Внешнеэкономическая безопасность государства представляет собой устойчивое к внешним и внутренним угрозам состояние удовлетворенности интересов страны во внешнеэкономической сфере хозяйственной деятельности, гарантирующее рост уровня и качества жизни его населения. При этом неотъемлемой частью внешнеэкономической безопасности государства является безопасность каждого её субъекта. Региональная безопасность представляет собой самостоятельную подсистему национальной безопасности, которая затрагивает производственную, финансовую, социальную, демографическую, внешнеэкономическую, продовольственную и иные сферы, лежащие в основе оценки социально-экономического положения в регионе [1]. Так в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено, что стабильному состоянию национальной безопасности отвечает сбалансированное, комплексное и системное развитие её субъектов. Поэтому, учитывая региональность российской экономики и значительную дифференциацию регионов по степени вовлеченности и характеру участия в мировых воспроизводственных процессах, вопросы обеспечения региональной внешнеэкономической безопасности в условиях экономической и политической нестабильности приобретают особую актуальность [2].
Красноярский край занимает первое место в Сибирском федеральном округе по объемам валового регионального продукта с постоянной тенденцией увеличения. После спада промышленного производства в обрабатывающих отраслях, снижения показателей в лесном комплексе, строительстве, транспорте и торговле, начиная с 2010 года, в регионе отмечается восстановление экономики, что стало возможным в связи с продолжением реализации крупных инвестиционных проектов, а также адаптацией предприятий к новым экономическим условиям. Кроме этого, основной вклад в динамику показателя внесла развивающаяся нефтедобывающая отрасль, объем валовой добавленной стоимости, которой вырос за 2010 год на 75,9%.
В 2014 году министр финансов Красноярского края В.В. Бахарь прогнозировал увеличение ВРП до отметки 1 трлн 345 млрд рублей, что позволило бы войти в первую десятку регионов, формирующих основную долю ВВП Российской Федерации [3].
Главной движущей силой экономики Красноярского края является промышленное производство. Ключевые отрасли Красноярского края играют существенную роль не только на государственном, но и на мировом уровне. Так в регионе производится более 80% общероссийского объема никеля (или 20% мирового производства), более 70% меди, около 30% первичного алюминия, почти 98% металлов платиновой группы. По объемам добычи золота край выходит на первое место в России, обеспечивая 18% российской добычи, в общероссийском выпуске нефти регион обеспечивает 2,5% нефтедобычи, 0,3% добычи газа [4].
Благодаря значительным запасам металлических руд, наличию энергетических ресурсов, и тяжёлой индустрии, край является абсолютным лидером среди регионов страны по выработке промышленного продукта на одного жителя, на регион приходится 3,2 % всего объёма промышленной продукции, произведенной на территории России.
Рисунок 1 – Индекс промышленного производства в Красноярском крае за период с 2013 по II квартал 2015 года (в % по отношению к предыдущему периоду)
За последние три года темпы роста индекса промышленного производства Красноярского края превышали общероссийские, что является положительным фактом для экономики региона. Однако эта тенденция обусловлена лишь увеличением выпуска продукции. Так, по данным министерства экономики и регионального развития, предприятия 6-ти из 14-ти видов деятельности обрабатывающей промышленности региона в 2014 году нарастили выпуск продукции. В частности это металлургическое производство и производство строительных материалов, металлических изделий, строительных материалов и т.д.
Тем не менее, в отдельных отраслях продолжилось снижение производства, зафиксированное ещё в 2013 году. В их числе – производство пищевых продуктов; обработка древесины; целлюлозно-бумажное производство, производство нефтепродуктов. В частности, снижение в производстве нефтепродуктов произошло из-за аварии на Ачинском НПЗ в июне текущего года.
Мощная в первую очередь ресурсно-сырьевая, а также промышленная база позволяет краю входить в число 10 регионов-лидеров по объемам инвестиций в основной капитал, а также обеспечивать безусловное лидерство по данному показателю среди регионов Сибирского федерального округа.
Рисунок 2 – Динамика добычи полезных ископаемых в Красноярском крае за период с 2013 по II квартал 2015 года (в % по отношению к предыдущему периоду)
Инвестиционный процесс в крае характеризуется высокой динамикой. Даже в кризисном 2009 г. объем инвестиций в основной капитал вырос в сопоставимых ценах к предыдущему году на 17,8%. Снижение физического объема инвестиций в 2013 г. (на 3,9%) и в 2014 г. (на 12,1%) связано с объективными причинами – завершением общестроительных работ и выходом на стадию производства продукции по ряду крупнейших проектов: ЗАО «Ванкорнефть», ОАО «Богучанская ГЭС», «Богучанский алюминиевый завод». Кроме этого отмечено снижение инвестиционной активности крупнейшего на территории края промышленного предприятия ОАО «ГМК «Норильский никель». В то же время в 2014 г. по объему и темпам роста инвестиций в основной капитал Красноярский край сохранил лидерство в Сибирском федеральном округе и присутствие в первой десятке инвестиционно активных регионов Российской Федерации (девятое место).
Основой развития Красноярского края являются крупные инвестиционные проекты. При этом их портфель постоянно пополняется новыми масштабными проектами, обеспечивающими приток новых инвестиций в региональную экономику.
