В условиях трудного политического и экономического климата в мире государство обеспокоено снижением числа представителей малого предпринимательства. Внимание сконцентрировано на проблемах малого бизнеса, так как достаточно большая доля занятых людей приходится именно на работников этого сектора, а это означает, что данная сфера – основа роста экономики.
Развитие малого предпринимательства способствует ускорению социально-экономического развития области, обеспечению приемлемого уровня и качества жизни населения, снижению показателей бедности и безработицы, формированию среднего слоя в обществе.
Государство активно проводит программы поддержки малого бизнеса как федерального масштаба, так и регионального. Например, областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. N 1483-ПП, в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 29 мая, 11 июля, 29 октября, 18 декабря 2012 г., 22 мая, 5 июля 2013 г. Ее целью является содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области для повышения их конкурентоспособности.
Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и многое другое. В 2013 году по «Федеральной программе субсидий для развития малого бизнеса» были направлены средства федерального бюджета в размере 55% на прямые субсидии предпринимателям, 45% — на создание объектов инфраструктуры поддержки (таблица 1).
Таблица 1 – Распределение средств федерального бюджета на реализацию программы по предпринимательству в 2013 году [4]
Наименование мероприятия | Выделено, млрд. руб. | % от общего лимита | Количество регионов, участвующих в программе, ед. |
Субсидии регионам на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства | 18,03 | 91 | 82 |
Поддержка предпринимательской инициативы и содействие вовлечению в предпринимательство | 2,03 | 10,2 | — |
в том числе:
грантовая поддержка начинающих |
1,12 | 5,6 | 44 |
Перевооружение и модернизация производства, в том числе: | 5 | 25,2 | 75 |
поддержка лизинга малых компаний | 3 | 15,1 | 72 |
Поддержка малых инновационных компаний | 1,14 | 5,8 | 59 |
Расширение доступа к финансовым ресурсам, в том числе: | 4,33 | 21,9 | — |
создание микрофинансовых организаций | 2,25 | 11,4 | 35 |
создание гарантийных фондов | 2,08 | 10,5 | 35 |
Создание и развитие объектов инфраструктуры содействия предпринимательству, в том числе инновационной инфраструктуры | 2,93 | 14,8 | — |
Иное (поддержка муниципальных программ, в том числе поддержка монопрофильных муниципальных образований (моногорода), мероприятия по энергоэффективности, техприсоединению) | 2,6 | 13,1 | — |
бизнес-инкубаторы — от 900 кв. м., промпарки — от 20 тыс. кв. м., технопарки — от 5 тыс. кв. м | 1,79 | 9 | 20 |
ВСЕГО | 19,82 | 100 | 82 |
Однако, согласно данным за 2013 год, было зафиксировано снижение числа индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств на 431686 единиц по сравнению с предыдущим годом. Причиной этого явления послужило существенное повышение обязательных страховых взносов для представителей малого бизнеса в 2013 году (с 17 208,25 руб. в 2012 году до 35 664,66 руб. в 2013 году), что повлекло за собой массовое снятие с учета предпринимателей (которое началось еще в конце 2012 года) [2].
Это доказывает, что самое сильное влияние на развитие предпринимательства в нашей стране оказывает налоговая политика. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса и влияние это — мгновенно, а неудачные налоговые решения приводят к катастрофическим последствиям. Высокий уровень налогообложения субъектов хозяйственного производства ограничивает финансовые возможности малых предприятий по наращиванию производства, а частое изменение налогового механизма порождает чувство неуверенности, ослабляющее действенность налоговых льгот, препятствующее притоку инвестиций.
Программы развития малого предпринимательства становятся всё более актуальными, поскольку в большинстве российских регионов имеет место потребность в продукции, с производством которой лучше всего справятся небольшие предприятия и фирмы. Тем, кто осуществляет свою деятельность в таких отраслях, местная администрация предлагает определённое возмещение затрат, а также лизинг оборудования на основе льготных условий. Данная поддержка просто необходима для развития малых фирм и предприятий.
Однако, стоит заметить, что существующие в настоящее время программы поддержки малого предпринимательства малоэффективны. Но все же, мы можем заметить, как правительство Российской Федерации стремится исправить ситуацию, вводя новые законы о налогообложении.
