Рассматривая вопрос определения субъектов миграционных отношений можно сказать, что сами по себе субъекты, это участники миграционных правоотношений, каждый из которых обладает субъективными правами и юридическими обязанностями, дееспособностью и правоспособностью (мигранты, государство, коммерческая организация и др.). Согласно общей теории права, имеют место следующие виды субъектов: коллективные и индивидуальные. Коллективные субъекты – государство, государственные организации, негосударственные организации (фирмы, нанимающие трудовых мигрантов; общественные объединения – национальные диаспоры). Индивидуальные субъекты – физические лица, к которым относятся: граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и иностранные граждане. Права лиц без гражданства и иностранных граждан, касающиеся вопросов вступления в те или иные правоотношения на территории РФ, те же, что и у граждан РФ, за рядом ограничений, которые установлены на законодательном уровне.
Таким образом, можно утверждать, что круг субъектов миграционного правоотношения нельзя ограничивать мигрантами, государственными и муниципальными органами власти. Этот круг является более широким и включает ряд других внутригосударственных и международно-правовых участников миграционных правоотношений.
В свою очередь, правоотношение миграции являет собою разновидность социального отношения (цель такого рода отношений – решение социальных вопросов). Как и любое общественное отношение, оно представляет собою индивидуальную связь между конкретными субъектами общественной жизни (гражданами иностранных государств, лицами без гражданства, государством, общественными организациями, государственными и муниципальными органами и др.). Данная связь возникает как результат волеизъявления вышеперечисленных субъектов, обусловленного наличием у них соответствующих потребностей и интересов.
Соответственно, миграционно-правовым отношениям свойственны основные черты всех социальных идеологических отношений. Эти отношения представляют собою взаимосвязи субъектов социальной жизни; это отношения индивидумов, своего рода индивидуализированные отношения, в связи с тем, что их субъекты конкретно названы, точно индивидуально определены; и как уже было сказано, возникают как результат волеизъявления субъектов, направлены на удовлетворение их интересов и потребностей; складываются по поводу определенных объектов (юридически значимых действий субъектов, материальных или духовных благ и ценностей) [2, с. 3].
Среди вышеперечисленных общих характеристик социальных отношений, применительно к миграционным правоотношениям наибольшей спецификой отличается их субъектный состав.
В миграционных отношениях может принимать участие значительное число субъектов. Вместе с тем, в каждом конкретном миграционном правоотношении можно выделить две типичные стороны. На одной стороне всегда находится сам мигрант, как лицо, прибывшее на территорию данной страны или региона из другого государства, или региона.
Прежде всего, к категории субъектов миграционных отношений следует отнести иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны и наделенных субъективными правами и юридическими обязанностями. Правовой статус данных групп мигрантов регламентирован государственным законодательством. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон): иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Подобный подход к трактовке понятия иностранного гражданина встречается и в научной литературе [1, с. 145].
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина, в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона в Российской Федерации является паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
В более широком смысле слова понятие «иностранный гражданин» может трактоваться как любое лицо, не являющееся гражданином страны своего пребывания (ст. 1 Декларации прав человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают от 13 декабря 1985 г.). Лицо без гражданства (апатрид) – лицо, не являющееся гражданином страны пребывания и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству иного государства (ст. 2 Закона). Согласно ч. 2 ст.10 Закона документами, удостоверяющими личность лица без гражданства, в Российской Федерации являются документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Апатридов и иностранцев, находящихся на территории России, можно подразделить на три категории: 1) временно прибывающие в Российскую Федерацию – лица, прибывшие в Россию на основании визы или в безвизовом порядке, получившие миграционную карту и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание; 2) временно проживающие в Российской Федерации – лица, получившие в установленном порядке разрешение на временное проживание; 3) постоянно проживающие в Российской Федерации – лица, получившие в установленном порядке вид на жительство в Российской Федерации.
Особым правовым статусом в Российской Федерации наделены беженцы, являющиеся также субъектом миграционных правоотношений. Названная группа мигрантов содержит несколько иные, более узкие категории перемещенных лиц.
В более широком смысле понятия «миграция» включает в себя как внешние, так и внутренние территориальные перемещения, и таким образом, в качестве субъектов миграционных правоотношений могут выступать и российские граждане, которые меняют место пребывания и жительства по тем или иным причинам, сохраняя при этом свою юридическую связь с регионом России, из которого они выбыли.
