Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В процессе аграрных реформ сформировано многоукладное рыночное сельское хозяйство. Поспешный, ошибочный выбор  приоритетов при проведении реформ, резкое ослабление государственного регулирования и поддержки АПК в условиях формирования рыночной экономики привели к системному кризису в агропромышленном производстве.

Аграрный сектор является важной составной частью экономики страны. Развитие агропромышленного комплекса определяет уровень продовольственного обеспечения населения и социально-экономическую ситуацию в стране.

Под государственным регулированием сельского хозяйства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и материально-техническое обеспечение путем издания нормативных актов, осуществления деятельности органов государственной власти.

Задачами государственного регулирования являются стабилизация и развитие АПК, обеспечение продовольственной безопасности, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей.

Меры государственной поддержки и регулирования в широком смысле опираются на систему, включающую ценовую, тарифно-таможенную, кредитную, страховую, бюджетную и другие составляющие. В случае оптимального сочетания эти инструменты порождают синергетический эффект в сельскохозяйственной отрасли.

В рамках бюджетной политики регулирование сельского хозяйства осуществляется через расходы бюджета-субсидии, дотации, целевые программы, а также бюджетные доходы, главным образом посредством снижения налогового бремени для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Инвестиционная проблема актуальна для аграрной экономики не только на ближайшие годы, но и на перспективу: такой капиталоемкий сектор, как агропромышленный, не может успешно функционировать и интенсивно развиваться при отсутствии необходимых для этого условий – высоких темпов и значительных масштабов накопления капитала.

Направление долговременных инвестиций в аграрный сектор должно быть обусловлено рыночной конъюнктурой и учитывать риски, возникающие при принятии решений об инвестировании. При этом, финансово-кредитная система должна иметь адекватный механизм по наиболее эффективному использованию инвестиционных ресурсов. Одно из главных мест в этом механизме должно занимать государство. Это связано с тем, что финансово-кредитная политика государства в сельском хозяйстве призвана стимулировать повышение эффективности производства, структурную перестройку и адаптацию товаропроизводителей к деятельности в новой рыночной среде, развитие инфраструктуры рынка, поддерживать стратегически важные производства и объекты, создавать условия для нормальной конкуренции на внешнем и внутреннем рынках. Для укрепления материально-технической базы сельского хозяйства края необходимо формирование реальных источников финансирования, как за счет федерального и местного бюджетов, так и за счет торговых и коммерческих предприятий. Необходимо объединить возможности бюджета с возможностями крупнейших коммерческих структур (инвестиционных фондов и компаний, коммерческих банков, страховых фондов) с целью снижения финансового риска для инвесторов.

Опыт передовых экономически развитых стран со смешанной (частной, акционерной, государственной) экономикой убедительно свидетельствует о тенденции возрастания экономической роли государства, особенно в периоды глубоких общенациональных кризисов, когда необходимо аккумулировать все созидательные силы общества и направить имеющиеся ресурсы на решение проблем при строгом контроле со стороны закона.

В 1970–1990 гг. в СССР с помощью целой системы мер воздействия государства в аграрную сферу поступили значительные финансовые ресурсы. Преимущественное распространение получили методы прямого государственного регулирования: дотирование и субсидирование, реализуемые на практике при помощи таких инструментов, как дотации, ценовые надбавки, достигающие значительных размеров. Сельскохозяйственные и продовольственные ценовые субсидии, которые чаще называли дотациями, выросли в 8 раз, составив в фактических ценах 56,7 млрд. руб. К моменту распада Советского Союза они формировали основную часть цены важнейших продовольственных продуктов – до 74% на говядину, 60% – свинину, 79% – баранину, 61% – цельное молоко, 72% – масло, 20% – хлеб.

Таким образом, в 1970–1990 гг. прошлого столетия в СССР была создана мощная система государственного регулирования аграрного сектора, работающая практически по всем известным направления воздействия государства на его развитие. Это была «золотая» эра в плане количественных показателей поддержки аграрной отрасли страны.

Сельское хозяйство – это сфера, нуждающаяся в постоянном и активном государственном регулировании. Политика в сельском хозяйстве Кыргызской Республики формируется под воздействием следующих основных факторов.     Во-первых, сельское хозяйство – это структурообразующая отрасль экономики, обеспечивающая продовольственную безопасность. От нее зависит благосостояние  и условия жизни большей части населения страны.

