Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ НОВОГО СУБЪЕКТА В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ПРИНЯТИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ НОВОГО СУБЪЕКТА В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ПРИНЯТИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта – это процедура, предусматривающая изменение состава субъектов России в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 № 6-ФКЗ [3]).

Процедура принятия нового субъекта в состав РФ закреплена в Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 65) и Федеральном конституционном законе от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», в главе II «Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта». В результате принятия нового субъекта в состав России принимается Федеральный конституционный закон о принятии соответствующего субъекта, а также международный договор о принятии соответствующего субъекта, заключенный между Российской Федерацией и данным иностранным государством. В отношении Крыма был принят Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [4] и «Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» [1].

В соответствии с ФКЗ от 21.03.2014 Республика Крым была принята в состав России в качестве нового субъекта; со дня принятия Республики в Российской Федерации были образованы новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь (ч. 1 ст. 2. ФКЗ от 21.03.2014 № 6-ФКЗ).

Таким образом, фактически проведя одну процедуру, в Российской Федерации стало на 2 субъекта больше – одна республика и  один город федерального значения.

Это положение может вызвать ряд дискуссий, ведь исходя из требований российского законодательства, заключив один международный договор можно принять в состав России один субъект. Лексин И.А., Евдокимов В.Б. и Тухватуллин Т.А. в своих работах выдвигают такую точку зрения, что заключение одного международного договора при принятии в состав России двух субъектов обусловлено тем, что фактически г. Севастополь является частью Республики Крым [2, с. 42]. Думается, что это наиболее верное объяснение сложившейся ситуации.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона  № 6-ФКЗ инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части является данное иностранное государство.

16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым был проведен  референдум по вопросам воссоединения Крыма и г. Севастополя с Россией на правах субъекта Российской Федерации. По результатам референдума на территории Автономной Республики Крым за воссоединение Республики Крым с Россией на правах субъекта проголосовало 96,77 % жителей, а в Севастополе – 95,6 %. Вследствие этого Автономная Республика Крым Верховным Советом была провозглашена независимым суверенным государством – Республикой Крым, а г. Севастополь – приобрел статус города с особым статусом в составе Республики Крым. 17 марта 2014 года Республика Крым и г. Севастополь обратились к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым и г. Севастополь в состав России в качестве новых субъектов.

Предложение о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта поступает Президенту Российской Федерации. Такое предложение должно носить обоснованный характер. Кроме того, в предложении должны быть указаны предполагаемые наименования, статус и границы нового субъекта; прогноз последствий в различных сферах деятельности государства, связанных с принятием в состав России нового субъекта и др.

Президент РФ уведомляет о предложении Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Принятие нового субъекта в состав Российской Федерации осуществляется на основе международного договора между Россией и соответствующим иностранным государством. В отношении Крыма – это, как уже было упомянуто, «Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» (далее – Договор о принятии Республики Крым), заключенный в Москве 18 марта 2014 года.

В таком международном договоре должны быть оговорены наименование и статус нового субъекта; порядок приобретения гражданства Российской Федерации гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина Российской Федерации; правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов; действие законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации; функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации.

Так, в соответствии с Договором о принятии Республики Крым, Крыму был присвоен статус республики, а г. Севастополю – статус города федерального значения.

Здесь следует обратить внимание на статус Республики Крым.

Для начала следует обратиться к страницам истории. После распада СССР была принята новая Конституция Украины, в соответствии с которой Автономная Республика Крым являлась неотъемлемой частью Украины и административно-территориальной автономией в составе страны. В Конституции Украины был определен ряд вопросов, отнесенных к ведению Автономной Республики Крым, среди которых вопросы организации и проведения местных референдумов; управления имуществом, принадлежащим АРК; разработка, утверждение и исполнение бюджета АРК на основе единой налоговой и бюджетной политики Украины и многие другие.

По итогам референдума 2014 года АРК приобрела статус независимого суверенного государства, в состав которой вошел г. Севастополь в качестве города с особым статусом.

