Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

На современном этапе разввития информационного общества компетентность специалиста напрямую зависит от уровня его готовности к использованию информационных технологий . Это обуславливает актуальность высококвалифицированной компьютерной подготовки специалистов экономического профиля к их профессиональной деятельности.

В качестве интегрального показателя качества образования часто используется понятие «профессиональная компетентность» [2]. Данное понятие отражает единство теоретических знаний, практических умений и навыков, личностных качеств. Оно также определяет степень готовности к осуществлению профессиональной деятельности и обеспечивает необходимую конкурентоспособность и востребованность выпускников высшей школы на рынке труда.

Один из необходимых в настоящее время элементов профессиональной компетентности будем называть компьютерной компетентностью, характеризующей степень овладения обучаемым современными информационными технологиями. В рамках требований государственных образовательных стандартов специальностей экономического направления данная компетентность, в основном, формируется при изучении таких дисциплин, как «Информатика» и «Информационные системы в экономике».

Как и профессиональной, так и компьютерной компетентности будущего экономиста присуща следующая структура и содержание ее составляющих [2]:

когнитивный компонент (знания); деятелностный компонент (умения, навыки, опыт деятельности); мотивационно-ценностный компонент (мотивы, ценности); организационно-коммуникативный компонент (организационные и коммуникативные качества) ;психологический компонент (качества мышления).

На сегодняшний день в условиях внедрения государственных образовательных стандартов третьего поколения особую роль отводится модульному образованию.
модульное обучение, с помощью которого удалось решить ряд дидактических задач, в последние годы получило достаточно глубокую теоретическую разработку и практическое применение [3] Семантический смысл сочетания «модульное обучение» связан с международным словом «модуль», основное значение которого – функциональный узел.

Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. Понятие «модуль» является основополагающим для рассматриваемого вида обучения, оно наиболее полно характеризует его смысл и содержание [2,3].

В педагогике модуль — это функциональный узел учебно-воспитательного процесса, законченный блок дидактически адаптированной информации. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по со-держанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности студента.

Для реализации модульности необходимо соблюдать следующие требования [1,3]:

1. В модуле должны быть четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, перечислены навыки и умения.

2. В модуле оцениваются разнообразные ви-ды занятий: задание, работа на занятии, посещение студентом занятий, входной, промежуточный и итоговый уровень подготовки студентов.

3. По своему содержанию модуль — это пол-ный, логически завершенный блок, который обла-дает относительной самостоятельностью и часто совпадает с темой дисциплины.

4. Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскрытии всей учебной дисци-плины.

Программа учебной дисциплины состоит из системы модулей. Их число определяется целями обучения и объемом учебного материала. Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактиче-скими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Сущность принципа состоит в том, что студент с помощью преподавателя и с определенной самостоятельно-стью достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модульное образование, как правило, строит-ся на следующих принципах[2]:

 Принцип целеполагания и осознанной пер-спективы требует глубокого понимания обучаю-щимися близких, средних и дальних (перспектив-ных) целей обучения.

 Принцип интеграции дает возможность из-бегать повторений внутри курса и в смежных дис-циплинах.

 Принцип «сжатия» учебной информации дает возможность выделить группы фундамен-тальных понятий, компактно группировать мате-риал.

 Принцип структуризации содержания обу-чения на обособленные элементы предполагает деление учебного материала в рамках модуля на учебные элементы, перед каждым из которых ста-вятся вполне определенные частные дидактиче-ские цели, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение.

 Принцип паритетности предполагает со-трудничество между педагогом, выступающим в роли консультанта-координатора, и студентом, самостоятельно осваивающим учебный материал модуля. Ведущая роль преподавателя сохраняется, обеспечивая паритетность отношений в рамках отношений в системе «преподаватель — студент».

 Принцип диагностичности позволяет вы-явить усвоение знаний и умений, оценить их на каждом этапе обучения.

 Принцип гибкости основан на вариатив-ности содержания и уровней сложности учебной деятельности.

Рассмотрим особенности внедрения и исполь-зования модульного образования на базе Омского филиала Академии бюджета и казначейства Ми-нистерства финансов Российской Федерации (АБиК МФ РФ). Переход на модульное образова-ние в данном вузе был осуществлен в течение 2008-2010 гг. Для этого учебно-методическое управление Вуза весь учебный год разбил на че-тыре равные временные отрезки (от8 до 12 недель), которые и получили название модуля. В течение каждого модуля студенты изучали не-сколько учебных дисциплин в таком объеме, что-бы дневной суммарный объем учебных часов не превышал установленные государственными образовательными стандартами норм.

