Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Предпринимательство играет значительную роль в развитии экономики и страны, и региона. Оно влияет на формирование среднего класса, что является не менее важным в нашей стране, поскольку многие исследователи ведут дискуссии о том, существует ли средний класс в России.

Прежде чем рассмотреть сущность государственной поддержки в сфере развития предприятий малого и среднего бизнеса, обратимся к понятию государственной политики в этой сфере. Государственная политика в данной области представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, которые осуществляются органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти местного самоуправления.

Также существует несколько подходов к определению сущности государственной поддержки в области малого и среднего предпринимательства. Выделяются традиционный, социально-политический, системный и институциональный подходы [1]. При традиционном подходе государственная поддержка понимается как совокупность мероприятий, направленных на поддержку развития предприятий. Социально-политический подход определяет малое предпринимательство как политическую силу, а государственную поддержку – как способ привлечение этой силы на свою сторону. Системный подход рассматривает государственную поддержку как множество взаимосвязанных элементов. При институциональном подходе считается, что каждое направление государственной поддержки несет в себе институции, то есть правила взаимодействия государства и малого бизнеса. Таким образом, все эти направления с разных сторон характеризуют такое понятие, как государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.

Для того чтобы осуществить эффективную поддержку малого предпринимательства, необходимо: формирование правовой среды, которая обеспечит беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства, финансовое обеспечение государственной поддержки малого предпринимательства, формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность необходимых услуг и ресурсов, а также повышение эффективности деятельности органов государственной власти [2]. Поэтому элементами структуры государственной поддержки являются: нормативно-правовая база, финансовая поддержка, снижение административных барьеров, программы поддержки малого бизнеса, конституциональная поддержка и другие виды поддержки. Нашей задачей является рассмотрение нормативно-правовой базы поддержки развития малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон от 24 июня 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательств в Российской Федерации» устанавливает обязанность государственных органов власти содействовать развитию предприятий малого и среднего бизнеса. Данный Федеральный закон также закрепляет основные цели и принципы государственной поддержки. Остановимся подробнее на данном вопросе.

К целям государственной поддержки в сфере малого и среднего предпринимательства относятся: развитие малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды; обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и увеличение конкурентоспособности, оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении товаров на рынок. А также увеличение количества субъектов, участвующих в предпринимательской деятельности; обеспечение занятости населения; увеличение доли производимых товаров в объеме валового внутреннего продукта; увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов [3].

К основным принципам, на которых должна строиться вся государственная система поддержки в области развития малого и среднего предпринимательства, относятся: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства; доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов к участию в соответствующих программах. А также оказание поддержки с соблюдением требований, устанавливаемых Законом о защите конкуренции; открытость процедур оказания поддержки [4]. Итак, мы видим, что законодательная основа государственной поддержки малого и среднего бизнеса достаточно разработана.

Проблема развития малого и среднего предпринимательства поднимается и субъектами Российской Федерации. В Республике Башкортостан действует программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Данная программа рассчитана на период от 2013 по 2018 год, реализуется без деления на этапы и имеет ряд подпрограмм. По этой программе, главными целями деятельности Правительства РБ в области развития малого и среднего предпринимательства является совершенствование системы государственной поддержки бизнеса и создание благоприятных условий для его развития в республике.

Предложениями по ключевым направлениям работы в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Башкортостане являются: анализ и мониторинг ситуации с развитием субъектов малого и среднего предпринимательства; обучение предпринимателей с начинающих до топ-менеджеров, организация доступных консультаций по вопросам предпринимательства, интенсификация всех каналов информирования предпринимателей; популяризация и повышение имиджа занятия предпринимательством; определение и создание «точек доступа» по отраслям народного хозяйства и поддержка ключевых направлений. Также развитие социального предпринимательства, привлечение субъектов малого предпринимательства к реализации социальных проектов; улучшение рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства на внутрирегиональном, межрегиональном и международном рынках. Не менее важное — создание благоприятных условий для взаимодействия между крупным и малым бизнесом посредством развития субконтрактации и аутсорсинга, координация и поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства [5].

