В целом, роль малого предпринимательства в рыночной экономике очень значительна. Малые предприятия вносят огромный вклад в развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающей систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формируют диверсифицированную и качественную систему бытовых, организационных и производственных услуг; создают значительное количество новых рабочих мест, формируют важнейшую прослойку общества — средний класс. Также малые предприятия являются одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом, поскольку характерной его особенностью является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, а, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников.
Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии, кроме того, малый бизнес в настоящее время — самый перспективный сектор экономики. Он держится на свежих идеях, предприимчивости и это олицетворяет собой развитие конкурентных отношений в современной экономке.
По данным Минэкономразвития РФ в период 2015 — 2017 гг. будет возрастать государственная поддержка развития малого и среднего инновационного предпринимательства в инновационной сфере. Основными механизмами поддержки будут являться реализуемая Минэкономразвития России программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства (ОАО «МСП Банк»), а также мероприятия в рамках реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», направленные на коммерциализацию исследований и разработок.
Предусматривается выделение средств из федерального бюджета на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, инжиниринговые центры, центры кластерного развития, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры технологической компетенции, центры трансферта технологий).
В целях содействия инновационному развитию малого и среднего предпринимательства часть средств из программы Минэкономразвития России целевым образом передана на цели поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства путем предоставления грантов малым инновационным предприятиям в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который является основой инновационного лифта, обеспечивая другие институты развития проектами.
В целях расширения масштабов поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства предполагается докапитализация Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, что позволит ему создать за 2015 — 2017 гг. около 2 тысяч малых инновационных предприятий, формирующих инновационную среду для последующего роста инновационной активности.
Ряд важных мер содействия развитию малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере будет реализован согласно плану мероприятий («дорожной карте») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 г. № 867-р. В соответствии с планом предусматривается, в том числе увеличение доли закупок инновационной продукции и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков на 100% к 2015 году и на 300% к 2018 году.
К сожалению, сегодня внешняя среда предпринимательской деятельности в России остается неблагоприятной, т.е. существенного снижения административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т.д.) не произошло. Невыполнение взятых на себя государством обязательств по отношению к малому предпринимательству порождают неуверенность в завтрашнем дне, ведут к свертыванию деловой активности. Также на развитие малого бизнеса оказывает влияние существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для большинства субъектов Российской Федерации проблемы. Выявлены факторы, влияющие на развитие предпринимательства, а именно: низкая доступность кредитных ресурсов, ввиду высоких процентных ставок, значительных требований к залогу; нехватка производственных площадей, высокая арендная плата на недвижимость; недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, в том числе в сельских территориях; низкая доля предприятий производственной сферы, инновационноактивных предприятий, преобладание организаций сферы торговли и услуг; недостаточная конкурентоспособность местных товаропроизводителей, в том числе сельскохозяйственной продукции; дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки; административные барьеры, связанные с оформлением прав на земельные участки, постановкой на кадастровый учет, подключением к сетям генерирующих компаний, нарушением прав при проведении государственного и муниципального контроля, «налоговая нагрузка» на предпринимателей.
Для устранения данных барьеров необходимо в регионах страны создавать стимулы для инвестиционной и инновационной активности субъектов малого предпринимательства, увеличивать объем предоставления грантов начинающим предпринимателям необходимо подключение администраций муниципальных районов области к организации работы с субъектами бизнеса, а также повышение уровня финансовой грамотности населения области. Пока государство препятствует развитию предпринимательской активности населения, которая сама по себе достаточно высока.
В 2012 году стартовала новая долгосрочная областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» на 2012-2015 годы. Приоритетными направлениями программы определены: развитие инновационного предпринимательства, поддержка предприятий, инвестирующих средства в модернизацию собственного производства, повышение роли муниципалитетов в развитии предпринимательства в районах, в том числе моногородов, создание и развитие инфраструктуры поддержки, развитие кадрового потенциала субъектов предпринимательской деятельности, создание новых и сохранение существующих рабочих мест. В 2012 году в целях реализации Программы были разработаны и приняты 12 нормативных правовых актов Саратовской области в сфере развития предпринимательства, в том числе 4 Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства области. Финансирование мероприятий Программы обеспечивается за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального), местных бюджетов и внебюджетных источников. Общий объем финансового обеспечения Программы в 2012 — 2015 годах составляет 9605017,5 тыс. рублей.
Таблица 1.
Объем финансирования поддержки малого и среднего бизнеса на 2012-2015 гг. по Саратовской области, (тыс. рублей) [3]
Источники финансирования |
2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | Итого |
Средства федерального бюджета (прогнозно) |
115998,4 | 358268,0 | 360168,0 | 361068,0 | 1195502,4 |
Средства областного бюджета |
36659,1 | 100010,0 | 100760,0 | 101210,0 | 338639,1 |
Средства местных бюджетов (прогнозно) |
3055,0 | 2357,0 | 2457,0 | 2357,0 | 10226,0 |
Средства внебюджетных источников (прогнозно) |
1357350,0 | 1961350,0 | 2378100,0 | 2363850,0 | 8060650,0 |
Итого: | 1513062,5 | 2421985,0 | 2841485,0 | 2828485,0 | 9605017,5 |
На протяжении 2012-14 гг. совершенствовалась законодательная база в сфере создания благоприятной бизнес-среды для субъектов малого предпринимательства на территории области. Так, в 2012 году принят ряд законов, снижающих фискальную нагрузку для предпринимателей области, в том числе: Закон Саратовской области от 13 ноября 2012 года № 166-ЗСО «Об установлении дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков на территории Саратовской области», который вступил в силу в 2013 году и действует в течение трех лет. Законом определены категории налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с базой «доходы минус расходы», для которых вместо действующей ранее ставки в 15% установлена пониженная налоговая ставка: 5% — для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих инновационную деятельность; 6% — для производителей товаров и услуг для детей; 7% — для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств и строительства.
