Санаторно-курортный этап является важным этапом развития системы здравоохранения республики Крым (РК) как субъекта Российской Федерации. В условиях свободной экономической зоны могут предоставляться более широкие возможности для комплексного влияния на организм пациентов и рекреантов. Сочетание специфических и общих, лечебных, реабилитационных и рекреационных воздействий, делает этот этап незаменимым в комплексе лечебно-профилактических мероприятий. Применение в курортных условиях курортно-климатических и преформированных физических факторов позволяет достичь и профилактический, и лечебный, и реабилитационный, и рекреационный эффект для всей системы охраны здоровья (ОЗ). Санаторную реабилитацию можно назвать “… консолидирующей, поскольку именно на этом этапе проводятся мероприятия, способствующие консолидации ремиссии…” [2,с. 45].
При этом рекреация, реабилитация и санаторно-курортное лечение реализуются не в отрыве друг от друга, а в тесном единстве и взаимодействии.
Каждый руководитель санаторно-курортного учреждения (СКУ) обязан знать основные принципы санаторно-курортного этапа, от учёта которых существенно зависит эффективность всей системы ОЗ, а именно:
- Строгий отбор контингента с определением наиболее подходящего курорта, а также сезона.
- Соблюдение санаторно-курортного режима, построенного по принципу возрастающей нагрузки (щадящий, тонизирования, тренирования) и предполагающего определенный объём климатических и физических воздействий в соответствии с состоянием организма.
- Разумное сочетание комплекса курортных факторов и последовательного применения лечебных методов с постоянным систематическим врачебным контролем.
- Профилактика метеопатических реакций.
- Комплексность лечебных, реабилитационных и рекреационных мероприятий.
К сожалению, лечебно-оздоровительный потенциал курортов выпадает из экономической структуры региона: 1) недостаточный уровень потребителей медицинских и санаторно-курортных услуг; 2) неравномерное распределение их по территории; 3) ярко выраженная сезонность, концентрация местного населения на наиболее ценных курортных территориях, сложившийся дисбаланс в освоении прибрежных и глубинных территорий; 4) отсутствие комплексной программы и единого руководства здравоохранением и курортами. “…Санаторно-курортное дело… традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения…” [4,с. 3].
Крымский полуостров концентрирует 29,6 % всех рекреационных ресурсов, 10,0 % емкости гостиничного фонда, более 30,0 % потока иностранных туристов. В межрайонном разделении труда Крым выделяется, прежде всего, производством оздоровительных и лечебных услуг (70,0 % и 11,0 % соответственно от всех целей посещения для организованных рекреантов).
Рекреационная территория Крымского региона может быть охарактеризована как медико-санаторно-курортное пространство (МСКП) с общими проблемами (экологическими, демографическими, социальными, экономическими), а также специфическо-региональными. Регион имеет свою специализацию и структуру хозяйства, связанную с развитием непроизводственной сферы.
Сегодня просматриваются следующие основные подсистемы рекреационной системы Крыма:
- Подсистема – «рекреанты» РФ, ближнего и дальнего зарубежья;
- Подсистема аттрактивности (привлекательности) рекреационных ресурсов (курортологических, оздоровительных, туристских и др.);
- Подсистема технического обслуживания (транспорт, связь и др.);
- Подсистема обеспечения трудовыми ресурсами (занятость населения);
- Подсистема – «управление», которая является ключевой на сегодня с использованием принципов менеджмента качества [5,с. 57].
При этом необходимо учесть, что проблемы здоровья в регионе сегодня и на перспективу вполне решаемы:
- в рамках функционально единой системы ОЗ;
- под единым координирующим руководством;
- на едином МСКП (рекреационной территории) полуострова;
- в условиях межсекторального сотрудничества.
Основанием для такого рода предположения служит следующее обстоятельство. Между основными видами врачебной деятельности (диагностикой, профилактикой, лечением, реабилитацией) и формами рекреации (санаторно-курортным лечением, оздоровительным отдыхом и туризмом) наблюдается всё возрастающая тенденция к интеграции и взаимопроникновению, что делает целесообразным и необходимым объединение в перспективе соответствующих органов управления (министерства курортов и туризма и МЗ Крыма). Такой подход к проблемам здоровья находится в полном соответствии с теорией систем, в целом, и требованиями к моделированию ее обязательных составных частей и функциональных процессов.
Экономический эффект рекреационной деятельности, как составной части экономического эффекта здравоохранения, достаточно многогранен. Это и производство услуг, и товаров для рекреации (эффект мультипликации), и прибыль от реализации путёвок, и снижение заболеваемости и трудовых потерь, повышение производительности труда, продление сроков трудовой деятельности, а также приток денежных средств в регион, расширение сферы приложения труда, повышение занятости населения. Последнее особенно важно, потому что позволяет более рационально, на интегрированной основе, пропорционально, а, соответственно, и эффективно использовать трудовые и другие системные ресурсы, например, медицинский персонал этих систем.