При таком подходе под модулем будем пони-мать функциональный узел учебно-воспитательного процесса в течение заданного короткого периода времени, законченный блок дидактически адаптированной информации по нескольким учебным дисциплинам.
короткая длительность модуля способствова-ла сокращению объема учебных часов, так по дис-циплине»информатика» для 1 курса АБиК МФ РФ объем часов упал с 408 часов в год до 174 часов, т.е. сокращение составило 234 часа или 57%. Это позволило сократить ставки и, соответственно, сэкономить денежные средства, что с точки зрения экономики является положительным моментом. Но, если это рассматривать с точки зрения каче-ства учебного процесса, то сокращение объема часов приводит к сокращению как количества учебных блоков (разделов) дисциплины, так и учебного материала внутри самого блока или раз-дела, что, естественно, приводит к снижению ка-чества образования. Этот факт в статье рассмот-рим и подтвердим позднее.

К другим основным недостаткам модульного обучения можно отнести следующее[3]:

1) трудоемкость изготовления модулей и под-готовки к проведению занятий;

2) внедрение модульного обучения требует значительной организационной перестройки тра-диционного учебного процесса: подготовки соот-ветствующей учебно-материальной базы; измене-ния планирования работы преподавателей; опти-мального состава (в количественном отношении) студенческих групп и потоков с учетом возможно-стей учебно-материальной базы; разработки необ-ходимого методического обеспечения; организа-ции контрольных проверок знаний;

3) процесс внедрения модульного обучения должен быть обеспечен соответствующей методи-ческой литературой, которая централизованно практически не поставляется, поэтому вся методи-ческая работа по обеспечению каждого конкретного модуля целиком и полностью лежит на плечах преподавателя;

Для анализа качества полученных при мо-дульном образовании знаний по дисциплине «Ин-форматика» автором в течение 2008-2010 гг. был проведен мониторинг уровня сформированности знаний обучаемых Омского филиала АБиК МФ РФ. При этом дисциплина «Информатика» в АБиК МФ РФ изучается в течение трех модулей. Харак-терной чертой каждого модуля является: неболь-шая (порядка двух месяцев) длительность и до-вольно существенный объем учебных часов (58 часов, из них только 34 аудиторных часа).

дисциплина«Информатика»включает следу-ющие изучаемые разделы:
модуль 1.

Раздел1. «Основные понятия и методы теории информации и кодирования. Технические сред-ства.»

Раздел2. «Прикладное программное обеспече-ние общего назначение.»

модуль 2.

Раздел3. «Алгоритмизация и программирова-ние.»

Раздел4. «Языки программирования высокого уровня. Технологии программирования.»

модуль 3.

Раздел 5.»Базы данных и СУБД.»

Раздел 6. «Вычислительные сети.»

1.Исходные условия проведения мониторинга.

Для мониторинга была сформирована репре-зентативная выборка из 50 студентов первого кур-са из разных учебных групп. Для оценки уровня сформированности компьютерной компетентности обучаемых применялись различные виды кон-троля: текущий, рубежный и итоговый [2]. В каче-стве средств контроля использовалось тестирова-ние, анкетирование и личные наблюдения препо-давателя.

Надо заметить, что для оценивания таких со-ставляющих компьютерной компетентности, как когнитивный компонент (знания); деятельностный компонент (умения, навыки, опыт деятельности); психологический компонент (качества мышления), использовалось компьютерное тестирование. Назовем этот блок компонентов компьютерной компетентности «знания».

Для оценивания мотивационно-ценностного и организационно-коммуникативного компонентов компьютерной компетентности использовались анкетирование и личные наблюдения преподава-теля. Назовем этот блок компонентов компьютер-ной компетентности «мотивы».

На основе экспертных оценок была проведена классификация уровней сформированности компьютерной компетентности в диапазоне десятибалльной шкалы: нулевой уровень — < 4 баллов; низкий уровень – 4-5 балла; средний уровень – 6-7 балла; высокий уровень – 8-10 баллов.

2.Результаты проведенного мониторинга.

Результаты проведенных тестов по изучае-мым разделам с разбивкой обучаемых по уровням сформированности компьютерной компетентности в части блока «знания» приведены на рисунках 1 и 2.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Рисунок 1. Распределение обучаемых по уровням сформированности знаний для модулей 1 и 3.

Анализ полученных результатов показывает, что уровень сформированных знаний у студентов по разделам 1, 2 и 6 (см. рисунок 1), в основном, находится на «низком» и «среднем» уровнях (соот-ветственно, 87,5%; 81,3%; 90% студентов), по раз-делу 5 — на «среднем» и «высоком» уровнях (80%). Доля студентов с «нулевым» уровнем относитель-но небольшая.

Из рисунка 2 видно, что уровень сформиро-ванных знаний у студентов по разделам 3 и 4 так-же, в основном, находится на «низком» и «среднем» уровнях (соответственно, 70% и 72% студентов). Доля же студентов с «нулевым» уровнем достаточно велика (соответственно, 24%; 27,5%).

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙРисунок 2. Распределение обучаемых по уровням сформированности знаний для модуля 2.

