Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

О ЗАДАЧАХ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . О ЗАДАЧАХ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Влияние фактора культуры на характер экономических отношений получило признание со времени формирования исторической школы в середине XIX века, к которой принадлежало большинство российских ученых-экономистов того времени. В современных условиях культурный фактор положен в основание институциональной школы теоретической экономии, а в менеджменте его влияние на управление отстаивает  в своей теории Z Уильям Оучи.

На рубеже XIX – начала ХХ вв. А.И.Чупров, анализируя государственную экономическую политику, отмечал, что на ее развитие оказывают влияние как формализованные юридические акты, так и характер сложившихся в обществе отношений, т.е. существующие культурные традиции. Можно принять замечательные законы, но они не будут действовать в условиях отсутствия их признания со стороны общественности. Или, наоборот, можно принять драконовские законы, но общество их будет игнорировать, и будет продолжать жить по своему разумению. К тому же далеко не все общественные отношения можно рассматривать с позиции правового регулирования.

В силу исторических и метальных причин А.И. Чупров отвергал столыпинскую аграрную реформу, считая ее поспешным продуктом бюрократического творчества. Крестьянство в своей массе не поняло столыпинской реформы, оно стало собственником земли на бумаге (в юридических документах), а не в экономических отношениях. Вопросы влияния культурного фактора в условиях капитализации российского общества в начале ХХ века рассматривали также Н.А. Каблуков, С.Н. Булгаков, М.М. Ковалевский и др.

И в настоящее время становление рыночных отношений в России проходит в сложных общественных условиях и во многом повторяет проблемы, возникшие в период проведения столыпинской реформы. Значительная часть населения рыночную экономику не принимает и не понимает. Многие продолжают жить представлениями о справедливом распределении, не представляя, что рыночная экономика, прежде всего, базируется на идеях неравенства в самом широком смысле. В современном российском обществе, независимо от рыночных законодательных актов, по-прежнему преобладает культ государства, общины, административных отношений.

В апреле 2015 года был проведен опрос студентов-экономистов двух столичных вузов (государственного и негосударственного).  Из 70 опрошенных 41 человек важнейшей характеристикой современного специалиста считают «ответственность», 15 – «исполнительность». «Инициативность» и «инновационность» получили по 2 голоса. «Творчество», «нацеленность на достижение результата»  и «самостоятельность» не получили ни одного голоса.

На вопрос «Какая управленческая школа предпочтительна?» 44 человека не ответили вообще, а из 26 ответивших 11 высказались за административную.

Причинами такого положения являются:

1) отсутствие прочных традиций рыночных отношений;

2) проблемы ментальности;

3) система воспитания;

4) слабая управленческая элита.

Рыночные отношения в современном российском обществе возникли относительно недавно (не более 25 лет назад) и ограничиваются преимущественно сферой экономических отношений и то не полностью. Многие атрибуты современной жизни (трудовые книжки, институт прописки, семейный кодекс и др.) возникли в 1930-х гг. и чувствуют себя в современном российском обществе более устойчиво, чем рыночные законы.  При этом рыночная экономика ассоциируется с деятельностью крупных госкорпораций, к которым имеет очень слабое отношение, а не с малым предпринимательством.

Предпринимательство не понимается с точки зрения его значения в развитии общества. В учебниках по экономике по настоящее время среди важнейших факторов производства указываются труд и капитал, но не предпринимательство.

Эффективная инновационная экономика и управление не могут возникнуть в этих условиях. И дело не в законах и даже не в государственной политике.  Важно изменение самого общественного фона – воспитание людей, устремленных в будущее, открывающих новые горизонты науки, техники и экономики.

Большое значение в воспитании нового экономического, рационального, свободного человека принадлежит педагогической науке, без поддержки которой любая общественная реформа обречена на провал.

Анализ современных педагогических исследований позволяет выделить весьма значимую и показательную тенденцию развития педагогики – движение к гуманной педагогике. Гуманизм (от лат. humanus) означает мировоззренческую систему, признающую человека как высшую ценность, утверждающую его право на свободу, счастье, развитие. Такой акцент на личностном развитии в образовании и лег в основу современной личностной педагогики, что соответствует пониманию современного общества, которое основывается не на стандартизированных общественных единицах (где каждый как все), а на индивидуальностях. Воспитание человека современного общества должно быть нацелено на раскрепощение его способностей, таланта, поощрения инициативы, понимание того, что с рождения в человеке добро является преобладающим и в воспитательном процессе поощрение должно преобладать над ограничением.

Гуманистическое воспитание не сводится к набору некоторых формализованных правил, которые достаточно освоить и стать личностью и гуманистом. Это постепенный и долговременный  процесс, начинающийся с рождения человека и проистекающий в сложной среде: в семье, окружающем социуме, школе, на работе, информационном пространстве и т.д.

