Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИИ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИИ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Конкурентоспособность является одной из основных экономических категорий в рыночных отношениях и формируется на уровнях товара, предприятия, отрасли, региона, страны и в общем виде выражает способность выдерживать соперничество с другими аналогами [12].

В условиях усиления взаимозависимости и взаимосвязи экономических процессов в иерархии конкурентоспособности особое место занимает конкурентоспособность региона. Это объясняется тем, что регионы являются самостоятельными субъектами рыночных отношений, где непосредственно реализуются поставленные цели и задачи удовлетворения социально-экономических потребностей населения [12].

Кроме того, в формирующемся рыночном пространстве региона участвуют все муниципальные образования, расположенные на его территории, интересы которых тесно переплетаются, образуя конкурентную среду, где побеждает территория, имеющая наиболее надёжные конкурентные позиции, обеспечивающие благоприятные условия для основных целевых групп потребителей ресурсов территории.

Происходящее на современном этапе развития экономики усиление конкуренции муниципалитетов за инвестиции, покрытие растущего уровня потребностей населения предъявляют повышенные требования к раскрытию сущности и экономического содержания конкурентоспособности на муниципальном уровне.

В настоящее время многими экономистами регионы, города и муниципальные образования рассматриваются как товаропроизводители особого рода, которым не всегда и не во всем гарантирован спрос на предлагаемые ими условия проживания жителей, размещения предприятий, транспортных, туристических и рекреационных услуг [7].

В научных публикациях последнего десятилетия постоянно рассматриваются и решаются отдельные проблемы управления и повышения конкурентоспособности территорий.

В теоретических и прикладных работах экономистов и практиков даются многочисленные определения конкурентоспособности, как правило, сходные по сути, но отличающиеся конкретными формулировками [10].

В большинстве работ характеристика экономической категории «конкурентоспособность территории» приводится с разных точек зрения:

  • как способности территорий побеждать в конкурентной борьбе на основе использования имеющихся конкурентных преимуществ;
  • с позиции способности территорий как социально-экономической системы стабильно функционировать в условиях открытого рыночного пространства и обеспечивать при этом населению динамично повышающийся уровень жизни на основе эффективного использования имеющегося потенциала.
  • с точки зрения продуктивности (производительности), эффективности использования имеющегося ресурсного потенциала.

В соответствии с первой точкой зрения Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.А. характеризуют конкурентоспособность как обладание свойствами, создающими преимущества для хозяйствующего субъекта одержать победу в экономическом соревновании [4].

Перский Ю.К. и Калюжнова Н.Я. под конкурентоспособностью применительно к региону понимает способность регионов достигать успеха в экономическом соперничестве с другими регионами [6].

Брунетскене Ю., Симанавичене Ж. считают, что конкурентоспособность регионов – это способность сохранять конкурентную позицию на международном рынке среди прочих регионов подобного типа [3].

В соответствии со второй точкой зрения Анимица Е. характеризует конкурентоспособность города, как способность урбанизированной территории соревноваться на равных с аналогичными ей территориями на рынке инвестиционных ресурсов, соперничать на рынке товаров и услуг, которые соответствуют требованиям мирового и национального рынков, представляют более высокую ценность по сравнению с аналогичными продуктами, производимыми на территории других городов, а также возможность создавать в результате благоприятные условия для жизни горожан [1].

Заслуживает внимания мнение Беляковой Г.Я., согласно которому конкурентоспособность региональной экономики есть ни что иное, как способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования – устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения [2].

К данной точке зрения склоняется и Захарченко Л.Г., определяя конкурентоспособность региона как экономическую категорию, характеризующую способность территории обеспечивать высокий уровень жизни населения и дохода собственникам капитала, а также эффективно использовать при производстве товаров и услуг имеющийся в регионе экономический потенциал.

Третья точка зрения поддерживается многими экономистами и основывается на определении конкурентоспособности региона, данном Портером М., согласно которому конкурентоспособность региона – это продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая интегрируется в величине и динамике валового регионального продукта (ВРП) на душу населения (и/или одного работающего), а также выражается другими показателями.

По Портеру М. конкурентоспособность территории основывается на наличии следующих конкурентных преимуществ:

Базовые – природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база.

