает сбор большой информации как о самом потенциально опасном объекте, так и вблизи него, в зонах возможного поражения. Поэтому для технически сложных потенциально опасных объектов, когда число возможных сценариев аварий составляет сотни, оценка показателей риска производится с применением компьютерных программам. Эти программы связывают в единую расчетную модель процедуры формирования банка исходных данных, вычисления частот реализации различных сценариев возникновения и развития аварии, построения полей поражающих факторов, определения степени воздействия по пробит-функциям поражающих факторов на человека, здания, сооружения, основные производственные фонды и др., связывания вида и тяжести ущерба с вероятностью его возникновения (оценка риска), а также обеспечивают вывод необходимой информации в виде таблиц, графиков, диаграмм и отображений на карте, например, в виде изолиний индивидуального риска.
Все рассмотренные виды и, частично, принципы программного обеспечения, представляют интерес во взаимосвязи. Целесообразно предложить объединить их в единый продукт с целью прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера, обеспечивающий единую информационно-технологическую цепочкусбора, хранения, обработки информации, а также с целью проверки достоверности представления и обработки информации в области трубопроводного транспорта, нефтепроводов, транспортировки АХОВ и т.д. по всей информационной вертикали с использованием таможенной базы данных России.
Большой объем данных, используемый для обмена, делает необходимым внедрение компьютерных технологий в информационное взаимодействие. Автоматизированные системы позволяют справляться с большим количеством информации.ФТС располагает большими информационными базами, имеет единую электронную систему, что создает условия для оперативного информационного взаимодействия и возможности использования показателей таможенной статистики другими федеральными органами исполнительной власти – участникамиединой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целях реализации новых подходов в использовании показателей таможенной статистики необходимо в первую очередь осуществить следующее:
- Создание современных таможенно-логистических терминалов;
- Размещение таможенных органов Российской Федерации только в помещениях, являющихся федеральной собственностью;
- Внесение соответствующих изменений в Таможенный КодексТаможенной Службы и иные нормативные-правовые акты;
- Внедрение новых информационно-технических средств обеспечениядеятельности таможенных органов Российской Федерации;
- Создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации в том числе сопряжение баз данных;
- Создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;
- Совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами.
Представленные предложения по применению таможенной базы данных России для прогнозирования техногенных катастроф, которые были выработаны в ходе нашего исследования, далеко не исчерпывающие. Использование показателей таможенной статистики в качестве данных для систем прогнозирования ЧС является инновацией и на практике еще не применяется. Тема очень обширна, многогранна и может представлять большой интерес для дальнейших исследований и выработки практических решений в этой области деятельности таможенных органов. От начала решения вопроса и до его логического завершения потребуется объединить усилия специалистов таких профессиональных областей как IT, программирование, компьютерные технологии и управление, естественные науки, таможенные технологии, логистика, техносферная безопасность и другие.
Список литературы:
- Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 240 c.
- Соколова С.А. К вопросу эволюции управления инновациями // Социально-экономические проблемы управления: взгляд в будущее: матер. I Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. — Волгоград: ВолгГАСУ, 2004. — с. 239-242.
- Таможенная статистика: Учебно-методическое пособие / Л.И. Шорников, Д.В. Суходоев. – Н.Новгород: ГОУ ВПО «Нижегородский гос. университет им.Н.И. Лобачевского», 2006. – 80 с.
- Харьковский В.С., Апачиди А.И., Плотников В.М. Оценка показателей надежности систем функционирования промышленных объектов/ Монография. — Караганда, 2012.[schema type=»book» name=»ПОКАЗАТЕЛИ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ» description=»Целью данной работы является исследование перспективы использования показателей таможенной статистики в целях совершенствования системы прогнозирования техногенных катастроф. При выполнении работы использовался метод научных исследований, включающий изучение, анализ, обобщение информации из литературных источников, исследование нормативных правовых актов и опыта оценки показателей надежности систем функционирования промышленных объектов. Научная новизна заключается в разработке предложений по прогнозированиютехногенных катастроф на основе анализа показателей таможенной статистики.» author=»Кучинский Виктор Францевич, Паздников Александр Павлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]