Также в задачи государственной программы входят: увеличение финансового результата от всех видов предпринимательской деятельности и др.

Рассмотрим развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в республике.

Год Малый бизнес Микропредприятия Средний бизнес ИП Всего
2012 5442 33457 282 102597 от 140 тыс.
2013 5067 35768 297 87075 от 128 тыс.
2014 5098 35768 314 87999 от 129 тыс.

Таблица 1. Характеристика состояния малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан [6].

Таким образом, мы видим, что существует необходимость в создании благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в республике, поскольку общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с 2012 г. значительно уменьшилось.

Поэтому, поднимая данную проблему, Республика Башкортостан является инициатором и организатором первого международного форума малого и среднего бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС, который прошел 21-23 октября 2015 года в Уфе. Официально зарегистрировались более 1500 участников. К ним относятся представители Бразилии, Индии, Китая, ЮАР. Также представители Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и 51 региона России. Представители из Белоруссии, Афганистана, Пакистана, Великобритании, Канады. А также из Турции, Уганды, Италии, Сербии, Австрии, Мальты, Монголии и Украины [7].

Одними из главных вопросов форума являются совершенствование законодательной и финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства, привлечение инвестиций, а также увеличения числа совместных бизнес проектов.

Модераторами дискуссионной панели являлись Сазонов Дмитрий Валерьевич, председатель комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ, и Толкачев Константин Борисович, спикер Государственного Собрания – Курултая Башкортостана.

Многие деятели выступили со своими докладами. К примеру, Давлетов Р.Р., Руководитель управления регионального развития и международных отношений Агентства стратегических инициатив, выступил с докладом «Государственная поддержка МСП в России: Роль АСИ», в котором он подчеркивал, что ведется активная работа по снятию административных барьеров в муниципальных образованиях, а также по тиражированию лучших практик по поддержке бизнеса на конкретных территориях, он отметил, что России было бы полезно изучить опят создания «единого окна» поддержки малого и среднего предпринимательства.

Были озвучены такие доклады, как «Роль бизнес объединений в совершенствовании регулирования предпринимательской деятельности в России» (Палагина А.Н., директор Департамента предпринимательства и услуг Торгово-промышленной палаты РФ). Также «Государственная стратегия развития малого и среднего бизнеса и механизмы государственного регулирования и стимулирования предпринимательства» (Сазонов Д.В., председатель комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ). Помимо этого, озвучен следующий доклад: «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам группы компании ПАО «Россети» (Кириленко И.В., Начальник отдела планирования, контроля и методологии закупочной деятельности ПАО «Россети») и др.

В итоге, решения данного форума помогут выработать пути к решению проблемы развития малого и среднего предпринимательства на международном уровне, что имеет огромное значение.

Литература

  1. Проблемы развития ремесленничества, малого и среднего бизнеса и среднего класса: монография / О. В. Комарова, Т. А. Саламатова, Д. Е. Гаврилов. Екатеринбург, 2012. (123 – 128 С.)
  2. Госсми.ру. Достоверный источник информации. Государственная политика в сфере малого предпринимательства. URL:
  3. Ст. 6 Федерального закона 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/12154854/
  4. Ч.1 ст. 14 Федерального закона 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/12154854/
  5. Пункт 2 Постановления от 20 июля 2012 г. N 249 «О государственной программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» (в ред. Постановления РБ от 01.04.2015 N 110). URL:
  6. Пункт 1 Постановления от 20 июля 2012 г. N 249 «О государственной программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» (в ред. Постановления РБ от 01.04.2015 N 110). URL:
  7. Саммиты ШОС и БРИКС. АНО «Офис-группа ШОС БРИКС «Уфа 2015». URL: type=»book» name=»ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН» description=»В данной статье рассмотрена сущность и структура государственной поддержки в сфере развития малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан. Поднимается проблема развития малого и среднего предпринимательства.» author=»Самигуллина Айгуль Фидусовна, Хайрутденова Диана Рафилевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-23″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found