Обращает на себя внимание тот факт, что при подсчёте экономического эффекта бывшего союзного здравоохранения, понятия лечение и отдых (рекреация) не разделялись и являлись слагаемыми успеха всей отрасли (С.Г.Струмилин, 1966 г.). Это ещё один аргумент в пользу объединения усилий 2-х республиканских министерств по достижению здоровья в Крыму на современном этапе.
Существующие проблемы рекреации в Крыму (оптимальной вместимости, рационального распределения потоков рекреантов, сезонности, выявления сезонных трудовых ресурсов, расселение обслуживающего персонала) должны решаться с позиции системного подхода под единым патронатом объединенного субъекта управления (СУ) в сочетании с полной или относительно полной самостоятельностью (автономным управлением и экономикой) как государственных, так и приватизированных санаториев, домов отдыха, пансионатов. Все они должны рассматриваться, как составные структурные объекты системы по обеспечению реализации проблем здоровья населения и рекреантов на полуострове, так как каждый курортный сезон – благо не только для экономики региона, но и для РФ.
К сожалению, в последние годы спрос на услуги КРК в Крыму снизился из-за необоснованной дороговизны курортных, оздоровительных, лечебных, жилищно-бытовых и сервисных услуг, а также несоответствия нашей рекреационной зоны международным стандартам среднего потребления. Поэтому и наметилась тенденция лечиться и оздоравливаться в разных регионах дальнего зарубежья, которые по многим параметрам уступают Крыму.
Крымский курорт изначально в своей идеологии был сориентирован на внутреннего потребителя. Субъект РФ останется малоизвестным курортом до тех пор, пока серьезно не займется своей инфраструктурой.
Сегодня следует учитывать следующие факторы:
- Анализ спроса населения на курортные услуги в динамике. Прогнозирование спроса связано с особенностями развития курортной индустрии (высокий удельный вес основных фондов, сравнительно медленная их окупаемость, привязанность потребления услуг к месту их производства, невозможность их накопления). Расширение ассортимента услуг предполагает капиталовложения, которые осваиваются в течении продолжительного времени. Неспособность курортов быстро реагировать на изменяющиеся условия спроса приводит к крайней неэластичности предложения.
- В рыночных условиях пассивное отношение к конкурентоспособности курортов должно закончиться, так как для большинства населения региона рекреационная деятельность – основное средство существования. Достижение конкурентных преимуществ тесно связано с выбором рынка и соответствующей дифференциацией предложений.
- Курортное хозяйство по своей экономической сущности многоотраслевое. Оно включает санатории и гостиницы, торговлю и общественное питание, клубы и кинотеатры, транспорт и связь. Следовательно, курорт – это единое комплексное хозяйство, которое требует организации и координации управления.[6, с. 175].
- Важна полная картина того, насколько санаторно-курортные услуги соответствуют структуре разных категорий потребителей. Это трудно, но необходимо. Здесь на помощь могут придти социологические исследования.
- Рынок здоровья. Границы рынка определяются не только географией, но и особенностями предоставления курортно – реабилитационных услуг. В самом общем виде “корпорационная миссия” состоит в том, чтобы продавать на курорте все, всем и везде.
Курорт должен оставаться не только лечебным, поскольку таковым он создавался десятилетиями, но и развивать профилактическую направленность. Анализ сложившейся ситуации лишний раз подтверждает “…декларативность оздоровительной (превентивной) политики в большей мере, чем её трезвую оценку …” [3, с. 40].
- Инвестиции обычно используются для финансовой поддержки, поэтому их структура позволяет судить об ориентирах хозяйственной программы. Цели развития курорта должны обеспечиваться из других внебюджетных источников, как собственных, так и заемных.
- На курорте появились разные организационно-правовые формы деятельности, в том числе, и частная собственность.
- Программа развития – один из самых четких стратегических индикаторов.
- Профессионализм и компетентность управления. Учитывая преимущественно клиницизированный характер действия современных СКУ, целесообразно организационно, независимо от форм собственности и принадлежности, подчинить их МЗ Крыма. “… Передача опеки курортного дела Минздраву является… естественным и положительным моментом в эволюции развития курортного комплекса страны, поскольку при новых формах хозяйствования единственным аспектом, подлежащим государственному регулированию, является медицина на курортах…”,следует “…проводить государственную политику и осуществлять управление в сфере здравоохранения, включая и курортное дело, а также координировать в этой сфере деятельность иных … органов исполнительной власти…” [1,с. 49].