Обеспечивающие – предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

Данные конкурентные преимущества есть ни что иное, как совокупность ресурсов, средств и источников различного свойства, которыми обладает регион, и которые могут быть вовлечены в производственный процесс для достижения целей развития региона. Таким образом, в комплексе базовые и обеспечивающие конкурентные преимущества региона образуют его конкурентный потенциал.

При этом по временному признаку некоторые экономисты выделяют текущую и стратегическую конкурентоспособность территории.

В разных источниках понятие «текущая конкурентоспособность» идентично понятиям тактическая, достигнутая и оперативная конкурентоспособность.

Вместе с тем текущая конкурентоспособность невозможна без стратегической конкурентоспособности, которая создает основу стратегического планирования развития территории. Однако категория «стратегическая конкурентоспособность территории» введена в научный оборот сравнительно недавно. На проблему необходимости выделения данной категории из общего понятийного аппарата впервые обратил внимание Фатхутдинов Р.А. в своей работе «Стратегическая конкурентоспособность» в 2005 г. По мнению ученого стратегическая конкурентоспособность определяет потенциальную способность данного объекта конкурировать с аналогичными объектами в будущем на запланированном рынке.

Основные подходы различных авторов к разграничению понятий текущая и стратегическая конкурентоспособность на региональном уровне представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Подходы к разграничению понятий текущая и стратегическая конкурентоспособность на региональном уровне

Автор Определение текущей конкурентоспособности территории Определение стратегической конкурентоспособности территории
Фатхутдинов Р.А.

[11]

Определяется для региона и страны – качеством воспроизводственной политики государственных органов управления, комплексной безопасностью и качеством жизни населения Определяется качеством правовой, финансовой, кредитной, налоговой, таможенной систем, качеством инфраструктуры, образования и инновационной деятельности, размерами инвестиций государства и бизнеса в образование, культуру, здравоохранение и НИОКР
Гринева Н.А.

[5]

Текущие конкурентные позиции региона, способность региона побеждать в конкурентной борьбе с другими регионами в данный момент Конкурентный потенциал региона, его способность достигнуть конкурентного успеха в будущем
Чайникова Л.Н.

[12]

Способность обеспечить высокий уровень и качество жизни его населения, соответствующий национальным и мировым стандартам, на основе инновационного подхода к использованию имеющихся к формированию и развитию с опережающей конкурентов скоростью нового ресурсного потенциала, адекватного современной экономике и его эффективной реализации с помощью современных рыночных механизмов для создания устойчивых долгосрочных конкурентных преимуществ во всех сферах деятельности Обеспечение  формирования и развития будущего конкурентного потенциала региона, который включает в себя его способность возобновлять расходуемые и формировать новые материальные, инвестиционные, инновационные, финансовые, кадровые и информационные ресурсы, а также производить новые конкурентоспособные товары и услуги, которые созданы на базе новых технологий, обладают высоким качеством и уровнем конкурентоспособности, имеют новизну и будут пользоваться спросом у потребителей
Макаев А.И.

[8]

Результирующие показатели, характеризующие эффективность использования факторов производства в регионе Характеризует процессы инновационной активности производства и интенсивности распространения новых знаний в регионе; участие региона  во внешнеторговом обороте и его привлекательность для иностранных инвесторов; возможность выхода хозяйствующих субъектов на внешние рынки и возможность быстрого информационного обмена
Шеховцева Л.С.

Тяпушова Е.В.

[13]

Характеризует фактическое состояние или положение объекта в текущий момент времени и используется для быстрой оценки динамики изменений Способность к своевременным и полноценным изменениям внутренней и внешней среды, обеспечивающим эффективное достижение целей развития. Она связана с возможностью региона эффективно привлекать инвестиции, создавать новые функции, рынки, товары, услуги, производить старые с новым качеством, на новом технологическом уровне и обеспечивать развитие региона на инновационной, интенсивной основе
Синополец Н.В.

[9]

отсутствует Способность региональной экономической системы не только оперативно реагировать на изменения национального рынка, но и формировать, упреждать изменения в его потенциальных потребностях и вызовах, обеспечивая синергию внутренней и внешней среды

Как показывает проведенный анализ, основным разграничением понятий текущая и стратегическая конкурентоспособность является то, что стратегическая конкурентоспособность в отличие от текущей, делает акцент на долгосрочную составляющую с разработкой ее стратегических нормативов.

