Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРОЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРОЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В настоящее время система образования в Казахстане интенсивно модернизируется на всех уровнях от дошкольного до высшего, что связано с быстро меняющимися условиями и целями Нового политического курса государства 2050: знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Система менеджмента образования должна быть интегрирована в общую политику государства, где определены новые стратегические подходы по внедрению современных инструментов менеджмента и принципов корпоративного управления в государственном секторе, использованию управленческих кадров с обширным международным опытом и знаниями [1, с. 11]. Это обусловило разработку инновационных моделей управления образовательной сферой в Республике Казахстан.

Данная проблема в Казахстане освещена в работах М. К. Курбановой (система работы по подготовке менеджеров по образованию), А. К. Кусаинова, Р. М. Салиной (с точки зрения анализа европейской и других моделей образования), К. К. Борибекова (в аспекте руководства системой технического и профессионального образования), А. Ж. Мурзалиновой (в контексте системы повышения квалификации) и др.

Ключевым ориентиром инновационного менеджмента является качество образования обучающихся. Практические результаты показывают снижение обеспечения качества традиционного образования на уровне государственных стандартов образования. Отметим, что низкое качество управленческой деятельности не позволяет широко и результативно внедрять в образовательную практику самые передовые и перспективные педагогические новации. Чем сложнее новшество, тем более сложны задачи управления его распространением и освоением. Вместе с тем, примером высокого качества обучения являются «Назарбаев интеллектуальные школы», «Назарбаев университет», где идет формирование новых образцов педагогической работы, управленческих механизмов. Модель структуры управления построена с учетом опыта изучения принципов системы управления государственными учебными заведениями США. Единым высшим органом управления для Университета, Интеллектуальных школ является Высший попечительский совет при Первом Президенте Республики Казахстан, утверждающий долгосрочные стратегии развития, также принимающий решения о назначении и прекращении полномочий членов попечительских советов, реорганизации, ликвидации отдельных Попечительских советов, являющихся органами управления. Текущее руководство осуществляют исполнительные органы.

Механизм внедрения корпоративной системы управления в вузах через создание наблюдательных и попечительских советов совершенствуется на основе трансляции опыта Назарбаев университета.

Инновационной моделью управления является организация образовательного процесса в системе дополнительного образования педагогов на базе Национального холдинга «Өрлеу», Центров педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах. В данной модели применяется методика трехуровневых курсов для обучения учителей, разработанная Кембриджским университетом совместно с Назарбаев интеллектуальными школами. Осуществляется специальная трехмесячная переподготовка по новым программам в соответствии с мировым опытом. Как показывают исследования, главной целью системы повышения квалификации педагогов становится качественное изменение педагогической деятельности на местах образовательного процесса, и оно же выступает основным показателем эффективности их подготовки в системе дополнительного профессионального образования. Это, в свою очередь, требует дальнейшего поиска и применения принципиально новых, инновационных подходов к проблеме повышения квалификации педагогических кадров, в том числе и в аспекте их подготовки к инновационной деятельности и управлению инновационными процессами в образовании.

Программа курсов, безусловно, способствует развитию тренинговых, исследовательских навыков, необходимых учителю в общем психолого – педагогическом сопровождении образовательного процесса, имеет функционально-прикладную направленность. Однако, на наш взгляд, образовательная практика другой страны, имеющей свой собственный опыт, свою психологию, свой менталитет, не может быть взята без учета и адаптации к казахстанским условиям. В этом направлении необходимо углубить содержание программных модулей с учетом воспитательного компонента, ориентирующего на национальные духовно-нравственные ценности, концептуальные основы которого разработаны в программных документах сферы образования Казахстана. Для усиления эффективности также требуются целенаправленные теоретические исследования.

Как показывают наши исследования, в период модернизации системы казахстанского образования возрастает наукоемкость менеджмента. Это выражается в поиске инновационных концептуальных подходов в управленческой деятельности, научном осмыслении многими практиками-управленцами своей деятельности, также потребности в ее теоретическом обосновании. Объясняется это, на наш взгляд, необходимостью централизации управления и формирования системы контроля; ростом объема ценностей, находящихся в распоряжении менеджера организации образования или за которые он отвечает; требованием от руководителя школы всесторонней образованности и высококультурной технологичности.

Вместе с тем, сегодня проблемой создания эффективной инновационной системы менеджмента на всех уровнях образования, на наш взгляд, является в первую очередь вопрос подготовки и переподготовки руководящего корпуса организаций образования с целью реализации на практике условий, способствующих повышению качества работы и управленческого профессионализма. Как показывает анализ, уровень методистов системы повышения квалификации не всегда соответствует требованиям и запросам управленцев, менеджеров в сфере образования. В программах нет должной теоретической полноты, практической аргументации и технологической конструктивности. Снизился уровень интеграции педагогических вузов с педагогами-практиками образовательных школ, колледжей. Серьезную озабоченность вызывает то, что педагоги системы высшего образования не уделяют должного внимания воспитательной составляющей управленческого процесса. Именно от управленцев зависит качество компетенций, в основе которых единство приобретаемых студентами профессиональных знаний и действий, ценностей и поведения, отношения и коммуникации.

В Казахстане сложилась целостная многоуровневая национальная система оценки качества образования (НСОКО), включающая таких десять основных элементов как: лицензирование, государственный контроль, аккредитация, признание документов об образовании, внешняя оценка учебных достижений (ВОУД), единое национальное тестирование (ЕНТ), национальный доклад, независимая оценка качества, трехступенчатая модель подготовки: бакалавриат – магистратура – докторантура.