Особую группу субъектов миграционных правоотношений образуют российские граждане, имеющие статус вынужденных переселенцев.
Вторая типичная сторона миграционного правоотношения, вступающая в юридические взаимодействия с мигрантом – это государственные органы исполнительной власти, наделенные специальной компетенцией в сфере миграции, внутренних дел, государственной безопасности, пограничного контроля, иностранных дел, труда и социальной защиты и пр., в зависимости от специфики каждого конкретного правоотношения (будь это пересечение границы, регистрация, учет, оформление трудовых отношений, контроль за пребыванием и проживанием, выдворение за пределы государства или др.).
Еще в качестве второй противоположной стороны юридического взаимодействия по отношению к мигранту может выступать также юридическое лицо или частный предприниматель, которые вступают с ним в трудовые отношения; общественное объединение, представляющее интересы мигрантов или другие структуры гражданского общества (различные правозащитные общества, фонды, комиссии и т.п.), а также соответствующие международно-правовые организации. В этом случае отношения строятся уже не на принципе управления подчинения, а носят частноправовой характер.
Правовой основой для формирования и развития миграционно-правовых отношений на международном уровне, в государстве или регионе является система конкретных нормативно-правовых актов. Фактическими основаниями формирования таких отношений могут выступать факты пересечения иностранным гражданином или лицом без гражданства государственной границы, подача ими заявления о приеме на работу, нарушения ими правил пребывания, трудовой деятельности.
Во взаимодействиях мигрантов с государственными органами и должностными лицами воля на возникновение, изменение или прекращение правоотношения, как правило, присутствует только на одной стороне. Так, от гражданина не требуется согласия на предоставление документов, подтверждающих его правовой статус, или на привлечение его к юридической ответственности за нарушение действующего миграционного законодательства. Такие правоотношения складываются в результате доминирования влияния государственной воли. В отношениях же прибывших из других государств лиц с субъектами, не обличенными публично-политическими полномочиями (это частные фирмы-работодатели, общественные правозащитные организации и т.д.), волеизъявление на возникновение, изменение и прекращение правовой связи является, как правило, двусторонним.
Основной характеристикой миграционного правоотношения является то, что в нем основная и определяющая взаимосвязь между субъектами выражается в наличии у них конкретных взаимных субъективных прав и юридических обязанностей. Одна сторона правоотношения является управомоченной и выступает носителем субъективного права, а другую законодательство обязывает поступать таким образом, чтобы обеспечить реализацию этого права [3, с. 21].
Большинство миграционных правоотношений носит двусторонний характер. Так, иностранный гражданин, осуществляющий легальную трудовую деятельность в России, обладает всем объемом прав и свобод, предоставленных российским гражданам трудовым законодательством. В свою очередь, закон возлагает на него и целый ряд юридических обязанностей перед работодателем и государством. То же самое мы можем сказать и о другой стороне миграционного правоотношения.
Участник правоотношений, посчитавший свои права и законные интересы нарушенными, имеет право обратиться за юридической защитой в соответствующие государственные органы.
Список литературы:
- Авакъян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб., 2003. С. 145.
- Жеребцов А.Н. Концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации (комплексный анализ теории и практики): автореферат дис…д-ра ю.н. М.2009.
- Кириллов П.В. Миграционная функция современного Российского государства: теоретико-правовое обоснование // Право и государство: теория и практика. 2009. № 10 (58). С. 21.[schema type=»book» name=»СУБЪЕКТЫ МИГРАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ СИСТЕМЫ» description=»Вопрос определения субъектов миграционных отношений достаточно важен, поскольку в ходе взаимодействия участников подобного рода отношений, возникают правоотношения, каждая сторона которых имеет субъективные права и юридическую ответственность. Для соотнесения любого права или ответственности с участником, необходимо его назвать, т.е. определить субъект. Только в этом случае миграционное отношение, может быть рассмотрено как правоотношение и трактоваться в рамках дейст-вующего законодательства.» author=»Сенченко Виктория Вадимовна, Богданов Андрей Геннадьевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2017_04(37)» ebook=»yes» ]