В качестве одного из примеров таких изменений является закон о налоговых каникулах для малого бизнеса, вступивший в силу с 1 января 2015 года[1]. По данному закону индивидуальные предприниматели, которые открывают свое дело в производственной, социальной и научной сферах, могут в течение двух налоговых периодов применять нулевую налоговую ставку. Документ предусматривает, что субъекты Российской Федерации самостоятельно будут определять конкретные виды предпринимательской деятельности, относительно которых будет применяться налоговая ставка в 0 процентов, а также устанавливать дополнительные требования к налогоплательщикам (количество наемных работников, предельный доход за налоговый период и другие). При этом предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации не более чем в 10 раз. По итогам налогового периода доля доходов от реализации предпринимательской деятельности, в отношений которой применялась данная налоговая ставка, должна быть не менее 70 процентов. Таким образом, данный законопроект будет способствовать вовлечению в экономику большего числа физических лиц и развитию малого бизнеса, что на прямую повлияет на экономическую ситуацию в стране.
Более того, 17 марта 2015 года, в рамках «антикризисного плана», Комиссией Правительства был одобрен законопроект, внесенный Министерством Финансов, о специальных налоговых режимах для малого бизнеса. Согласно этому изменению, законодательным органам государственной власти субъектов Федерации и представительным органам муниципальных образований предоставляется право устанавливать налоговые ставки в зависимости от различных видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков, а так же особенности определения налоговой базы. Кроме того, региональным властям предоставляется право снижать ставки от 1% до 6% по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов. Этот законопроект направлен на развитие малого и среднего предпринимательства за счёт снижения финансовых и административных издержек в целях устойчивого развития экономики и социальной стабильности[5].
Так же государство предоставляет субсидии на развитие малого бизнеса. Для предприятий со средней численностью работников менее 15 человек максимальный размер субсидии — 1 млн. руб., но не более 50% от произведённых затрат для одного субъекта малого и среднего предпринимательства. Для предприятий, у которых средняя численность работников составляет 15 человек и более максимальный размер субсидии — 10 млн. руб., но не более 50% от произведённых затрат для одного субъекта малого и среднего предпринимательства [3].
Самым свежим нововведением для поддержания малого и среднего бизнеса является проект о внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», подготовленный Министерством экономического развития Российской Федерации. Данный законопроект предусматривает сокращение сроков регистрации и облегчение данной процедуры для представителей малого предпринимательства. Законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 16 апреля 2015 года.
Последние решения по малому и среднему бизнесу, принятые высшим руководством страны, носят в основном конструктивный и комплексный характер. Сделан существенный шаг вперед в понимании сути экономических проблем малого и среднего бизнеса. Институт малого предпринимательства играет позитивную роль в экономике России, так как малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда возникает необходимость поддерживать и развивать эту отрасль со стороны государства, проводя продуктивную налоговую политику, а так же обеспечивая малый бизнес долгосрочными эффективными программами стимулирования.
Литература и примечания:
- Федеральный закон от 29.12.2014 №477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ».
- Аналитический доклад «ФинЭкспертиза»: «Что тормозит рост предпринимательской активности: кризис или налоговое бремя?» .
- Годовой отчет о деятельности Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства 2014г. [Электронный ресурс]: https://sofp.ru/about/documenty/ (дата обращения 15.05.2015г)
- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: разработан Минэкономразвития России, 2013, 32с.
- Статья от 17.03.2015 о внесении Минфином законопроекта о специальных налоговых режимах для малого бизнеса. Электронный ресурс: https://government.ru/dep_news/17238/ (дата обращения 05.05.2015)[schema type=»book» name=»МЕТОДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКУ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТЯЖЕЛЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ» description=»В связи с повсеместным обсуждением вопросов поддержки и стимулирования малого бизнеса в трудных экономических и политических условиях, автор считает, что рассмотрение этой темы является актуальным.» author=»Истомина Юлия Владимировна, Демина Мария Ильинична, Исайчик Ксения Федоровна, Назарова Юлия Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]