Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СРОК ПОЛНОМОЧИЙ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ(НА ПРИМЕРЕ СКФО)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СРОК ПОЛНОМОЧИЙ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ(НА ПРИМЕРЕ СКФО) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Демократичность и эффективность функционирования государственного механизма в государстве в целом во многом обусловлены оптимизацией способа формирования региональных органов законодательной и исполнительной власти, в частности, высшего должностного лица субъекта РФ.

Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации имеет институциональное значение, слагающееся из нормативного определения продолжительности сроков нахождения на занимаемой должности, как в общем, так и сокращенном режиме. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не всегда может совпадать с фактическим его пребыванием во власти, и это обстоятельство требует научного определения срока полномочий, его временных параметров и юридических пределов [10. С. 18].

Несоблюдение законодательных сроков пребывания у власти выборных должностных лиц, которое имеет место в конституционной практике России и ее субъектов, является прямым нарушением гарантии прав граждан участвовать в демократических выборах, и приводят к отступлениям от законных выборных процедур.

В отечественной правовой науке тщательному анализу подвергнут конституционный статус высшего должностного лица Российской Федерации, однако вопрос сроков его полномочий не получил широкого освещения в юридической науке. Тем не менее, легитимные сроки пребывания у власти высших должностных лиц субъектов Российской Федерации составляют правовую базу его должностного статуса с гарантированием его полномочий в течение определенного, установленного законом срока. Сроки легислатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации непосредственно связываются с организацией всей региональной деятельности с требованием возобновляемости выборных институтов в легитимном составе[9. С. 54].

Юридическая практика выявляет множество коллизий, связанных со сроками полномочий высших должностных лиц субъектов Федерации, что препятствует своевременному и легальному возобновлению его деятельности.

Конкретный срок полномочий (легислатуры) главы субъекта Федерации является предметом исключительного ведения субъектов РФ, определяясь в их конституционном законодательстве. В настоящее время во всех субъектах этот срок составляет 5 лет. Интерес представляет вопрос начала и окончания сроков легислатуры высшего должностного лица субъекта Федерации.

Новая редакция Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» [2]в части установления исходного срока полномочий высшего должностного лица характеризуется противоречивостью. Согласно п. 5 ст. 18 указанного закона в редакции 02.05.2012 г. срок полномочий, который не может превышать двух сроков подряд иисчисляется со дня его вступления в должность. При этом, вступая в должность, новый глава субъекта Федерации приносит присягу[8.С. 12]. Тем самым вступление в должность сопрягается с принесением присяги (п. 5.1 ст. 18 Закона). Тем самым мы видим, что отсчет сроков полномочий начинается со вступлением его в должность вместе с принесением присяги. Сроки вступления в должность не оговариваются и практическом плане могут быть самыми различными, что может привести к превышению таковых.

Законодательство не определяет срок вступления в должность главы субъекта РФ, оставляя это на усмотрение самих субъектов РФ.

Однако проблема состоит в том, что конституции и уставы субъектов РФ определяют этот срок лишь в редких случаях и по-разному.

Согласно ст. 82 Конституции Республики Северная Осетия-Алания ее Глававступает в должность на десятый день после избрания посредством принесения присяги [6].

Согласно ст. 70 закона Республики Ингушетии «О выборах главы Республики Ингушетия», Глава Республики Ингушетия, избранный в соответствии с Конституцией Республики Ингушетия, настоящим Законом, вступает в должность в порядке и сроки, установленные Конституцией Республики Ингушетия [7].

Согласно ст. 71 Конституции Республики ИнгушетияГлава приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Главой Республики Ингушетия[4].

Согласно ст. 77 Конституции Дагестана Глава Республики вступает в должность с момента принесения им присяги и прекращает исполнение своих полномочий с момента принесения присяги лицом, вновь избранным Главой Республики [3].

Согласно ст. 88Конституции Карабдино-Балкарской Республики ее Глава приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока полномочий [5].

В то же время губернатор Ставропольского края вступает в должность на следующий день по истечении пяти лет со дня вступления в должность Губернатора Ставропольского края, избранного на предыдущих выборах Губернатора Ставропольского края (наделенного Думой Ставропольского края полномочиями Губернатора Ставропольского края по представлению Президента Российской Федерации), а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения пяти летсо дня вступления в должность Губернатора Ставропольского края, избранного на предыдущих выборах Губернатора Ставропольского края (наделенного Думой Ставропольского края полномочиями Губернатора Ставропольского края по представлению Президента Российской Федерации), назначены повторные выборы Губернатора Ставропольского края, -на десятый день после дня официального опубликования избирательной комиссией Ставропольского края результатов выборов Губернатора Ставропольского края (ст. 5 закона о губернаторе Ставропольского края).

Мы видим, что законодательство субъектов Северо-Кавказского федерального округа, помимо разнобоя в определении сроков вступления в должность высшего должностного лица субъекта Федерации, тем не менее, придерживается обязательного вступления в должность после принесения присяги. Возникает вопрос о сроках вступления в должность главы администрации после избрания высшего должностного лица субъекта Федерации, поскольку даже сроки вступления в должность Президента РФ не определены, за исключением досрочной президентской вакансии.