Понятие «конкурентоспособность территории» широко используется в экономи­ческой литературе для определения способностей развития экономической системы, возможности конкурировать с другими территориями.

На основании анализа подходов к определению данного понятия, а также учета объемного исследовательского материала по проблемам оценки конкурентоспособности на разных уровнях территориальной организации, автором данной работы предлагается следующее определение конкурентоспособности территории.

Конкурентоспособность территории — это набор благоприятных факторов (конкурентных преимуществ), которые определяют уровень продуктивности территории для целевых групп потребителей, а именно: качество жизни для населения, гибкую систему производства товаров и услуг, а также уровень доходности инвестиций для бизнес-единиц (инвесторов), рекреационную привлекательность для туристов.

Указанные целевые группы выделены автором исходя из следующих положений:

  1. Население играет определяющую роль в социально-экономическом развитии территории. Кроме того, население является одним из важнейших ресурсов, который территория может предложить предприятиям — это основной кадровый потенциал любой территории. Конкурентоспособность территории для населения состоит в том, что территория предоставляет различные условия для проживания и социально-экономической деятельности. Очевидно, что при прочих равных условиях, выбирая место для своего проживания, население в первую очередь будет оценивать существующий уровень качества жизни.
  2. В условиях глобализации, повышения роли инвестиций и инноваций, а также развития факторов производства, не менее важной целевой группой для любой территории, напрямую влияющей на уровень ее социально-экономического развития являются бизнес- единицы (инвесторы). Конкурентоспособность территории для бизнес — единиц обусловлена уровнем доходности на вложенный капитал.
  3. Третья целевая группа, за которую в последнее время борьба между территориями только увеличивается — это туристы. Данная группа не только приносит бизнес — единицам экономическую выгоду, способствует развитию многих обеспечивающих отраслей, но и является носителем информации о территории, помогает «нанести ее на карту». Конкурентоспособность территории для туристов обусловлена высоким уровнем удовлетворения потребностей в туристическом продукте.

Кроме того, актуальность выделения указанных целевых групп подчеркивается в концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., целью которой является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Для каждой целевой группы в концепции определены основные направления развития:

  • Развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой — повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.
  • Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.
  • Создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке и т.д.

Список литературы:

  1. Анимица Е. Конкуренция в территориальном измерении // Интеграция: власть, наука, производство — 2003. — №1.
  2. Белякова Г.Я. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития. Красноярск: СибГТУ, 2001.
  3. Брунетскене Ю., Симанавичене Ж., Дап кус М. Проблемы оценки конкурентоспособности регионов // Ekonomika ir vadyba: aktualijos ir perspektyvos — 2008.- № 4.
  4. Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.А. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, макроуровневом измерении //Российский экономический журнал – 1998 — №2.
  5. Гринева Н.А. Условия и факторы конкурентоспособности регионов Центрального федерального округа: автореферат диссертации. Белгород. 2011.
  6. Калюжнова Н.Я., Перский Ю.К. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты. Москва: ТЕИС, 2003.
  7. Леонова Н.А. Конкурентоспособность территории: понятие, факторы, оценка// Вестник Челябинского государственного университета — 2006. — №5.
  8. Макаев А.И. Формирование конкурентоспособности экономики региона в условиях глобализации: автореферат диссертации. Новосибирск. 2006.
  9. Синополец Н.В. Управление стратегической конкурентоспособностью региона (на примере Тамбовской области): автореферат диссертации. Тамбов. 2005.
  10. Смирнов С.Н., Симачев Ю.В., Засимова Л.С., Чулок А.А. Механизмы повышения конкурентоспособности экономики регионов. Москва: ГУ ВШЭ, 2005.
  11. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. Москва: ЗАО «Издательство экономика», 2005.
  12. Чайникова Л.Н. Формирование системы управления стратегической конкурентоспособностью региона. Тамбов, 2010.
  13. Шеховцева Л.С. Тяпушова Е.В. Теоретические и методические основы интегральной оценки стратегической и текущей конкурентоспособности региона // Региональная экономика: теория и практика – 2011 — №30 (213).[schema type=»book» name=»ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИИ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» description=»В статье приведены основные подходы к определению понятия «конкурентоспособность региона» с учетом временного признака. Предложено авторское определение понятия конкурентоспособности территории, учитывающей уровень ее продуктивности для целевых групп потребителей.» author=»Рыжкова Оксана Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found