Основные проблемы инвестиционного развития Красноярского края в основном определяются: недостаточной диверсификацией инвестиционной деятельности по территории края и по объектам вложений; недостаточным уровнем развития инфраструктуры; высокими инвестиционными издержками; высоким уровнем потенциальных экологических рисков [5].
Красноярский край входит в число 15 субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают в совокупности более 70% её товарообмена с иностранными контрагентами и традиционно является одним из крупнейших экспортно-ориентированных регионов страны. На протяжении ряда лет край наращивает объемы продаж, и стабильно занимает 3-4 места в России по объему экспорта, который составляет 70-80 % в структуре внешней торговли. Данный фактор развития экономики края также способствует развитию внешнеэкономических связей с зарубежными странами, особенно с теми чьи, запасы природных ресурсов низки.
Рисунок 3 — Динамика объемов экспорта и импорта Красноярского края за период с 2012 по II кв. 2015 г. (тыс. долл. США)
Наиболее важными внешнеторговыми партнерами Красноярского края являются: Нидерланды – 2878,7 млн.долл.США (41%), Китай – 1023,7 млн. долл. (15%), США – 549,2 млн. долл. (8%), Швейцария – 253,3 млн. долларов (4%), Германия — 244,4 млн. долл. (3,4%) в объеме внешнеторгового оборота. Основной объем экспортных (97%) и импортных (94%) поставок края по-прежнему ориентированы на страны дальнего зарубежья. Доля стран СНГ соответственно составляет – 3 % и 6 %.
Основная доля экспорта (78%) приходится на металлы и изделия из них, а также древесину (10%) и минеральные продуты (6%). Импорт на 40% состоит из продукции химической промышленности, машиностроительной продукции (30%), а также металлы и изделия из них (14%) [6].
Итак, обобщая проведённый анализ, следует сделать вывод, что на данный момент Красноярский край — прогрессивно развивающийся субъект Российской Федерации, что подтверждают следующие факты: положительная динамика ВРП на протяжении последних 5 лет; 10 место по объемам ВРП среди регионов РФ (2013 год); промышленное производство и добыча полезных ископаемых региона занимают лидирующие позиции и играют существенную роль не только на государственном, но и на мировом уровне; темпы роста индекса промышленного производства края превышают общероссийские; на территории края реализуются крупные инвестиционные проекты.
Однако есть и проблемы, на которые следует обратить внимание, а именно: большая доля износа основных фондов (2013 г. — 46,6%); низкие показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса, малоэффективные механизмы поддержки инвестиционной деятельности, низкий уровень развития малого предпринимательства и его поддержки; узкосырьевая направленность региональной экономики.
Обеспечение внешнеэкономической безопасности региона должно основываться на регулировании внешнеэкономических отношений на трех уровнях: технико-экономическом, затрагивающем структурные и технические характеристики производственного процесса, социально-экономические пропорции, определяющие основные направления экономического развития региона; социально-экономическом, связанном с обеспечением личностных интересов и потребностей в экономике. Отношения, складывающиеся на данном уровне, обуславливают трудовую мотивацию населения, экономическое благополучие и удовлетворенность населения, предопределяют социальную стабильность или напряженность; организационно-хозяйственном, направленном на развитие инфраструктуры и упорядочение отношений в сфере экономики посредством управленческих механизмов (организационных, контролирующих и мотивационных).
Таким образом, в Красноярском крае сформировался мощный внешнеэкономический сектор, определяющий развитие всей экономики региона. В результате социально-экономическое благополучие края ставится в зависимость от противоречивых процессов мирового хозяйства. Поэтому актуальным становится научно-обоснованное решение проблемы обеспечения внешнеэкономической безопасности именно на уровне субъекта Федерации.
Список литературы:
- Рейтинг субъектов РФ Сибирского федерального округа по основным показателям социально — экономического развития за 2010 год [Электронный ресурс].URL: (дата обращения: 23.09.2015)
- Н.В. Фирюлина, А.И. Смирнов, Д.Е. Кацик Принципы формирования механизма обеспечения внешнеэкономической безопасности региона
- Доклад министра финансов Красноярского края В.В. Бахаря на публичных слушаниях по проекту краевого бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов URL: (дата обращения: 25.09.2015)
- Официальный сайт Центрально-Сибирской промышленно-торговой палаты URL:https://www.cstpp.ru/ (дата обращения: 25.09.2015)
- Владимирова О.Н., Руйга И.Р., Кацик Д.Е. Совершенствование процедуры отбора региональных инвестиционных проектов в системе предоставления государственной поддержки на примере Красноярского края // Проблемы современной экономики. – 2013. – № 3 (47). – С. 353-356.
- Сетевое издание «Интерфакс-Россия» URL: (дата обращения: 25.09.2015)
- Кацик, Д.Е. Теоретические аспекты экономической безопасности региона как субъекта внешнеэкономических отношений (на примере Красноярского края). дис канд. экон. наук: 08.00.01/ Кацик Дарья Евгеньевна. – Красноярск, 2003. – 200с.[schema type=»book» name=»АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ С ПОЗИЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА» description=»В данной статье выполнен анализ параметров внешнеэкономической деятельности Красноярского края, характеризующих эффективность механизма обеспечения внешнеэкономической безопасности, с учетом влияния совокупности внешних и внутренних факторов.» author=»Руйга Ирина Рудольфовна, Русских Ольга Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]