Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАДИКАЛЬНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАДИКАЛЬНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Распад СССР и коммунистической идеологии и формирование новых общественно-политических и социально-культурных реалий обусловили рост национального самосознания и смену духовных ориентиров в постсоветском обществе, что наглядно видно на примере массового обращения населения стран СНГ к религиозным ценностям и традициям.

Современную религиозную ситуацию, складывающуюся в Казахстане можно охарактеризовать как достаточно сложную и неоднозначную, поскольку возросшее религиозное самосознание населения, активная деятельность зарубежных религиозных миссионеров и либеральный характер национального законодательства в сфере регулирования религиозной сферы жизни общества привели как к позитивным, так и негативным последствиям. В частности, наблюдается возникновение очагов радикальных религиозных сообществ, наметилось развитие нетрадиционных религиозных верований, мощный импульс к развитию получила деятельность иностранных миссионерских движений и организаций, представляющих различные конфессии и их деноминации.

В настоящее время данный процесс прошел стадию активного оформления, но в целом, сохраняет свой инерционный потенциал [1, с. 1].  В этой связи одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в Республике Казахстан межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в стране.

В рамках решения этой задачи особый упор необходимо делать на совершенствование соответствующей правовой базы и использование имеющихся у государства правовых рычагов для предотвращения и должного реагирования на экстремистские проявления в общественной среде. К сожалению, экстремизм и терроризм как совокупность мировоззренческо-идеологических постулатов, поступков и действий отдельных лиц и групп проявляет себя и в деятельности некоторых религиозных объединений.

Уже, в первые годы независимости были приняты ряд законодательных актов для противодействия и профилактики различных проявлений религиозного радикализма, экстремизму, терроризму, в том числе: «О национальной безопасности» (26 июня 1998 г.), «О борьбе с терроризмом» (13 июля 1999 г. – далее переименован в Закон РК «О противодействии терроризму» ), «О средствах массовой информации» (23 июля 1999 г.), «Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма» (10 февраля 2000 г.). С 28 августа 2009 года действует Закон РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём, и финансированию терроризма». Указом Президента Республики Казахстан от 24 сентября 2013 года № 648 утверждена Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы [2].

В статье 5 Конституции Республики Казахстан, «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований». В статье 20 отмечается «недопустимость пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия» [3, с. 8].

В рамках уголовно-правового обеспечения борьбы с экстремизмом необходимо выделить один из наиболее важных нормативно-правовых актов, который направлен на обеспечение борьбы с экстремизмом. Таким нормативным правовым актом является Закон Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 года. Данный Закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, национальной безопасности, а также устанавливает ответственность за ее осуществление.

Принятие в октябре 2011 года Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» знаменует собой начало нового этапа в развитии религиозной политики казахстанского государства, подразумевающего не отказ от принципа свободы совести, а поддержание баланса интересов государства, религиозных объединений и общества в целом. (ранее в Республике Казахстан действовал Закон РК от 15 января 1992 года N 1128 -XII «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» — примечание автора). Самым важным в новом законе является то, что в нем сохранены основополагающие принципы — равенство всех религий, право граждан свободно исповедовать любую религию, отделение государства от религии, а также гарантии равноправия каждого гражданина, независимо от его религиозного убеждения. Есть в нем и значимые нововведения. В частности, в Преамбуле Закона определено, что Республика Казахстан признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана [4, с. 5].

Одной из конструктивных мер, в вопросах противодействия экстремизму и терроризму, Президент страны Н.А. Назарбаев в Послании РК Стратегия «Казахстан — 2050» назвал совершенствование законодательства — «Мы должны совершенствовать наше законодательство с целью нейтрализации проявлений религиозного радикализма и экстремизма. Мы должны также совершенствовать антитеррористическое законодательство. Государство должно пресекать экстремизм и радикализм, откуда бы они ни исходили» [5, с 1].

В рамках противодействия незаконной деятельности радикальных религиозных объединений уголовное законодательство РК предусматривает уголовную ответственность за возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни (ст. 174 УК РК); создание, руководство и участие в деятельности незаконных общественных и других объединений (ст. 404  УК РК); организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма (ст. 405 УК РК) [6, с. 74, с.169-170].

В соответствии со ст. 3 п. 39 нового  Уголовного кодекса Республики Казахстан ст. 174 УК РК, часть 2, 3 ст. 404 УК РК и ст. 405 УК РК  являются экстремистскими преступлениями. Законодатель, формирую перечень экстремистских преступлений, исходил из соотношения характера уголовно-наказуемых действий, лежащих в основе указанных составов преступлений, и определения экстремизма, которое содержится в законодательных актах РК.

Подробнее хотелось бы остановиться на рассмотрении составов преступлений, устанавливающие уголовную ответственность за создание и  участие в деятельности незаконных общественных и других объединений, пропагандирующих и на практике реализующих идеи экстремизма, к ним относятся ст. 404 УК (Создание или участие в деятельности незаконных общественных и других объединений), ст. 405 УК (Организация деятельности общественного или религиозного объединения  либо иной организации после решения о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма).

