Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Ключевым направлением объектно-ориентированного моделирования бизнеса предприятий на современном этапе является разработка модели его архитектуры. Стоит отметить, что в настоящее время отечественные предприятия различных форм собственности активно реализовывают проекты по созданию собственных бизнес-моделей. Объясняется данный факт наличием объективных экономических, организационных, нормативно-правовых политических и иных факторов, а также наличием документированной бизнес-архитектуры предприятия, выступающим обязательным условием его сертификации по международным и национальным стандартам, определяющим требования к структуре и порядку построения бизнес-архитектуры (рис. 1).

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Рисунок 1. Стандартизированная модель бизнес-архитектуры предприятия

Корневая модель (рис. 1) выполняет функцию идентификатора бизнес-процессов, далее происходит их детализация, разработка документированной информации по описанию в СМК. В результате, стандартизированная модель бизнес-архитектуры предприятия представляет следующую цепочку: корневая модель бизнес-процессов – классификатор процессов – документы с описанием бизнес-процессов – диаграммы, технологические карты – блочные схемы бизнес-процессов – система менеджмента качества. Поскольку описаний функций бизнес-процессов гармонизируются посредством корневой модели (рис. 1), то существуют явные предпосылки создания функционально-интегрированной модели предприятия, учитывающей согласование выполняемых функций подразделениями и ответственных за процессы.

Наличие документированной бизнес-архитектуры на предприятии является характеристикой управленческой зрелости, дополнительным фактором его инвестиционной привлекательности, что соответствует государственной политике РФ в области совершенствования механизмов управления. Кроме того, массовое инвестирование в информационно-технологическую инфраструктуру предприятия, моделирование бизнес-процессов и оценка его эффективности является основными инструментами обоснования и принятия различных управленческих решений. В частности, «Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г.» (распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р) декларирует применение новых форм организации работы с использованием систем планирования ресурсов предприятия (ERP), электронной бухгалтерии и документооборота, а также систем поддержки принятия решений [1], что является одним из ключевых целевых показателей реализуемого на уровне государства процесса информатизации.

Следует отметить, что дефицит взаимопонятного представления о методолого-технологической базе моделирования бизнес-процессов для исполнителя и заказчика, а также формирование типовых проектов по данному направлению являются одним из важных сдерживающих факторов внедрения новых технологий в управлении, что снижает инерционность предприятий по инициализации и продвижению инновационных проектов.

Исследования ведущих консалтинговых компаний показали, что архитектура предприятия представляет собой стратегическую информационную основу и средство управления изменениями в процессах в соответствии с национальными и международными стандартами. Расширение методологических знаний в области моделирования с ориентацией на решение практических задач обусловлено новизной и перспективностью консалтингового направления, связанного с моделированием и оптимизацией бизнес-процессов на основе разработки модели бизнес-архитектуры.

При построении базовой схемы целесообразно использование модели архитектуры предприятия (Enterprise Architecture Model), предложенную национальным институтом стандартов и технологий США (National Institute of Standards and Technology — NIST).

К основным компонентам архитектуры предприятия относят:

  • двигатели архитектуры (Architecture Drivers) — внешние стимулы изменения процессов: бизнес-стимулы и технические стимулы;
  • стратегическое направление (Strategic Direction) — руководство для разработки целевой архитектуры;
  • текущая архитектура (Carrent Architecture) определяет текущие возможности и технологии (модель «AS IS» «как есть»);
  • целевая архитектура (Target Architecture) определяет перспективные возможности и технологии (модель «TOBE» «как должно быть»);
  • переходные процессы (Transitional Processes) определяет переход от текущей модели к целевой (модель «SHOULD BE»), в частности, инвестиционное планирование инвестиций, управление конфигурацией, контроль и управление;
  • архитектурные сегменты (Architectural Segments) — ориентация отдельных частей бизнес на ключевые бизнес – процессы;
  • архитектурные модели (Architectural Models) определяют бизнес – модели, отражающие все необходимые процессы для комплексного описания предприятия;
  • стандарты (Standards) включают стандарты и руководящие принципы (материалы), в т.ч. СМК.

С целью дальнейшей проработки методологии построения архитектуры предприятия целесообразно его комплексное представление. В качестве такого представления предлагается использовать стандартизированные схемы и модели Дж. Захмана — Zachman Framework (версии 1987 г., 1992 г., расширенная схема «3Д-предприятие» 2000 г.), Ст. Спивака, GERAM (Generalised Enterprise Reference Architecture and Methodology), CIMOSA, TOGAF, методики аналитических компаний — Gartner, МЕТА Group, Giga Group и пр.

