Промышленная революция и массовое производство 19 века стали толчком новой волны урбанизации. Естественный прирост населения в Европе и возрастающая эмиграция в США[4], а также необходимость подготовки кадров технических специальностей стали толчком для переосмысления не только градостроительной политики в целом, но и осознания роли образования в быстро развивающемся обществе.
К началу ХХ века в США и Европе заметно увеличивается не только количество университетов, но и количество студентов в каждом университете. Возникает необходимость расширения существующих зданий университетов и строительство новых университетов в плотной городской структуре или в пригородах крупных городов (по примеру американского университета-кампуса). Постепенно формируются новые принципы проектирования университетов, соответстующие быстро развивающемуся обществу. Меняются градостроительные принципы развития городов и здания университетов играют важную градостроительную роль в архитектуре ХХ века.
К 20 веку уже сформировалось несколько типов университетов. В первую очередь это классический исторический кампус в плотной городской застройке города, возникший еще в 12 веке. Первые здания университетов в Болонье, Париже и других городах западной Европы исторически формировались в центральной части города и имели важнейшее градообразующее значение. Это городские кампусы локального типа (по классификации Пучкова М.В.)[2]
С развитием научного прогресса роль их не изменилась, но последовало расширение и преобразование существующих зданий. Так историческое здание Сорбонны было построено архитектором Жаком Лемерсье в 1642 г. На протяжении более 3 веков в здании размещались все факультеты Парижского университета и Латинский квартал – студенческий городок, сформированный вокруг здания Сорбонны – был центром студенческой жизни города. Только в 1970 г. Сорбонна была разделена на 13 университетов, здания которых находятся в других кварталах Парижа и его пригородах. Возник новый тип университета – кампус рассредоточенного типа (по классификации Пучкова М.В.)[2].
Преобразование университетов началось в США, затем переместилось в Англию, позже в Германию и Францию. В первую очередь это связано с реформами в образовании, стремлением повысить уровень образования и уменьшить влияние церкви.
В США в 1862 г был подписан акт Моррилла (Morrill Act) согласно которому создавался новый тип университетов – негосударственные. Правительством выделялись земли для строительства университетов в основном вблизи небольших городов. С градостроительной точки зрения эта модель университета является противоположной европейскому, исторически сложившемуся Городу-университету. Как правило, территории университетов находились вдали от крупных городов и занимали значительное пространство. К таким университетам можно отнести Виргинский университет, основанный в 1817 г. В 1865 г. был открыт Массачусетский технологический институт, который в будущем стал моделью для учебных заведений подобного типа в США.
К тому времени в США уже существовал ряд городских университетов, построенных по европейскому образцу. Так, в 1636 г. был основан Гарвардский колледж, а затем Йельский колледж (1701г.), колледж в Нью-Джерси (1746 г.), колледж Филадельфии, ставший впоследствии Пенсильванским университетом (1755 г.) и др. Однако, существующие университеты, обучающие в основном элиту и зависящие от церкви, не могли предложить подготовку техническим специальностям, на которые остро возник спрос после промышленной революции.
В Англии после промышленной революции возникла потребность в строительстве новых университетов в связи с возникновением новых направлений образования. К так называемому второму поколению университетов можно отнести инженерные университеты, построенные в Дурхаме (1832), Лондоне (1836), Манчестере (1851), а также «Королевский колледж искусств» в Лондоне (1837) и «Институт науки и технологий» в Манчестере (1824). К концу века строятся крупные университеты в Ливерпуле (1900), Бристоле (1909) и других городах Англии. Следует подчеркнуть, что в Лондоне университеты строились по периметру городского кольца, что позволяло им иметь обширные территории для развития. В Вене новые университеты располагали внутри кольца значимых общественных зданий, таких как опера, театр и музей. В Париже также строили университеты за чертой города на свободных территориях, но большее внимание уделяли реконструкции существующих исторических зданий университетов. Это отразилось на развитии университетов в 20 веке. Университеты США и Англии развивались быстро, не испытывая недостатка в территории. Университеты же Парижа были в упадке т.к. здания были малы, что не позволяло вместить достаточное количество студентов. Также они располагались в плотной жилой застройке, что не позволяло строительство новых корпусов.
Уже к концу века в Англии начали строить «Greenfield universities» по примеру американских университетов-кампусов. Первым стал колледж в Салфурте, построенный в 1896 году в пригороде Манчестера. Он занимал 14 гектар. Колледж специализировался на науке и технологиях.
К концу 19 в. во Франции существовало 16 университетских городов (Париж, Тулуза, Гренобль, Бордо и д.р.). Следует выделить классификацию не отдельных университетов, а городов, в черте которых они находились. Так существуют традиционные города-университеты (Aix-de-Provence). Они представляют собой средневековый город среднего размера с исторически сложившимся кампусом в центральной части. Париж и Лион относят к крупным университетским городам, где существует развитая сеть университетов, колледжей и лицеев. Существуют также пригородные кампусы университетов, обособленные от города (Орлеан) и новые кампусы университетов, встроенные в центральную часть города (Авиньен).
Промышленная революция дала толчок для усложнения типологий университетов. Однако существуют общие тенденции, присущие университетам всех стран: расширение существующей территории университета путем строительства новых корпусов, а также вынос территорий новых университетов за городскую черту.
Литература
- «Архитектура ХХ века. Утопии и реальность» Издание в 2 томах. А.В. Иконников, Москва 2002 г.
- «Архитектура университетских кампусов» Пучков М.В.
- Интернет-ресурс history.vuzlib.su
- Интернет-ресурс www.geographyofrussia.com/zapadnaya-evropa-demograficheskij-obzor
- “Campus Landscape. Functions, forms, features.” Richard P.Dober
- «Urbanisme univesitaire a l’etranger et en France» Pierre Merlin, Paris 1995[schema type=»book» name=»ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ СЕР. 19 В.» description=»Статья посвящена исследованию градообразующей роли университетов под влиянием развития науки и техники в сер. 19 в. Выявлено усложнение типологий университетов, а также закономерности развития университетов США и Европы.» author=»Кашко Ольга Леонидовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-26″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]