Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РОЛЬ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РОЛЬ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Постиндустриальная экономика, в большинстве случаев рассматривается как экономика, производящая знания, экономика, основанная на производстве услуг. В литературе постиндустриальное общество представляется как экономика с лидирующей ролью услуг. Услуги все больше выходят на первый план, определяя развитие систем.

Идеи господства «цивилизации услуг» были высказаны в работах многих зарубежных и отечественных авторов, в том числе Аланом Дж.Б. Фишером и К. Кларком, которые первые предприняли попытку разделить всё общественное воспроизводство на сектора и связали перспективы экономического и общественного развития именно с третичным сектором (сферой̆ услуг) [2, с. 165].

Так как развитие структур мировых экономик с развитием производственных процессов приобрело сложный и неоднородный характер, стали появляться все новые теории секторального анализа. Разработанные в первой половине ХХ века три сектора экономики, предложенные К. Кларком, не отражали всего многообразия производственного процесса.

В середине ХХ века теория структурных изменений была дополнена Д. Беллом. Д. Белл в своей работе «Грядущее постиндустриальное общество» более подробно классифицировал услуги. В качестве третичного сектора он рассматривал лишь производственные услуги, такие как транспорт и коммунальное хозяйство, к четвертому сектору относил торговлю, финансы и страхование, а также операции, связанные с недвижимостью. Пятый сектор включал здравоохранение, образование и исследовательскую деятельность. Причиной дополнения секторальной модели послужило усложнение и неоднородность в характере услуг.

Приблизительно в это же время Дж. Зингельманн предложил использовать шестисекторную структуру экономики, включающую в себя четыре сектора сферы услуг. М. Порат в своей работе «Информационная экономики» рассматривал четыре сектора, такие как сельское хозяйство, промышленность, сектор услуг и информационный сектор, т.е. сектор создания знаний.

При этом ни одна из предложенных концепции структурных изменений не рассматривает изменения происходившее в характере промышленного производства, уделяя внимание только сектору услуг. Сектор услуг, рассматривается как главенствующий во всей экономической системе. Постиндустриальное общества представляется как общество услуг. Отсюда следует вывод, что с развитием сектора услуг, социально-экономическая система страны также будет развиваться. Но история России опровергает данное утверждение. Сектор услуг в структуре экономики России занимает около 70% (что сопоставимо с развитыми странами США – 77%, Германия – 57%), но при этом по уровню ВВП на душу населения находится на 50 месте (США – 14, Германия – 23) [6]. В связи с этим, возникает вопрос о роли услуг в современном мире.

Но по нашему мнению, услуги играют лишь поддерживающую роль, обеспечивая эффективное функционирование всех остальных секторов экономики. Основа же экономики принадлежит промышленному производству.

В литературе встречается мнение, что развитие постиндустриального общества сопровождается не только ростом сектора услуг, но и  процессом деиндустриализации экономики.

Деиндустриализация производства предполагает снижение индустриальной активности и характеризуются такими показателя как снижение объемов производства, численности занятых. При этом необходимо отметить, что рост производства услуг при отсутствии снижения объемов производства не означает процесса деиндустриализации. По нашему мнению сокращение доли промышленности в ВВП развитых стран не означает деиндустриализации экономических систем и сокращение всего промышленного производства. Данные статистики отражают, что объем производства в развитых странах, несмотря на сокращение доли промышленного производства, с каждым годом увеличивается.

Таблица 1.

Мировое соотношение выпуска и доли промышленного производства

Страна

Выпуск промышленного производства (милр. долл.)

Доля промышленного производства (%)

1970 1980 1990 2000 1970 1980 1990 2000
США 689 821 1,052 1,534 24 21 18 16
Япония 327 499 797 866 34 27 26 22
Мир в среднем 14 20 26 29 15 14 14 13

При сокращении доли промышленного производства выпуск промышленной продукции растет в среднем на 10% каждое десятилетия, что опровергает предположение о деиндустриализации постиндустриальных экономик.

Одна из причин сокращения доли промышленного сектора связана с  изменением производственного процесса. В производство внедряются новые технологии, сокращаются издержки, труд человека заменяется трудом машинным (роботизированным). Труд человека в секторе услуг пока заменить не возможно. Труд становится все более квалифицированным, сектор услуг становятся все более наукоёмкими, таким образом стоимость услуг увеличивается.

Также существует еще один аспект. Развитые страны вывели значительную часть промышленного производства в «страны третьего мира», где тоже самое производство возможно с меньшими издержками. Данное обстоятельство косвенно доказывается тем фактом, что для развитых стран показатели ВВП и ВНД сопоставимы по значению. Так, для США показатель ВВП в 2013  г.составлял 15 684 млрд долл., а ВНД 16 967 млрд долл [3].

Кроме того, сектора развиваются не равномерными темпами. Доля выпуска продукции в секторе услуг растет гораздо более быстро. Так прирост производства продукции в секторе услуг составляет в среднем 10% каждый год, промышленного производства 5%, а сельского хозяйства 2%. Данное обстоятельство связано с тем, что сектор промышленного производства уже достиг пика своего развития в период индустриализации, а сектор услуг в настоящее время только проходит этап бурного роста.

При этом, динамика занятых в секторах сельского хозяйства промышленного производства постепенно сокращается,  а в сфере услуг растет. Данное обстоятельство связано с внедрением в производство новых видов техник, автоматизации рабочих мест, что в свою очередь приводит к сокращению занятости в данных видов секторах. Так в сельском хозяйстве Германии прирост техники за последние 10 лет составил 20%, в США − 50% [5].  С постепенным улучшением качества технологии показатели ресурсосбережения повышаются, что влечет за собой уменьшение доли затрат на производство продукции. Освободившиеся рабочая сила переходит в сектор услуг, где интеллектуальный труд человека в настоящий момент заменить нельзя.