Один из подходов к трактовке понятия «воспитание» рассматривает воспитание как средство, призванное способствовать присвоению растущей личностью человеческой действительности. А человеческая действительность рассматривается как общественный опыт, порожденный трудом и творческими усилия­ми многих поколений людей. В этом опыте можно выделить следующие структурные компоненты: всю совокуп­ность выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой дея­тельности, а также социальные и духовные отношения. Человек овладевает общественным опытом и его различными структур­ными компонентами только через механиз­мы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отноше­ний [6].

Хороший пример, иллюстрирующий данные утверждения приведен у И.Ф. Харламова. В одном и том же классе или студенческой группе обучающиеся изучают математику. Естественно, что условия, в которых они зани­маются, примерно одинаковые. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данного предмета. Даже при средних способностях школьник или студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высо­кую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию.

Неоспорим тот факт, что важную роль в формировании личности человека с раннего возраста играют общество и семья. Семья, наряду с группой сверстников (в школе, вузе и т.д.), считается своего рода посредником между ребенком и обществом. И определяющее значение при этом принадлежит представлениям родителей о целях и результатах воспитания в подготовке подрастающего поколения к жизни и работе в современном обществе, ведь они в первую очередь становятся примером для подражания. В условиях рыночных отношений востребованными являются предприимчивые, деловые, грамотные, находчивые люди, умеющие рисковать, самостоятельно с полной ответственностью принимать решения. Но при этом не следует забывать и об этической стороне любой деятельности (этика бизнеса, профессиональная этика).

Цели, задачи, функции семейного воспитания (традиции семейного воспитания) в современной ситуации развития общества, в том числе, в противоречивых условиях гуманизации и становления рыночных отношений, должны меняться. Ведение домашнего хозяйства, формирование и использование семейного бюджета, семейный бизнес – это функции семьи в рыночной экономике.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют различные взаимосвязанные виды воспитания: умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, экологическое, экономическое воспитание и др.

В умственном воспитании, которое предполагает руководство развитием познавательных интересов, проявляется активность, самостоятельность и критичность мышления. При нравственном и эстетическом воспитании важное значение приобретают нравственные поступки, эстетика общения, как наглядные примеры ответственности по отношению к самим себе, в отношении других людей и общества. В процессе экологического воспитания формируется понимание ценности окружающего мира (природы) как источника материальных и духовных сил человека и общества и овладение способами воздействия на окружающую среду, которые позволили бы существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека. В ходе того же опроса состояние экологии как одной из характеристик современного благополучного общества указал всего лишь один студент. Одним из основных принципов трудового воспитания является полезный для личности и общества характер результатов труда, его основная задача – приобретение умений и навыков для овладения какой-либо профессией.

Экономическое воспитание направлено на формирование экономической культуры человека. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Установлено, что воспитание должно иметь цели, к которым оно будет стремиться. Развитие современного общества предъявляет новые требования к содержанию экономического сознания человека, обеспечивающего понимание экономической жизни общества, что, в свою очередь, влияет и на цели современного экономического воспитания. С экономикой человек сталкивается не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни (планирование бюджета, рациональное использование средств, времени и др.). Соответственно воспитание таких качеств, как: экономность, расчетливость, стремление к личному успеху и благополучию и пр., необходимых для успешной экономической деятельности и влияющих на рациональность поведения, становится актуальным.

Важную роль в гуманистической направленности экономического образования играет литература. В процессе воспитания большое значение приобретают литературные образы людей гуманных, рациональных, самостоятельных и справедливых.

Большое значение в развитии рыночной культуры принадлежит управленческой деловой элите. Именно на ней лежит ответственность за сохранение важнейших позитивных традиций общества и его направление на пути поступательного прогрессивного развития.

 

Список литературы:

  1. Егоров Ю.Н. История российской экономической науки XIX – XX вв. –М.: МПА-ПРЕСС,2012. –  322 с.
  2. Егоров Ю.Н. Научное и общественное наследие Александра Ивановича Чупрова // Финансовый журнал ГУМФ. – 2012. – №3.– С.165-172.
  3. Егоров Ю.Н. Русское предпринимательство и общественная среда. М.: МПА-Пресс, 2013. – 32 с.
  4. Надточий Ю.Б. Основы личностно-ориентированного подхода к обучению в вузе // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. 7 февраля 2014 г. / Отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – С. 143 – 145.
  5. Рябков О.А. Роль морали в становлении российского менеджмента. //Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. № 5-1, 2010. – С.11-16.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Гардарики,
  7. Чупров А.И. Речи и статьи. В 3-х т. М.,1909.[schema type=»book» name=»О ЗАДАЧАХ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» author=»Егоров Юрий Николаевич, Надточий Юлия Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found