Это можно объяснить несколькими фактора-ми:

1. разделы 3 «Алгоритмизация и программи-рование. и 4 «Языки программирования высокого уровня. Технологии программирования.» являются наиболее сложными для усвоения студентами эко-номического профиля.

2.Длительность модуля является небольшой. Поэтому для усвоения и осмысления учебного материала многим студентам просто не хватает времени. Кроме того, много учебных часов отво-дится для самостоятельной работы (самостоятель-ное изучение части блоков дисциплины). При ко-роткой длительности модуля многие обучаемые просто не успевают не только изучать , но и про-сматривать эти блоки.

Выход из создавшейся ситуации видится в следующем:

— надо соблюдать рассмотренные выше ос-новные принципы модульного образования и, в частности, принцип гибкости. Именно, этот прин-цип является наиболее актуальным в условиях модульного образования с модулями короткой длительности;

-Надо применять задания разной сложности для групп студентов разного уровня обученности;

-Важную роль играет также высокое педаго-гическое мастерство преподавателя и его творче-ство.

Анализ полученных результатов для блока «мотивы» показывает, что уровень данных компо-нентов у студентов по разделам 1, 2, 5 и 6, в ос-новном, находится на «среднем» и «высоком» уровнях (в среднем от 75% до 85% студентов). Уровень по разделам 3 и 4 на начальном этапе находится на «низком» и «среднем» уровнях (соот-ветственно, 70%, 65% студентов). С течением вре-мени, когда у студентов появляются первые успе-хи в освоении материала, наблюдается повышение уровня формированности организационно-коммуникативного и мотивационно-ценностного компонентов в среднем на 10%-15%.

Для данного блока компонентов компетент-ности на первый план выступает принцип пари-тетности модульного образования, который поз-воляет создать условия для двойственной оценки успешности студента: самооценки себя как буду-щего профессионала и оценки профессиональным сообществом.

Надо заметить, что кроме рассмотренных не-достатков модульное обучение имеет и ряд пре-имуществ по сравнению с традиционным

К Основным преимуществам модульного обучения относятся[3]:

1) обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внут-ри каждого модуля и между ними;

2) гибкость структуры модульного построе-ния каждого конкретного курса, обеспечивающая также и высокую адаптивность самой модульной системы как по отношению к набору абитуриен-тов, так и по отношению к выпуску студентов вуза (в случае изменения конъюнктуры на рынке спе-циалистов);

3) осуществление в диалектическом единстве интеграции и дифференциации содержания обуче-ния путем группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку курса в полном, сокращенном и углубленном ва-риантах, что помогает решить проблему уровневой и профильной дифференциации в процессе обучения [1]

4)короткая длительность модуля не позволяет студентам расслабиться и зря тратить время , то есть всегда быть в «тонусе» или «постоянно» нахо-диться в образовательной среде (деятельности) изучаемой дисциплины и, как следствие,то что он усвоил на занятии , как правило, он не успевает забыть к следующему занятию. Такая форма дея-тельности называется погружением обучающихся в ту или иную образовательную деятельность или образовательную область – Это уже отработанная во многих образовательных организациях форма деятельности. Однако, при модульном образовании оно получает наиболее полное воплощение. Чаще всего погружение организуют по естественнонаучным предметам для обучающихся младших курсов и реализуют от нескольких дней до нескольких недель или месяцев.

погружение :

-помогает преодолеть предметную разроз-ненность общих для многих наук понятий, общих методов и способов исследовательской деятельно-сти.

— позволяет увидеть практическое воплощение изучаемого материала.

Таким образом, модульное обучение преду-сматривает проектирование такого процесса обу-чения, который базируется на принципах, опреде-ляющих общее направление, цели, содержание, способы организации и управления познаватель-ной деятельностью студентов, обеспечивая само-управляемый образовательный процесс.

Список литературы

1. Чошанов М.А. Теория и технология про-блемно-модульного обучения в профессиональной школе: дис. …д-ра пед. наук. -Казань, 1996. — 320 с.
2. Лебедев В.М. Анализ уровня сформирован-ности компьютерной компетентности студентов экономического направления в условиях модуль-ного обучения // Материалы III всероссийской научно-практической конференции » Оценка ком-петенций и результатов обучения студентов в со-ответствии с требованиями ФГОС» –– М:, 2012, с. 41-45.
3. Турчин Г Д. Плюсы и минусы модульного обучения [Электронный ресурс] //URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plyusy-i-minusy-modulnogo-obucheniya. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.[schema type=»book» name=»НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ» description=»В статье рассматриваются особенности модульного обучения студентов вуза при изучении дисци-плины информатики: понятие и структура компьютерной компетентности, понятие и принципы модульности, анализ проведенного мониторинга уровня сформированности знаний.» author=»Лебедев Виктор Михайлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(3)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor slot dana slot gacor slot server luar demo slot slot gacor slot dana data hk slot gacor slot gacor hari ini slot gacor slot gacor terbaru
404: Not Found