В системе высшего профессионального образования Казахстана широко внедряется модель создания и совершенствования системы менеджмента качества с использованием требований и рекомендаций международных стандартов (МС) по менеджменту качества серии ИСО 9000:2000. Методологию проектирования интегрированных систем менеджмента качества организаций высшего профессионального образования детально описывает Михалкин С.А. и другие, указывая на возможность для организаций ВПО повысить уровень менеджмента и привести его в соответствие с мировой практикой [2, с. 63].

Актуально, на наш взгляд, проектирование качества на основе модели EFQM Наби Ы. А. [3, с. 45]. Автором выделяются субъекты проектирования, образующие «триаду», это: потребители, персонал, общество, в вершине которой элемент- результаты для общества и ключевые результаты. Особенность модели, по мнению исследователя: принцип открытости, принцип контроля процессов и их мониторинга, самоорганизации развивающейся системы и принцип соотношения управленческих действий и внутренних тенденций.

Сегодня ключевой результат — востребованные выпускники с глубокими знаниями, умениями, навыками и компетентностью в школах, колледжах и вузах Республики Казахстан. Отметим, что продуктивный результат значительно актуализирует профессиональный потенциал педагога. Отсюда на качественно новом уровне характеризуются процессы моделирования системы управления инновационными процессами, ориентированными на результат. Они направлены с одной стороны на инновационное обновление организаций образования, с другой стороны на поиск, осмысление и внедрение новшеств, обеспечивающих реализацию общественных ценностей, социального заказа.

При этом необходимо учитывать, что современное управление основано на самостоятельности и ответственности руководящего корпуса, каждого педагога в определении результатов деятельности. В последующем каждый из субъектов инновационного процесса выбирает самостоятельно механизмы, инструменты достижения обозначенных результатов, что формирует результативный тип мышления.

Анализ моделей управления высшего образования показывает, что при оценке эффективности надо рассматривать его применительно:

— к отдельной личности;

— к отдельной организации образования;

— к субъектам хозяйственной деятельности, обеспечивающим экономическое развитие страны;

— к государству в целом, так как развитие образования является фактором экономического роста и благосостояния народа, а государственное разноуровневое управление требует специалистов высокого уровня профессионального образования.

Президент Казахстана Н. А. Назарбаев в своей программной лекции «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» определил три базовых аспекта проекта «Интеллектуальная нация – 2020»: 1. Прорыв в развитии системы образования Казахстана; 2. Развитие науки и повышение научного потенциала страны; 3. Развитие системы инноваций.

«Создание условий для ускоренного развития инновационных кластеров в системе высшего образования, органично интегрированных в перспективные производственно-технологические комплексы, должно стать приоритетом образовательной политики ВУЗов. Такие кластеры должны генерировать новаторские исследования и разработки, способные заложить основы новых, перспективных направлений» [4].

В этом контексте следует сказать о создаваемых организационных структурах инновационного менеджмента Казахстана. Это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками. К названным объектам в образовании относят инновационные кластеры, университетские образовательные центры, технопарки при вузах, научно-исследовательские центры. Усилия также сосредоточены на качественной стороне масштабного государственно-общественного управления системой образования.

Инновационный менеджмент представляется как процесс управления создания новых знаний, технологий, а также управление социальными и психологическими аспектами внедрения инноваций. Мы отмечаем, что предметом инновационного менеджмента является система управления инновационной деятельностью, охватывающая инновационные процессы как на уровне одной организации, так и в масштабах государственной системы образования. Аналитическое осмысление инновационных процессов в образовании Казахстана показало, что их надо рассматривать как объективно обусловленные глобальными тенденциями развития мирового сообщества на современном этапе и имеющие стратегическое значение для становления постиндустриального общества.

Основные выводы. Внедрение инновационных моделей управления образовательной сферой в Республике Казахстан представляется как востребованный процесс модернизации казахстанской системы образования. Ключевыми тенденциями в нем являются: системность, социальный характер, поиск баланса между традициями и инновациями, качество и механизмы управления качеством.

О становлении в нашей стране инновационной системы менеджмента пока констатировать рано, однако очевидно, что на современном этапе развития казахстанской системы образования в рамках масштабных реформ формируется инновационно ориентированное образование как переходная стадия на пути к инновационной системе образования.

Список литературы:

  1. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». — Официальный сайт Президента Республики Казахстан. – 2012 г. — https://www.akorda.kz.
  2. Михалкин С. А. Методология проектирования интегрированных систем менеджмента качества организаций высшего профессионального образования // Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана. – 2010. — № 2.
  3. Наби Ы. А. Оценка эффективности проектирования системы обеспечения качества высшего образования на основе модели EFQM // Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана. – 2014. — № 3.
  4. Назарбаев Н.А. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее // Лекция президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Казахском Национальном университете им. аль-Фараби 14 октября 2009 г. – https://www.akorda.kz.[schema type=»book» name=»ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРОЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН » description=»В статье рассказывается о инновационных моделях управления образовательной сферой Республики Казахстан в связи с модернизацией системы образования. Сделан анализ моделей, механизмов их внедрения, выявлены проблемы, предложены пути их решения. » author=»Накаткова Ольга Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found