Во-вторых, сельское хозяйство неразрывно связано с региональным развитием, с укладом жизни, использованием важнейших природных ресурсов и с сохранением природной среды. Государству необходимо создать эффективный баланс между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, между человеком и природой.

Устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие сельского хозяйства, материальное положение его работников, их заинтересованность в производительном труде определяются проводимой в стране аграрной политикой.

Суть аграрной политики представляется как «целенаправленная последовательная реализация системы мер для перехода агропромышленного производства из одного состояния в другое, отвечающее социальным, экономическим и экологическим требованиям общества»[7, c. 31].

Политика государства в сельском хозяйстве должно осуществляться через поддержку сельских товаропроизводителей в следующих направлениях:

— правовая поддержка сельских товаропроизводителей;

— устойчивое обеспечение финансовыми ресурсами;

— обеспечение доступными и качественными услугами семеноводства и племенного животноводства;

— доступ к водным ресурсам;

-содействие повышению плодородия земель и их эффективному использованию;

-обеспечение сельскохозяйственного производства высоким уровнем научной, технологической и кадровой поддержки;

-помощь сельским товаропроизводителям в планировании деятельности и реализации продукции (информационное обеспечение, маркетинг, развитие инфраструктуры) [2].

Постановлением Правительства Кыргызской Республики приняты программы «Доступные кредиты фермерам», «Финансирование сельского хозяйства»,   предоставлением льготных кредитов на поддержку сельхозпроизводителей. На 01.10.2015 год по реализации проекта «Финансирование сельского хозяйства-3», утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 марта 2015 года № 113, коммерческими банками выдано кредитов всего на сумму 3256 млн. сомов, 8425 хозяйствующим субъектам республики.  Из них по отраслям:

— растениеводство – 335,6 млн. сомов;

— животноводство – 2565,7 млн. сомов;

— агропереработка – 355,3 млн. сомов;

в том числе по банкам:

— ОАО «Айыл Банк» всего на сумму 2087,3 млн. сомов;

— ОАО «РСК Банк» всего на сумму 563,1 млн. сомов;

— ЗАО «KICB» банк всего на сумму 200,0 млн. сомов;

— АКБ «Кыргызстан» всего на сумму 200,0 млн. сомов;

— ОАО «Росинбанк» всего на сумму 129,4 млн. сомов;

— ОАО «Бакай  Банк» всего на сумму 76,8 млн. сомов [5].

Обеспеченность за счет собственного производства, в соответствии со среднефизиологическими нормами, составила:  по хлебопродуктам — 91,0%, картофелю — 250,0%, молоку — 124,3%, мясу — 53,4%, овощам и бахчевым — 199,9%, маслу растительному — 84,7%, сахару — 30,7%, яйцу птицы — 53,3%, плодам и ягодам — 35,6%.

Удельный вес импорта составил: по хлебопродуктам — 50,2%, сахару — 67,1%, мясу — 22,7%, маслу растительному — 53,5%, плодам и ягодам — 11,5%, яйцу — 7,0% [6].

Основной целью развития аграрного сектора является создание условий для производства, повышения качества продукции и обеспечения продовольственной безопасности страны. Развитие сельского хозяйства будет сконцентрировано на следующих приоритетных направлениях:

— создание эффективных систем управления сельским хозяйством и подготовки кадров;

— поддержка роста производства и экспорта агропромышленной продукции;

— обеспечение сельскохозяйственного производства сервисными услугами;

— повышение эффективности рационального использования водных и земельных ресурсов.

Для продвижения указанных направлений будут реализованы меры, заложенные в Программе по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, которые будут способствовать созданию базы для устойчивого роста сельского хозяйства.

Валовой выпуск продукции сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства в 2015 году прогнозировался в объеме 235,5 млрд сомов, а темп реального прироста на уровне 2,5 %, с удельным весом в общем объеме ВВП 14,6 %, а вклад в рост ВВП – 0,37 %,  за счет прироста в растениеводстве на 3,0 %  и  в животноводстве — на 2,0 % [3].

Таблица 1

Динамика темпов роста в сельском хозяйстве на 2015-2016 гг.
 

