Движущей силой развития современного рыночного хозяйства и главным фактором создания конкурентоспособной экономики муниципальных районов является развитие малого бизнеса. В связи с этим, растет интерес к институту предпринимательства, а также оценке и развитию управленческого потенциала населения, способного организовать и развивать бизнес. Небольшие предприятия создают не только рабочие места, но и могут в значительной степени влиять на доходы населения, таким образом, повышая качество их жизни [3]. Взаимные интересы развития общества, муниципального образования и населения позволяют существенно изменить подход к стремлению постоянно увеличивать социально-экономические показатели с позиции гуманистической парадигмы. Сущность которой заключается в том, что главной целью развития является рост благосостояния населения, его удовлетворенность трудовой деятельностью, удовлетворенность условиями окружающей среды, а экономические показатели лишь характеризуют достижение этих целей. Целенаправленное развитие муниципальных районов, прежде всего, определяется благоприятными условиями для выявления и развития человеческого потенциала населения. Процессы взаимодействия интересов части населения, имеющего высокий уровень управленческого потенциала, и интересов развития муниципального района определяют систему управления развитием [1].
Это ведет к двусторонним выгодам. С одной стороны, население стремится к творческой реализации своего человеческого потенциала по всем направлениям, использованию своих знаний, способностей, умений, а также максимальной реализации человеческих ресурсов, построению успешной карьеры в соответствии с возможностями. С другой стороны условия, позволяющие населению максимально реализовывать способности, может успешно развиваться, не опасаясь спадов и кризисов, за счет совершенствования методов и технологий управления и производства, преумножая таким путем свой экономический потенциал [2].
Выявление и поддержка управленческого потенциала, формирование благоприятных условий для развития влечет за собой повышение уровня и качества жизни населения муниципальных районов, и может характеризоваться ростом количества предприятий малого бизнеса. Повышается значение малого бизнеса в снижении безработицы и росте ВВП, пополняются бюджеты разных уровней за счет налоговых отчислений предпринимателей, работодателей. [4] В России деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года, согласно которому, представителем данного сектора экономики может стать любой хозяйствующий субъект. В табл.1 представлены статистические показатели динамики изменения численности малых предприятий по России, Нижегородской области, и одному из муниципальных образований Нижегородской области ( г. Бор) [5, 6].
Таблица 1
Показатели изменения численности малых предприятий по России, Нижегородской области, и городскому округу г. Бор за 2009-2013 гг.
Городской округ г. Бор |
Нижегородская область |
РФ |
||||||||||
На начало года тыс.ед | На конец года тыс. ед | Прирост тыс. ед. | Темп прироста по отношению к базисному году, % | На начало года тыс. ед | На конец года тыс. ед | Прирост тыс. ед. | Темп прироста по отношению к базисному году, % | На начало года тыс. ед | На конец года тыс. ед | Прирост тыс. ед. | Темп прироста по отношению к базисному году, % | |
2009 | 276,18 | 292,32 | 16,14 | 5,84 | 6876 | 7136,0 | 260 | 3,78 | 1347,7 | 1602,5 | 254.8 | 18,91 |
2010 | 292,32 | 175,79 | -116.53 | -36,35 | 7136.0 | 5964,0 | -1172,0 | -13.26 | 1602,5 | 1644,3 | 41,8 | 22,01 |
2011 | 175,79 | 287,12 | 111,33 | 3,96 | 5964,0 | 6342,0 | 378,0 | -7,77 | 1644,3 | 1825,4 | 181,1 | 35,45 |
2012 | 287,12 | 286,99 | -0,13 | 3,91 | 6342,0 | 6431,0 | 89,0 | -6,47 | 1825,4 | 1997,0 | 171.6 | 48,18 |
2013 | 286,99 | 289,75 | 2,76 | 4,91 | 6431,0 | 6900,0 | 469,0 | 0,35 | 1997 | 6037,0 | 4040,0 | 347,95 |
итого | 1318,4 | 1331,97 | 13,57 | 1,03 | 32749,0 | 32773,0 | 24,0 | 0,07 | 8416,9 | 13106,2 | 4689.3 | 55,71 |
Сравнение динамики изменения числа малых и средних предприятий по Нижегородской области, представленной в табл.1, показало, что в 2010 г. произошло существенное снижение количества малых предприятий по области с 7136 тыс.ед. до 5964 тыс.ед. т.е на 13,26% по отношению к 2009 г. Темпы прироста численности малых предприятий к концу 2013 года не достигли уровня 2009 года. Анализ также показал, что изменения динамики соответствуют тенденциям их изменения по России, Нижегородской области и отдельным муниципальным образованиям (рис.1).