В условиях все возрастающего разнообразия форм собственности теряются рычаги управления здравницами, экономические интересы которых часто не совпадают с интересами региона, что не способствует стабилизации и росту отчислений в бюджет государства, в систему ОЗ, в частности. Система управления рекреационной деятельностью в регионе не соответствует современным требованиям:
— ведомственный подход обусловил отсутствие необходимой нормативно-методической базы для управления КРК, как региональным экономическим комплексом;
— отсутствует эффективная вертикаль управления КРК, объединяющая СУ различных форм собственности и ведомственной подчиненности;
— органами управления КРК практически не используются современные управленческие технологии (геоинформационные и экспертные системы, базы и банки данных), что не позволяет организовать эффективный учет объектов управления (ОУ);
— уровень научно-методического обеспечения органов регионального управления не позволяет им принимать научно-обоснованные решения, что приводит к неэффективному использованию финансовых средств.
Основная цель КРК Крыма – повышение совокупного дохода СКУ и соответствующих отчислений в бюджет путем расширения объема медико-оздоровительных услуг и повышения их качества, осуществления экономически обоснованной ценовой и инвестиционной политики, повышения аттрактивности и конкурентоспособности курортов Крыма, стабилизации и оптимизации ресурсного обеспечения их деятельности, сотрудничества с объектами здравоохранения региона.
Достижение главной цели обеспечит, например:
— введение стандартов лечебно-профилактической и рекреационно-оздоровительной деятельности СКУ;
— медико-климатическое зонирование для более эффективного использования климатических факторов в медицинской реабилитации и профилактике;
— сертификация и лицензирование всех действующих и создаваемых СКУ;
— аттестация всех здравниц с выделением классности;
— маркетинговые исследования по предоставлению комплекса услуг и механизма их ценообразования;
— мониторинг и управление объемом, качеством и ценой услуг в зависимости от класса СКУ, сезона и текущей ситуации;
— рекламное обеспечение курортов Крыма в средствах массовой информации ;
— кадровое обеспечение курортов (аттестация специалистов, организация повышения их квалификации, обмена опытом работы);
— экспертная оценка и разработка проектов, законодательных актов по санаторно-курортной деятельности, лечебно-курортной местности и положений о курортах Крыма, которые регламентировали бы использование и охрану природных биоклиматических ресурсов.
Управлять СКК Крыма, как самостоятельным элементом единого процесса достижения здоровья целесообразно, как подсистемой отрасли. Не два министерства должны работать для достижения одной цели, а одно министерство здравоохранения и курортов (МЗК), в рамках региональной системы охраны здоровья.
Выводы:
1.Курортная рекреация и реабилитация становятся основным видом массового оздоровления и восстановления, и должны рассматриваться как составная часть (подсистема) регионального здравоохранения (системы).
2.Формирование единого медико-санаторно-курортного пространства Крыма и его запуск – ключевой вопрос (парадигма) всей экономической политики субъекта РФ.
3.В Крыму экономически целесообразно создание гибкой системы управления деятельностью СКУ со стороны отдельных здравниц, местных властей и заинтересованных министерств (министерство здравоохранения и министерство курортов и туризма), а в перспективе – объединенного МЗК.
Литература:
1.Алехина Е.Ю. К вопросу о состоянии нормативно-правового обеспечения курортной сферы // Вопр. курортол., физиотер. и лечеб. физ. культуры. – 2003. – № 3. – С. 49-50.
2.Ильницкий А.Н. Этапная медицинская реабилитация // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории мед. – 2003. – № 4. – С. 45-46.
3.Пискунов В.А. Концепция и методология развития оздоровительной (восстановительной) медицины // Вопр. курортол., физиотер. и лечеб. физ. культуры. – 2003. – № 3. – С. 39-41.
4.Разумов А.Н. О концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации // Вопр. курортол., физиотер. и лечеб. физ. культуры. – 2003. – № 4. – С. 3-6.
5.Татарников М.А. Системы менеджмента качества в медицинских учреждениях // «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения». Изд-во: Академиздатцентр «Наука» РАН, г. Люберцы, Мск.обл., 2015. №3. – С.55-72.
6.Управление и экономика здравоохранения. Учебное пособие для вузов. Под ред. академика РАМН А.И. Вялкова, третье издание. М.: «ГЭОТАР – Медиа» , 2013, 658 с.[schema type=»book» name=»КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА» description=»Цель — реструктуризация системы курортно-рекреационного комплекса. Метод — функционально-структурного анализа, который предусматривает изучение состояния и функций существующих систем санаторно-курортной помощи населению и рекреантам. Результат — оптимизация организационно-управленческих механизмов деятельности санаторно-курортных учреждений путем обоснования ее концептуальной модели.» author=»Присенко Виталий Григорьевич, Махкамова Зебиниссо Рахматуллаевна, Чигидина Валерия Вячеславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]