Отметим, что обогащение концепций и подходов в среде моделирования архитектуры предприятия и бизнес-процессов лежит в плоскости разработок университета г. Бордо GRAI Integrated Methodology (GRAI-GIM), которые предлагают референсную модель с концепцией, языком, графическим формализмом и инженерным методом реализации методологии [3]. Как было упомянуто ранее, наиболее распространённым в настоящее время к методологиям моделирования бизнес-процессов предприятий относят — IDEF, ARIS и BPML (Business Process Modeling Language). Последняя методология (BPML) представляет собой набор e-бизнес-процессов (электронных бизнес-процессов) посредством взаимодействия управляющих потоков, потоков данных и событий.

Итак, моделирование архитектуры предприятия направлено на оптимизацию бизнес-процессов в целях повышения качества предприятия и управления, конкурентоспособности продукции в соответствии с концепцией СМК. Таким образом, встраивание в архитектуру предприятия СМК показывает всестороннее и исчерпывающее описание ключевых элементов и межэлементных отношений.

Следует заключить, что СМК выступает одновременно инструментом развития предприятия и способом организации производственных процессов, обеспечивающих достижение запланированных результатов. На рис. 2 представлено структурное содержание концепции системы менеджмента качества, лежащей в основе архитектуры предприятия в соответствии с требованиями стандарта СМК в новой версии. Рисунок 2 показывает, что основной целью СМК является удовлетворение потребителей и заинтересованных сторон за счет увеличения его ценности.

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Рисунок 2. Структурное содержание концепции СМК в архитектуре предприятия

На рис. 3 наглядно представлена модель СМК с позиции процессного подхода.

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Рисунок 3. Модель СМК в архитектуре предприятия

В соответствии с представленной моделью требование о целесообразности рассмотрения бизнес-процессов с позиции добавленной ценности (на входе и выходе), реализуемом новой версией стандартов ISO серии 9000 (9001:2015) выполняется. В рамках СМК параметры каждого процесса подвергается оцениванию на качество и на способность достигать результаты, но лишь в условиях стохастичности процессов.

Отметим, что построение архитектуры предприятия и постепенное встраивание СМК позволит обеспечить качественные параметры предприятия в целом – надежность, устойчивость, технологическое лидерство, инвестиционную привлекательность, инновационность, удовлетворенность персонала, финансовую стабильность. По мнению автора, СМК выступает одновременно инструментом повышения качества предприятия, способом организации бизнес-процессов, обеспечивающим достижение запланированных результатов через удовлетворение потребителей, и представляет собой конкретную модель, описанную в стандарте ISO 9001. К ключевым направлениям, повышающим эффективность реализации СМК на предприятии, следует отнести:

  • диагностика и проведение аудита предприятия с целью последующего моделирования бизнес-процессов;
  • работа с руководством (личная заинтересованность руководителя в эффективной реализации СМК);
  • формирование внедренческой (проектной) группы, обучение персонала;
  • выделение конкретного лица с функциями руководителя по управлению качеством;
  • разработка системы мотивации персонала (вовлеченность в постоянном улучшении своей работы);
  • разработка соответствующей документации;
  • аудит, мониторинг и контроль процессов.

Таким образом, в зависимости от стратегической направленности руководство предприятия применяет различные способы работы с бизнес-процессами в рамках СМК, поскольку при построении функционально-интегрированной модели предприятия все компоненты должны быть взаимоувязаны: проекты, бизнес-процессы, функции, организационные схемы управления, ответственные и система управления, что позволит обеспечить эффективное его функционирование и развитие.

Стоить отметить, важную ключевую роль в реализации модели бизнес-архитектуры предприятия систем управления второго поколения «управление по целям» и шестого поколения «человек как актив», формирующие унифицированные модели мотивации и ответственности, обеспечивающие результативность, контроль, качество работы и систематизацию СМК.

Обоснование эффективности разработки модели бизнес-архитектуры обусловлено факторами, оказывающими влияние на предприятие, и необходимостью выбора оптимизационных решений в системе управления. Анализ факторов и дальнейшая их взаимоувязка с возможностями решения выявленных проблем в рамках моделирования бизнес-процессов крайне важны для поддержки и развития инструментально-методических средств механизма управления качеством.