Так, общественная опасность и незаконность действий, предусмотренных ст.404 УК РК «Создание или участие в деятельности незаконных общественных и других объединений» заключается в нарушении закрепленного в законе порядка создания, деятельности и финансирования общественных или религиозных объединений.

Общественное или религиозное объединение не может быть зарегистрировано, если оно ставит перед собой противозаконные цели. Законом установлен запрет на создание и деятельность незаконных объединений, преследующих цели или действия которых, направлены на насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства, нарушение территориальной целостности РК, разжигание расовой, национальной, родовой, сословной или религиозной нетерпимости или исключительности.

Объективную сторону ч.1 ст.404 УК РК образуют следующие действия: 1) создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных действий; 2) руководство таким объединением; 3) создание партии на религиозной основе;  4) руководство партией на религиозной основе; 5) создание политической партии или профессионального союза, финансируемых из запрещенных законом  источников; 6) руководство такой партией или профессиональным союзом.

Создание незаконного общественного или религиозного объединения представляет собой активные действия, направленные на разработку планов дея­тельности незаконного объединения, его организационной структуры, подбор и вовлечение членов объединения, по­дыскание и приспособление помещения, проведение собра­ний, принятие устава, сбор средств и т.д.

Согласно ст.2 Закона Республики Казахстан от 31 мая 1996 г. «Об общественных объединениях» — общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Общественные объединения являются некоммерческими организациями [7, с. 2].

Согласно ст. 3 Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»  «религиозное объединение — добровольное объединение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, в установленном законодательными актами Республики Казахстан порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей» [4, с. 2].

Следует отметить, что создание общественного или религиозного объединения необходимо отличать от правоспособности общественного  или религиозного объединения как юридического лица, которая  возникает с момента его регистрации в органах юстиции. Соответственно моментом окончания преступления по указанной форме будет признаваться не юридическая регистрация общественного объединения, а проведение учредительного съезда, на котором был принят устав и сформированы руководящие органы.

Руководство незаконным объединением предполагает выполнение лицом различных руководящих функций, опре­деляющих цели объединения и средства их достижения, организацию обучения членов объединения, распределение между ними обязанностей, осуществление контроля над выполнением обязанностей и т.д.

Деятельность религиозного или общественного объеди­нения должна быть незаконной, т.е. сопряженной с насили­ем над гражданами или иным причинением вреда их здоро­вью, либо с побуждением их к отказу от исполнения граж­данских обязанностей или к совершению иных противоправ­ных деяний.

Под насилием над гражданами понимается как физичес­кое, так и психическое, а также неразрешенное психологи­ческое воздействие, которое выражается в лишении или ог­раничении свободы, прерывании связей с родственниками, нанесении ударов, побоев, истязаний, угрозах причинением вреда здоровью и жизни. Причинение вреда здоровью граждан, вызванное неза­конной деятельностью общественных объединений, может состоять в негативном воздействии на здоровье, связанном с причинением легкого или средней тяжести вреда здоровью граждан. В случае причинения тяжкого вреда здоровью или убийства действия виновного наряду со ст. 404 УК подлежат дополнительной квалификации соответственно по ст. ст. 99 или 106 УК. Побуждение граждан к отказу от исполнения гражданс­ких обязанностей предполагает подстрекательство путем запугивания, обмана, мести, призыва к негативным чувствам и т.д., к отказу от несения военной службы, от уплаты налогов, от участия в выборах в органы власти и т.д. Побуждением граждан к совершению противоправных действий является любой способ воздействия на интеллектуальные и волевые процессы,    связанные с подстрекательством граждан к совершению уголовно наказуемых деяний или иных правонарушений.

Формулировка в диспозиции статьи  «….с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершению иных противоправных деяний…» предоставляет рычаги в пресечении деятельности религиозных организаций.

Так, например, удерживать человека в тоталитарной секте можно путем «одурманивания», подмены адекватного миропонимания – выдуманным (тем, который выгоден адептам секты), подобные примеры хорошо известны и напоминают принцип действия гипноза, с той только разницей что «зомбирование» человека длится по нескольку месяцев, а то и лет.

Объективная сторона преступления, предусмотренно­го частью 2 ст. 404 УК, включает следующие действия: 1) создание общественного объединения, провозглаша­ющего или на практике реализующего расовую, нацио­нальную, родовую, сословную или религиозную нетерпимость, призывающего к насильственному ниспровержению конституционного строя, подрыву безопасности государства или посягательством на территориальную целостность РК; 2) руководство таким объединением.

Создание указанного общественного объединения, озна­чает организацию объединения, в уставе, программе и иных принимаемых документах которого, признаваемых членами объединения, в устных коллективных высказываниях, которые поддерживаются и которыми руководствуются члены объе­динения, в деятельности членов объединения выражается, распространяется дискриминационное, неприязненно-враж­дебное отношение к гражданам в зависимости от расовой, национальной, родовой, сословной или религиозной принад­лежности или провозглашается их исключительность и пре­восходство в зависимости от указанных признаков; содержат­ся призывы к разрушению, упразднению, смене структур государственной власти, изменению, нарушению государ­ственной границы Республики Казахстан и. т. д.