На сегодняшний день Крым определен как республика. В ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации написано: республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство; кроме этого по итогам референдума 16 марта 2014 года Автономная республика Крым была провозглашена независимым суверенным государством – Республикой Крым. Договор о принятии Республики Крым, как уже было сказано, присвоил Крыму статус республики. Отсюда вытекает вопрос – Республика Крым в составе Российской Федерации – государство? Для разрешения этого вопроса следует обратиться к  Постановлению Конституционного суда РФ от 7 июня 2000 года [5] и Определениям  Конституционного суда РФ от 27 июня 2000 года № 92-О [6] и от 19 апреля 2001 года № 65-О [7]. Данные постановление и определения разъяснили, что республики с составе федеративного устройства России не являются самостоятельными государствами, обладающими собственным суверенитетом. Статус республики приравнивается к статусу края, области, города федерального значения и автономной области. Кроме этого при проверке Конституционным судом РФ не вступившего в законную силу Договора о принятии Республики Крым на соответствие Конституции, Договор был признан соответствующим Конституции, а, следовательно, Республика Крым в составе Российской Федерации обладает статусом, равным статусу края, области, города федерального значения.

Также в договоре определено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на день принятия субъекта на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, автоматически признаются гражданами Российской Федерации. Исключениями здесь являются граждане, которые самостоятельно изъявили желание сохранить имеющееся у них гражданство. Также в данном договоре указан переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации – до 1 января 2015 года.

Здесь следует обратить внимание на следующее. Переходный период для интеграции Республики Крым и г. Севастополя в  экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации определен до 1 января 2014 года. Иными словами, за 9 месяцев Крым и Севастополь должны полностью перейти на регулирование отношений российским законодательством: в налоговых, жилищных, семейных, гражданских, правоохранительных и т.д. отношениях. На мой взгляд, этого периода недостаточно для полной интеграции. Например, только создание территориальных органов федеральных органов исполнительной власти требуют от себя достаточно продолжительного времени. Не говоря уже о том, какое время должно быть занято для того, чтобы включить Республику Крым и г. Севастополь в федеральный бюджет России.

Таким образом, переходного периода в течение 9 месяцев недостаточно для полной и всесторонней интеграции Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию. Это подтверждается также и тем, что глава Крыма Сергей Аксенов обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой продлить переходный период на полуострове еще на год.

После того, как президент РФ подпишет международный договор, последний направляется в Конституционный суд Российской Федерации для проверки на соответствие Конституции Российской Федерации.

После того, как Конституционный Суд Российской Федерации признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции Российской Федерации, указанный международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию. Ратификация международного договора осуществляется в форме федерального закона. Такой федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. После чего принятый федеральный закон подписывается Президентом РФ.

Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, который должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. Проект указанного федерального конституционного закона может содержать и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему.

Указанный федеральный конституционный закон принимается, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Федеральный конституционный закон о принятии в РФ нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и для иностранного государства международного договора.

На основании принятого Федерального конституционного закона о принятии в состав РФ нового субъекта вносятся изменения в Конституцию РФ, в частности, в статью 65 Конституции РФ, где закреплены все субъекты Российской Федерации.

Таким образом, процедура принятия Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации прошла несколько стадий, которые являются достаточно сложными и требуют от себя множества действий, связанных с законотворчеством.

Список литературы:

  1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов : междунар. договор // Рос. газ. – 2014. – 19 марта.
  2. Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А. Принятие Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 5. – С. 37 — 42.
  3. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации : федер. констит. закон Рос. Федерации от 17.12.2001 № 6-ФКЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 30 нояб. 2001 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 декаб. 2001 г. // Рос. газ. – 2001. – 20 декабря.
  4. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя : федер. констит. закон Рос. Федерации от 21.03.2014 № 6-ФКЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 марта 2014 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 21 марта 2014 г. // Рос. газ. – 2014. – 23 марта.
  5. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» : постановл. Констит. суда Рос. Федерации от 07.06.2000 г. № 10-П // Рос. газ. – 2000. – 21 июня.
  6. По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татарстан : определ. Констит. Суда Рос. Федерации от 27.06.2000 г. № 92-О // Рос. газ. – 2000. – 25 июля.
  7. По ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татарстан : определ. Констит. Суда Рос. Федерации от 19.04.2001 г. № 65-О // Рос. газ. – 2001. – 16 мая.[schema type=»book» name=»ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ НОВОГО СУБЪЕКТА В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ПРИНЯТИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ » author=»Асяева Маргарита Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found