В ноябре 2012 года принят Закон Саратовской области от 13 ноября 2012 года № 167-ЗСО «О введении на территории Саратовской области патентной системы налогообложения», устанавливающий размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.
Проанализируем ситуацию в сфере малого предпринимательства на территории Саратовской области.35В регионе работает 7,7% малых предприятий (включая микропредприятия) от общего количества малых предприятий (включая микропредприятия) в Приволжском Федеральном округе (358,5 тыс. предприятий), наибольшее их количество — в Самарской области (14,5%), Республике Татарстан (13,4%), Республике Башкортостан (10,8%), наименьшее количество в Республике Мордовии. Структура малых предприятий Саратовской области по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее предпочтительной для малого и среднего бизнеса.
Таблица 2.
Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) за 2014 год по Саратовской области [2]
Число предприятий, единиц | 3239 |
Средняя численность работников, человек | 100197 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), человек | 92547 |
Оборот предприятий, млн руб. | 180463,0 |
Инвестиции в основной капитал, млн руб. | 3513,1 |
Таким образом, в структуре малых предприятий Саратовской области по видам экономической деятельности 36% составляют предприятия оптовой и розничной торговли, 19,7% — предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 11,5% — строительные предприятия, 11,2% -предприятия в сфере обрабатывающих производств и 5,5% — предприятия транспорта и связи. Всего на малых предприятиях области занято 13,1% от общей численности занятых в экономике Саратовской области (по итогам 2011 года — 15,4%). В структуре произведенной малыми предприятиями области продукции преобладающее место занимает производственный сектор — 56,7%. На микропредприятиях также занято более 40 тысяч человек в области, а также рост их количества позволяет думать о необходимости и значимости данных предприятий в экономике региона. Структура оборота малых предприятий по видам экономической деятельности следующая:
- оборот малых предприятий в строительстве — 29,4 млрд. руб. (133,7% к 2011 году); [1]
- оборот малых предприятий в обрабатывающем производстве — 39,8 млрд. рублей (102,5% к 2011 году);
- оборот малых предприятий в операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг — 21,9 млрд. рублей (97,6 % к году).
- оборот малых предприятий в оптовой и розничной торговля — 127,0 млрд. руб. (94,1% к 2011 году).
Оборот в расчете на одно малое предприятие в 2013 году составил в среднем по области 7,2 млн. рублей, на одного работника малого предприятия — 1,57 млн. рублей. По итогам 2013 года объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства области по специальным налоговым режимам составил 3351,5 млн. рублей (124,2 % к уровню 2011 года и 140,4% к уровню 2010 года), в том числе: по упрощенной системе налогообложения -1937,5 млн. рублей; по единому налогу на вмененный налог — 1311,8 млн. рублей; по единому сельскохозяйственному налогу — 102,2 млн. рублей.
По оценочным данным по итогам 2013 года вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт области составляет 27,1% (2011 год — 22,4%, 2010 год-15,5%).
В 2013-2014 гг. в Саратовской области были созданы, такие объекты поддержки субъектов малого предпринимательства с участием средств областного и федерального бюджетов, как:
- ОАО «Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области»;
- ГУП СО «Бизнес-инкубатор Саратовской области»;
- МАУ «Балаковский бизнес-инкубатор Балаковского муниципального района Саратовской области»;
- НО «Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства Саратовской области»;
- НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области»;
- ООО «Региональный фонд посевных инвестиций Саратовской области».
Однако, на развитие предпринимательства в регионе негативно влияют следующие факторы: низкая доступность кредитных ресурсов, ввиду высоких процентных ставок, значительных требований к залогу; нехватка производственных площадей, высокая арендная плата на недвижимость; недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, в том числе в сельских территориях; низкая доля предприятий производственной сферы, инновационноактивных предприятий, преобладание организаций сферы торговли и услуг; недостаточная конкурентоспособность местных товаропроизводителей, в том числе сельскохозяйственной продукции; дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки; административные барьеры, связанные с оформлением прав на земельные участки, постановкой на кадастровый учет, подключением к сетям генерирующих компаний, нарушением прав при проведении государственного и муниципального контроля, «налоговая нагрузка» на предпринимателей.
Для устранения данных барьеров необходимо в регионе создавать стимулы для инвестиционной и инновационной активности субъектов малого предпринимательства, увеличивать объем предоставления грантов начинающим предпринимателям (примерно до 100 млн. руб), необходимо подключение администраций муниципальных районов области к организации работы с субъектами бизнеса, а также повышение уровня финансовой грамотности населения области.
Список литературы:
- Доклад «Состояние, проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Саратовской области»//Министерство экономического развития Сар. обл. https://saratov.gov.ru.
- Портал малого и среднего предпринимательства Саратовской области. [Электронный ресурс].- Режим доступа .
- Правительство Саратовской области. [Электронный ресурс].- Режим доступа https://saratov.gov.ru.[schema type=»book» name=»ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ » description=»В статье исследуется значение и необходимость в России государственной поддержки малого и среднего бизнеса и развития на этой основе конкурентных отношений в экономике, а также особенности развития предпринимательства в регионе.» author=»Оберт Татьяна Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]