 Показатели 2015 г. 2016 г., прогноз
млн. сомов % млн. сомов %
Валовая продукция сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства, в том числе: 214095,3 101,6 235467,4 102,5
Растениеводство 106963,8 101,4 121256,8 103,0
Животноводство 103338,2 102,6 110267,4 102,0

 Источник: Кыргызстан в цифрах: стат. сборник. URL:

Структура производства сельского хозяйства представлена, в основном, продукцией растениеводства и животноводства с соответствующими удельными весами 51,7 % и 46,5 %.

Государственное регулирование экономики, в том числе аграрного сектора, основано на определенных принципах, методах и реализуется через соответствующую систему механизмов и инструментов в зависимости от целей и  экономических задач. Общепринятыми методами регулирования являются: правовые, административные, экономические, прямые, косвенные и др. [7, c. 35].

Метод правового регулирования основан в применении системы законодательных и нормативно-правовых документов и правил. Государство устанавливает правила работы производителей, потребителей и других структур аграрного сектора, определяет формы и права собственности, условия работы соответствующих структур, взаимные обязательства и т.д.

Метод административного регулирования основан на системе мер разрешительных, закрепительных, принудительных, государственного контроля. Как видно, это административные меры, регулирующие, процесс лицензирования, квотирования, социальной защиты сельского населения, контроль над ценами, доходами сельхозтоваропроизводителей и т.д.

Таким образом, аграрная политика — это стратегическая концепция
государства,        направленная       на         повышение         эффективности сельскохозяйственного производства и защиту экономических интересов представителей аграрного сектора. Особенность аграрного сектора требует разграничения государственного и регионального управления, установления полномочий, прав и обязанностей законодательных, исполнительных и хозяйственных органов.

Государственное регулирование — это часть аграрной политики и поэтому в новых условиях роль государства должна быть усилена. В аграрном секторе государству необходимо сохранить стратегически важные рычаги управления, обеспечивающие, прежде всего, продовольственную безопасность страны, сокращение бедности и повышение жизненного уровня, уменьшение безработицы и миграции сельского населения [7, с. 34].

Основным условием достижения макроэкономической стабильности является обеспечение общественно-политической стабильности в стране, эффективное использование внутренних ресурсов и собственного потенциала.

Для этого Правительство Кыргызской Республики будет выполнять свою основную регулятивную функцию, которая заключается в создании эффективной деловой среды в экономике. Это, с одной стороны, поддержание здоровой и устойчивой макроэкономической ситуации средствами фискальной и других видов экономической политики. С другой стороны, установление единых правил хозяйственной деятельности для всех участников, обеспечение конкурентной среды, выработка и контроль за соблюдением нормативов и стандартов, лицензирование, а также переориентация части отечественного бизнеса в связи с интеграцией Евразийский экономический союз.

По нашему мнению, стратегическими задачами агропродовольственной политики Кыргызской Республики должны являться:

-формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего продовольственной безопасности страны, обеспечивающего интеграцию в мировое сельскохозяйственное производство;

— повышение качества жизни сельского населения, развитие социальной инфраструктуры села;

— производство экологически чистых продуктов питания и сохранение природных ресурсов для аграрного производства на основе повышения его технологического уровня и внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Реализация указанных задач может вывести институт государственной поддержки аграрного сектора на качественно новый, более эффективный уровень.

Список литература:

1. Стратегия устойчивого развития  Кыргызской Республики  2013-2017 годы. — Бишкек. 2013. Глава 10. Агропромышленный сектор.

2. Стратегия развития сельского хозяйства Кыргызской Республики до 2020 года. — Бишкек. 2012. Раздел

3.Информация об итогах социально-экономического развития Кыргызской Республики за 2015 год. -Бишкек. 2016.

4.[Электронный ресурс] Кыргызстан в цифрах: стат. сборник. URL:

5.Постановление Правительства Кыргызской Республики от 11 марта 2015 года №113. Проект «Финансирование  сельского хозяйства — 3».

6.Постановления Правительства КР №354 от 12 июня 2015 года. Прогноз социально-экономического развития КР на 2016 и 2017-2018 годы.

7.Закиров А.З. Проблемы реформирования и государственного регулирования аграрного сектора Кыргызстана. — Бишкек. 2009. –С.16-35.[schema type=»book» name=»ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ » description=»В Кыргызской Республике в аграрном секторе занято 70% населения страны. Как считают аграрии, государственное регулирование сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом — важнейшая предпосылка и условие успешного осуществления аграрной реформы в Кыргызской Республике. » author=»Умарова Мария» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-23″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found