Ответственность по части 2 ст. 404 УК наступает и за
осуществление руководящих функций в обществен­ных объединениях, преследующих незаконные цели.

Часть 3 ст. 404 УК предусматривает ответственность за
активное участие в деятельности незаконного общественного объединения.

Под активным участием понимается совер­шение лицом незаконных действий в составе объединения (причинение вреда здоровью, побуждение к отказу от исполнения гражданских обязанностей, призывы к ниспровержению конституционного строя и т.д.), признание незакон­ных целей объединения и выполнение различных действий, обеспечивающих деятельность объединения.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 8 июля 2005г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия экстремизму» УК Республики Казахстан установил  ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма.

Объективная сторона ч.1 ст.405 УК характеризуется деянием в форме организации деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма.

Под организацией деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации понимается совершение действий организатора (организаторов) направленных на создание экстремистской организации, которые могут выражаться в пропаганде идей организации, с целью вовлечения участников, в разработке программных документов и устава, в подготовке, созыву и проведению учредительного съезда (конференции) и т.д. В указанном составе преступления речь идет о создании объединения уже после вступившего в законную силу решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма.

Согласно ст.8 Закона РК «О противодействии экстремизму» признание организации экстремистской осуществляется в судебном порядке. Заявление о признании организации экстремистской подается в суд прокурором, органами внутренних дел или гражданами Республики Казахстан. В заявлении должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие факт осуществления иностранной или международной организацией на территории Республики Казахстан и (или) другого государства деятельности, которая могла бы быть признана экстремистской или осуществляющая террористические цели в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В настоящее время в национальный перечень запрещенных в Казахстане террористических и экстремистских структур включены следующие религиозные организации:

  1. На основании решения Верховного суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года: 1) «Аль-Каеда»; 2) «Исламское движение Восточного Туркестана»; 3) «Исламское движение Узбекистана»; 4) «Курдский народный конгресс» («Конгра-Гел»);
  2. Согласно решению Верховного суда от 15 марта 2005 года: 1) «Асбат аль-Ансар»; 2) «Братья-мусульмане»; 3) «Движение «Талибан»; 4) «Боз гурд»; 5) «Жамаат моджахедов Центральной Азии»; 6) «Лашкар-е-Тойба»; 7) «Общество социальных реформ»;
  3. По решению суда г. Астаны от 17 ноября 2006 года: 1) «АУМ Синрикё»; 2) «Организация освобождения Восточного Туркестана»;
  4. Решением суда г. Астаны от 5 марта 2008 года: 1) «Исламская партия Туркестана»;
  5. По решению суда г. Астаны от 28 марта 2005 года: 1) «Хизб-ут-Тахрир».
  6. Решением Специализированного межрайонного экономического суда г. Алматы от 22 декабря 2008 года и Специализированного экономического суда г. Астаны от  12 января 2009 года: 1) Деятельность, в том числе  через средства массовой информации по распространению и пропаганде лечения людей по методу движения (самооздоровления) Абдуллаева Ф.М. (Фархат –ата), именуемого «Алля-Аят».
  7. Решением Специализированного межрайонного экономического суда г. Алматы от 05 февраля 2009 года: 1) Деятельность, в том числе через средства массовой информации по распространению и пропаганде деятельности ТОО «Ата- жолы» и движения «Ата жол» (Ак жол), подрывающего безопасность государства посредством нанесения вреда здоровью  населения Казахстана [8, с.1]

Объективная сторона ч.2 ст.405 УК РК характеризуется действием в форме участия в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма.

Под участием в экстремистской организации понимается вступление в эту организацию и совершение действий, предусмотренных ее уставом, задачами и планами. Участие может выражаться в пропагандировании идей экстремизма, распространении материалов, содержащих идеи экстремизма или терроризма, участие в проводимых занятиях и т.д.

В примечании к ст. 405 УК РК законодатель определил основания освобождения от уголовной ответственности при добровольном отказе, лиц, участвующих в деятельности экстремистских организаций. Так, лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда  о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

 

Список литературы:

  1. Электронный ресурс. Источник:
  2. Источник: https://www.zakon.kz.
  3. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Источник: https://www.zakon.kz.
  4. Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», 2011 года. Источник: https://www.zakon.kz.
  5. Послание Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан — 2050». https://www.zakon.kz.
  6. Уголовный кодекс Республики Казахстан (новый) от 3 июля 2014 года № 226-V. – Алматы: Юрист, 2014. – 208 с.
  7. Закона Республики Казахстан «Об общественных объединениях», 1996 года. Источник: https://www.zakon.kz.
  8. Электронный ресурс. Источник: type=»book» name=»УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАДИКАЛЬНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» description=»В статье рассматриваются вопросы уголовной ответственности за деятельность радикальных религиозных организаций. Проводится анализ объективных признаков составов таких преступлений по новому Уголовному кодексу Республики Казахстан.» author=»Оспанова Жанель Калияскаровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found