Согласно ст. 82 Закона о выборах Президента РФ, тот вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, — на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации [1].

Таким образом, отсутствие сроков вступления в должность Президента России позволяет произвольно определять время вступления должность такового.

В то же время утративший силу закон «О выборах Президента Российской Федерации»от 1995 года предусматривал вступление в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации.Видимо тот же срок следует предусмотреть также при вступлении высшего должностного лица субъекта Федерации. Однако предварительно следует этот же период времени обозначить в законе о выборах Президента РФ. Поэтому следует ввести в закон о выборах Президента Российской Федерации следующее положение: «Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации.

Действующий Президент Российской Федерации исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации».

В Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внести положение, согласно которому, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избранное в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, данным Законом, вступает в должность — на тридцатый день после официального объявления результатов выборов высшего должностного лица субъекта РоссийскойФедерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации).

Принесение присяги является моментом окончания полномочий прежнего высшего должностного лица субъекта РФ и юридическим фактом, подтверждающим вступление в должность нового высшего должностного лица субъекта Федерации.

Сложнее определить конечный срок полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации при его досрочном прекращении. В федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержится перечень оснований прекращения полномочий высшего должностного лица (п. 1 ст. 19).

Так, в случае смерти должностного лица субъекта РФ такая дата должна определяться согласно свидетельству о смерти. Отрешение от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (пп. «б» и «г» п. 1 ст. 19), как представляется, должна определяться с учетом возможности обжалования высшим должностным лицом субъекта РФ соответствующего указа Президента в течение десяти дней со дня его официального опубликования в Верховный Суд РФ, который должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи (п. 6 ст. 29.1).Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации; в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (пп. «б» и «г» п. 1 ст. 19), как представляется, должна определяться с учетом возможности обжалования высшим должностным лицом субъекта РФ соответствующего указа Президента в течение десяти дней со дня его официального опубликования в Верховный Суд РФ, который должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи (п. 6 ст. 29.1).

Возможность судебного обжалования указа Президента об отрешения от должности предполагает ситуацию, при которой на время действия этой процедуры должностное лицо сохраняет свои полномочия. Поэтому следовало бы в законодательном порядке закрепить время вступления в силу указа Президента об отрешении от должности, по аналогии с традиционными правовыми положениями в течение десяти дней со дня опубликования такого указа, а в случае обжалования такового, в день вступления силу решения Верховного суда РФ.

Такого же характера датой следует также считать время наступления таких обстоятельств досрочной вакансии главы субъекта РФ, как признание его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признание его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Дата наступления такого основания как отставка по собственному желанию должна совпадать с датой вступления Указа Президента РФ в силу, поскольку при добровольной отставке решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта РФ принимается Президентом РФ.

Датой отзыва высшего должностного лица субъекта РФ избирателями следует считать дату вступления в силу решения Избирательной комиссии субъекта Федерации, констатирующего итоги выборов.

Таким образом, научно обоснованные и ограниченные определенным периодом времени сроки полномочий, определяемые потребностями представительной демократии, призваны обеспечить регулярную и своевременную ротацию выборных органов и должностных лиц, что гарантирует реализацию демократических принципов как основы конституционного строя страны.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
  2. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
  3. Конституция Республики Дагестан от 07.2003 // Собрание Законодательства Республики Дагестан. 2003. № 7. Ст. 503.
  4. Конституция Республики Ингушетия от 27.02.1994 // Конституции республик в составе Российской Федерации от 31.12.1995. № 1.
  5. Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 09.1997 // Кабардино-Балкарская правда. 2008. № 55.
  6. Конституция Республики Северная Осетия-Алания 11.1994 //Северная Осетия. 1994. 07 декабря.
  7. Закон Республики Ингушетия от 18.06.2012 № 18-рз «О выборах главы Республики Ингушетия» // Сердало. 2012. № 104.
  1. Грохотов А.Н. «Назначение» глав субъектов РФ как элемент централизации власти в России: конституционно-правовой анализ // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 7. С. 12-16.
  2. Кириллов В.А. Некоторые вопросы срока легислатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Общество и право. 2011. № 5. С. 54-56.
  3. Кириллов В.А. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации): конституционно-правовой аспект// дисс… канд.юрид. наук: 12.00.02 / Кириллов Владимир Анатольевич; [Место защиты:Московский гуманитарный университет]. М., 2014.[schema type=»book» name=»СРОК ПОЛНОМОЧИЙ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ(НА ПРИМЕРЕ СКФО)» description=»В статье рассматриваются некоторые актуальные и спорные вопросы срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на примере субъектовСеверо-Кавказского федерального округа, высказываются предложения по совершенствованию легислатуры главы субъекта Федерации.» author=»Цогоев Марат Муратович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found