Рассматривая контрольную функцию с позиции управления организацией, можно отметить, что контроль — это функция управления, охватывающая всю финансово-хозяйственную деятельность организации в соответствии с нормами законодательства и внутрифирменными правилами.
Налоговый контроль традиционно рассматривается в качестве государственной функции. Вместе с тем по мере совершенствования налогового администрирования формируется и развивается система внутреннего налогового контроля хозяйствующих субъектов как совокупность процедур, направленных на выявление, исправление, предотвращение ошибок в налоговых расчетах, оценку налоговых последствий хозяйственных операций компании и минимизацию налоговых рисков.
Исследование термина «налоговый риск» в отечественном налоговом законодательстве как самостоятельной экономической категории, привело к первоначальной необходимости определить субъекты налоговых правоотношений. Опираясь на нормы налогового законодательства РФ можно выделить следующие основные субъекты налоговых правоотношений:
1) налогоплательщик (плательщик налогов и сборов) – субъект (организация или физическое лицо), у которого возникает обязанность по правильному и своевременному исчислению, а также правильной и своевременной уплате налогов и сборов;
2) налоговый агент – субъект (организация или физическое лицо), у которого возникает обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в пользу государства (в бюджетную систему Российской Федерации);
3) контролирующие органы — налоговые органы, таможенные органы, счётная палата РФ и другие органы, осуществляющие контроль над своевременным и правильным исчислением и уплатой налогов и сборов налогоплательщиками; 4) представители налогоплательщиков – уполномоченные и законные представители плательщик налогов и сборов;
4) прочие субъекты.
Дальнейшее исследование определений понятия «налоговый риск», представленных отечественными авторами, позволило выделить следующие основные характеристики налогового риска:
1) Налоговые риски имеют неблагоприятные последствия для налогоплательщика и (или) налогового агента в виде потерь различного характера, которые выражаются в ухудшении финансово-хозяйственной ситуации в организации в результате возможной уплаты налоговых доначислений и штрафов, снижения оборота средств в результате действий налоговых органов (например, арест расчётных счетов), и других санкций финансового характера;
2) Налоговые риски возникают в процессе исчисления, начисления и уплаты налогов (при наличии существенной вероятности проведения налоговой проверки);
3) Налоговые риски связаны с нехваткой информации (правовой, финансово-хозяйственной, прочей) (в данном случае – к такой «нехватке» возможно отнести также и постоянно изменяющееся налоговое законодательство);
4) Налоговые риски появляются в результате действий (бездействия) субъектов налоговых правоотношений;
5) Налоговые риски связаны с возникновением (возможным возникновением) налоговых правоотношений их субъектов.
Признаком налогового риска выступает опасность неблагоприятных налоговых последствий в виде претензий и доначислений, т.е.главным образом, — возможность финансовых потерь. Здесь необходимо обратить внимание, что противоположная ситуация, когда компания не задолжала, а переплатила государству, также неблагоприятна, т.е. налицо те же финансовые потери. Внешними причинами возникновения негативных последствий для компании могут служить изменение законодательства в сфере налогообложения, субъективизм и отсутствие четкой позиции контролирующих органов относительно спорных вопросов, возникающих в процессе исчисления налогов, противоречивая правоприменительная практика.
Внутренние причины — это чаще всего низкая квалификация специалистов в штате компании, отвечающих за оценку и минимизацию налоговых рисков, а также отсутствие выработанной единообразной системы внутреннего контроля налоговых рисков, включающей в себя оценку последствий хозяйственных операций компании и контроль налоговых обязательств и налоговых расчетов компании.
Основными целями внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов являются соблюдение норм налогового законодательства, обеспечение точного расчета сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет государства, своевременности и правильности их уплаты. А это, в свою очередь, способствует созданию финансово устойчивой, стабильной основы для деятельности компании без серьезных финансовых и моральных издержек.