Рис.1 Сравнительная характеристика темпов прироста количества малых предприятий по отношению к базисному году (2009 год), %
Правительство Российской Федерации принимает ряд мер для помощи малому бизнесу, что должно привести к росту ВВП. В настоящее время значительно сокращена «бюрократическая волокита», которая сопровождает открытие собственного предприятия, уменьшено количество проверок со стороны контролирующих органов, для частных предпринимателей строятся офисные центры с низкой ставкой аренды, а также предлагаются различные виды грантов и кредитов для развития собственного бизнеса. Однако, как показал анализ, несмотря на множество усилий, предпринимаемых не только государственными, но и муниципальными органами власти, малый и средний бизнес не вносит достаточный вклад в развитие муниципальных образований. С точки зрения экономических параметров малые и средние предприятия влияют только лишь на уровень занятости населения.
Рис.2 Сравнительная характеристика динамики численности занятых на малых предприятиях и количества производимой продукции в расчете на тысячу занятых в 2009-2013 гг.
Анализ показал, что число предприятий и среднесписочная численность работающих в них с 2007 по 2013 гг. росли, а объем произведенных товаров и услуг в расчете на тысячу занятых на малых предприятиях с каждым годом становится меньше. Также следует отметить, что объем отгруженной продукции с малых предприятий не дисконтирован, следовательно, говорить о весомой доле в формировании валового муниципального продукта сложно.
Как показывают исследования ученых, высоким уровнем управленческого потенциала и социальной ответственности обладает лишь 5-6% всего населения [1]. Анализ управленческого потенциала части населения, желающего открыть малое предприятие, на муниципальном уровне не осуществляется, а, следовательно, высоких результатов от их деятельности ожидать и не следует.
Большинство предпринимателей в стремлении быстрее и проще заработать, занимают самые простые свободные ниши в спросе выбирая примитивный бизнес сталкиваются с жесткой конкуренцией. С другой стороны, выбирая еще свободное от конкуренции поле, сталкиваются с другими проблемами, связанными со сложным бизнесом.
Как следствие, общая статистика успеха и неудач малого бизнеса показывает высокую степень риска банкротства. Кроме того, к рисковым факторам, характеризующим малый бизнес, следует отнести, в том числе, низкий уровень управленческого потенциала, привлечение неопытного и неквалифицированного персонала, сокрытие доходов и заработной платы, низкое качество продукции/услуг, высокая текучесть кадров. Как следствие, деятельность предприятий и организаций малого и среднего бизнеса в России в целом слабо отражается на общем уровне качества жизни населения.
Список литературы:
- Егоршин А.П., Захарова С.Г. Карьера одаренного менеджера- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Логос, 2012. – 384 с.
- Захарова С.Г., Банин М.А. Влияние бюджетной политики России на антикризисное управление муниципальными районами // Современные концепции научных исследований.-Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) -ежемесячный научный журнал/ под общей ред. Аркулина Т.В. — М.: 2014 г., №4, часть 8 — С.116-119.
- Захарова С.Г., Масленников Н.А. Закономерности изменения качества жизни населения как индикатор институциональных преобразований в России / Экономика и менеджмент систем управления — Научно-практический журнал/ под общей ред. Кравца О.Я. — М.: изд-во Научная книга, 2013, №2.1 — С.134-143.
- Захарова С.Г., Федина Н.И. Развитие малого бизнеса как фактор экономического роста. Н.Новгород: НИМБ, 2014 – С. 159-164.
- Росстат. https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/-2014.
- Официальный сайт Администрации городского округа город Бор Нижегородской области. Режим доступа: https:// borcity.ru.[schema type=»book» name=»ОЦЕНКА РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ» description=»Определена роль малого бизнеса в развитии муниципального района; проведен анализ динамики развития предприятий и организаций малого бизнеса; проведена оценка показателей деятельности малого бизнеса.» author=»Захарова Светлана Германовна, Сергейчев Николай Юрьевич, Федина Наталья Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]