Таблица 2.

Динамика занятых в секторах экономики стран Еврозоны [4]

  1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2005 2007
Сельское хозяйство 4 805 3 999 3 431 3 053 2 807 2 256 2 248 2 240 2 246
Промышленность 28 567 28 481 28 294 25 424 26 121 22 401 22 586 21 492 21 434
Услуги 50 259 58 542 67 050 74 273 85 065 91 910 104 499 112 613 117 820

Примечание: Данные указаны для таких стан, как Австрия, Бельгия, Испания, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды.

 

Кроме того, увеличение доли услуг связано с усложнением данного сектора. С развитием промышленного производства появляются новые отрасли услуг. Гораздо большее значение, чем раньше получают отрасли научно-исследовательского сектора. Появляются новые отрасли, связанные с коммерциализацией продукции, продвижением её на новые рынки. При чем данные отрасли целиком основаны на деятельности высококвалифицированных кадров.

Все услуги можно условно разделить на три основные группы: производственные, те которые обеспечивают функционирование производственного процесса (транспорт, торговля, финансовые), социально-ориентированные услуги (здравоохранение, образование),услуги научно-исследовательской отрасли. При чем последние стали бурно развиваться в последнее десятилетия.

Производственные услуги – базовые виды услуг. Они поддерживают не только бесперебойный процесс производства, путем обеспечения доставки, продажи, инвестирования, но и обеспечивают основные потребности населения. Без них не обходится ни одна мировая экономика. Даже если в стране нет промышленного сектора есть эти виды услуг. Например, в списке крупнейших компаний мира по объёму доходов в 2013 г. первое место занимает  американская сеть розничной̆ торговли Wal-Mart (в 2013 г. доход составил почти 469,2 млрд долл.).

Базовыми услугами, поддерживающие благополучие население являются социально-ориентированные услуги. В условиях постиндустриального развития они обеспечивают высококвалифицированными кадрами все сектора экономики, поддерживают работоспособность населения, что является неотъемлемой частью развития системы.

Услуги научно-исследовательской отрасли составляют основу функционирования инновационной экономики, обеспечивая её новыми разработками, технологиями и знаниями.

С развитием постиндустриального общества широкое развитие получают научно-исследовательские отрасли. Именно они поддерживают развитие промышленного производства, способствуют переводу его в инновационное русло.

При этом, развитие только сектора производственных услуг влечет за собой угрозу экономической безопасности страны. Данный сектор является в значительной степени нестабильным и зависит от конъюнктуры на мировых рынках. Так уровень безработицы в нестабильные времена в большей степени растет именно в тех отраслях которые не производят реального продукта.

Таблица 3.

Число ликвидированных рабочих мест в организациях по отраслям (без субъектов малого предпринимательствав России 2008-2012 г. [1]

Отрасль 2008 2009 2010 2011 2012
Оптовая и розничная торговля 12,3 21,2 14,4 10,4 12
Гостиницы и рестораны 10,6 20,4 15,4 12,3 10,5
Операции с недвижимостью 13,4 13,8 11,6 10,4 9,6
Научные и исследовательские разработки 5,8 5,5 4,5 4,6 3,8
Образование 8,2 9,8 7,1 7,8 12,5
Здравоохранение 5,8 5,0 5,0 5,6 5,6

Так в период кризиса 2008 г., в секторе производственных услуг, в частности в отраслях оптовой и розничной торговли было ликвидировано  50% рабочих мест. В то время как научно-исследовательского сектора и образования и здравоохранения остались практически на таком же уровне.

Таким образом эффективное развитие постиндустриальной экономики подразумевает качественное развитие всех секторов. Кроме того, необходимо учитывать следующие моменты.

Во-первых, необходимо качественное развитие научно-исследовательского сектора, внедрение результатов его работы во все отрасли промышленного производства, что в свою очередь будет способствовать развитию инновационного производства.

Во-вторых, лишь поддержка промышленного производства, а в большей степени обрабатывающей промышленности, будет способствовать сбалансированному развитию производственных услуг.

В-третьих, развитие социально-ориентированных услуг, таких как образование и здравоохранение, обеспечит поддержание и эффективное развитие всех отраслей.

Кроме того, постиндустриальное развитие не предполагает деиндустриализацию производства и повсеместное развитие только услуг. Постиндустриальное развитие подразумевает качественное развитие всех отраслей, как производственных так и непроизводственных.

Список литературы:

  1. Занятость и безработица / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/# (дата обращения: 19.05.2014).
  2. Третьяков М.М., Питиляк Д.А. К вопросу о роли сферы услуг в постиндустриальной экономики // Вестник Тихоокеанского государственного университета. − − № 4 (31). − С. 161-170.
  3. Экономика Соединенных штатов Америки. 2013 год. [Электронный ресурс] // Мировая рыночная экономика: сайт – URL: https://weic.info/ekonomicheskie_stati/gosudarstvo/ekonomika_soedinennyh_shtatov_ameriki_ssha_obzor_za_2013_god (дата обращения: 15.05.2015).
  4. Growth and Productivity Accounts: November 2009 Release, updated March 2011 / EU KLEMS. URL: https://www.euklems.net (дата обращения: 22.05.2014).
  5. Short-Term Labor Market Statistics: Employment by Industry / Organisation for Economic Co-operation and Development. URL: https://stats.oecd.org/index.aspx?queryid=38899 (дата обращения: 16.05.2014).
  6. World Economic Outlook Database / International Monetary Fund. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2013/02/weodata/index.aspx (дата обращения: 20.12.2015).[schema type=»book» name=»РОЛЬ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ» author=»Лазарчук Екатерина Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-29″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found