В качестве конкретных задач внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов можно выделить:
— минимизацию всех категорий налоговых рисков (включая риск доначислений и риск переплаты налогов);
— построение эффективной и прозрачной системы налоговых обязательств и расчетов, понятной как для непосредственных исполнителей, так и для руководителей компании;
— предотвращение и устранение ошибок при исчислении налогов;
— своевременную подготовку, достоверность и полноту всех форм налоговой отчетности.
На наш взгляд к последствиям налогового риска можно отнести:
— проведение мероприятий налогового контроля (включающие камеральные, выездные, внеплановые, дополнительные проверки);
— арест активов (прежде всего – расчётных счетов);
— доведение налогоплательщика и (или) налогового агента до банкротства;
— увеличение налогового бремени (включая отмену налоговых льгот);
— приостановление деятельности налогоплательщика и (или) налогового агента;
— исключение налогоплательщика и (или) налогового агента из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
— снижение и (или) потеряоборачиваемости и ликвидности налогоплательщика и (или) налогового агента;
— применение мер в виде доначисления недоимки, пеней и штрафов;
— применение мер административной ответственности для налогоплательщика и (или) налогового агента, и (или) его должностных лиц;
— уголовного преследования должностных лиц налогоплательщика и (или) налогового агента;
— применение мер налоговой ответственности для налогоплательщика и (или) налогового агента, и (или) его должностных лиц;
— занесение лиц в специальные реестры (реестры фирм-однодневок, реестр массовых руководителей, реестр массовых юридических адресов, и др.);
— прочие последствия.
Вступление в законную силуФедерального закона N 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. «О бухгалтерском учете» у организаций возникла обязанность осуществления внутреннего контроля за ведением бухгалтерского учета. Результаты формирования и функционирования внутреннего контроля в организациях, активный интерес к нему в сфере налогового администрирования привели к расширению его предметной области до налоговой функции. Внутренний контроль (ВК) служит одним из инструментов снижения и налоговых рисков- рисков ошибок при расчете и перечислении в бюджет налоговых обязательств, а также излишних расходов в виде штрафных санкций и пеней за нарушениянорм налогового законодательства. Глава 14 «Налоговый контроль» части 1 НК РФ, как и сам НК РФ не содержит норм, прямо регулирующих внутренний налоговый контроль и налоговые риски. Поэтому организация такого контроля, как части системы ВК, требует соответствующего понимания такой необходимости со стороны руководства предприятия и должной нормативной регламентации внутри организации.
Список литературы:
- Морунов В.В. О документах, концептуально регулирующих в организации внутренний контроль, основанный на риске // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в экономике, управлении проектами, педагогике, праве, истории, культурологии, языкознании, природопользовании, растениеводстве, биологии, зоологии, химии, политологии, психологии, медицин, филологии, философии, социологии, математике, технике, физике, , информатике, градостроительстве», 30-31 июля 2014 года, г.Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2014. — 196 с. — с.99-100;
- Морунов В.В. О налоговом контроле как составляющей системы внутреннего контроля в организации // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития в экономике, проектном менеджменте, образовании, юриспруденции, языкоознании, культурологии, экологии, зоологии, химии, биологии, медицине, психологии, политологии, филологии, философии, социологии, градостроительстве, информатике, технике, математике, физике, истории.растениеводстве», 30-31 октября 2014 года, г. Санкт-Петербург. — СПб.: Издательство «КультИнформПресс», 2014. — 195 с. — с. 91-92;
- Морунов В.В. О необходимости внутреннего контроля как основы обеспечения экономической безопасности организации // Сборник публикаций центра экономических исследований XXV Международной научно-практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные подходы к формированию концепции экономического роста: теория и практика»: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). — С-П.: Центр экономических исследований, 2014. — 104с. — с. 6-9;[schema type=»book» name=»МИНИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ КАК ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО НАЛОГОВОГОКОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ » author=»Морунов Виталий Викторович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]