Тем не менее, обоснование необходимости создания модели бизнес-архитектуры связано не только с диагностированием бизнес-среды и факторов, но и сложностью в обосновании ожидаемого результата (эффекта), исходя из специфики функционирования конкретного предприятия. Поскольку эффект может выражаться косвенными улучшениями, которые не поддаются количественной интерпретации и не сопоставимы с конечными финансовыми результатами. Безусловно, в процессе моделирования бизнес-процессов важным направлением является уточнение ожидаемых результатов с выявлением стандартного набора параметров оптимизации:

  • исключение дублирования функций;
  • поиск узких мест;
  • создание затратных центров на базе ЦФО;
  • повышение качества выполнения операций;
  • выявление избыточных операций;
  • необходимость автоматизации;
  • возможности внедрения системы управления качеством;
  • сертификация (ISO 900х).

Преимуществами от разработки модели архитектуры предприятия в рамках СМК относят: дополнительные возможности для бизнеса и снижение затрат. Так, по оценкам аналитиков, создание подобных бизнес-моделей дают экономию в 10 %, а при моделировании бизнес-процессов — 20 % [2].

Поскольку, стра­тегическим направлением развития предприятия выступает показатель добавленной стоимости (ДС), увеличение которого обеспечивается со­вершенствованием технологий производства и выпуском продукции высоко­го качества, то вполне очевидно увеличе­ние и суммарной величины затрат предприятия. В частности, повышение качества продукции обуславливает увеличение затрат (добавленной стоимости), и как следствие уменьшение объемов продаж в силу увеличения себестоимости и рыночной стоимости конечной продукции. В результате, представляется целесообразным процесс оперативного принятия решений руководством об изменении комплектации изделия и/или спецификации производства, определяющие в дальнейшем приемлемый уровень конкурентоспособности предприятия.

Очевидно, что решение проблем адекватного анализа и мониторинга затрат бизнес-процессов осуществляется преимущественно на основе учета затрат в контексте их воз­никновения, которые укрупнено отражают результаты затрат по видам изделий и стоимость процессов. В качестве инструмента снижения затрат бизнес-процессов автором предлагается аутсорсинг вспомогательных процессов, что обеспечит выделение дополнительных средств на развитие основных процессов и регулирование косвенных издержек производства в целях повышения качества процессов. Выявленные факты свидетельствуют о том, что причины несоответствий качеству обусловлены недостаточным техническим оснащением оборудования и дефицитом производственных мощностей для выполнения потребностей основных предприятий-заказчиков, то есть необходимо сформировать значительные косвенные эффекты за счет роста объемов производства, оптимизации затрат, создания базы для развития новых технологий и внедрения инновационных направлений на местах.

Итак, архитектура предприятия является инструментальным средством повышения результативности и эффективности существующих бизнес-процессов, а также средством для реализации поддерживающих систем. Базисом в структурной концепции СМК выступает принятые стандарты (национальный и международный стандарты), надстройкой (отношения, основанные на базисе) – корпоративная культура, система мотивации и вовлеченность персонала, моделирование бизнес-процессов, система показателей достижения целей, документация СМК, образующую интегрированную сеть коррелирующих процессов. Управление процессами внутри СМК целесообразно осуществлять через реализацию функций управления или управленческих процессов посредством цикла PDCA. Эффективность развития СМК определяется выявленными критериями идентификации всех процессов, необходимыми ресурсами, а также способами и методами механизма управления процессами.

Список литературы:

  1. Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 г.г. и на перспективу до 2025 г. URL: https://base.garant.ru (дата обращения 8.10.2015).
  2. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «ян» информационных технологий предприятия. Серия «Архитектор информационных систем» // Интернет-университет информационных технологий. URL: intuit.ru (дата обращения 8.10.2015).
  3. Калянов Г.Н. Архитектура предприятия и инструменты ее моделирования. URL: https://avtprom.ru/arkhitektura-predpriyatiya-i-instrumenty (дата обращения 10.10.2015).[schema type=»book» name=»КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА» description=»Определены ключевые направления моделирования бизнес-процессов в СМК, на основе которых разработана стандартизированная модель бизнес-архитектуры предприятия. Показана взаимоувязка регламентов, СМК и информационных технологий в соответствии с новыми требованиями к стандартам ISO серии 9000.» author=»Махметова Айна-Жан Ербулатовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found