Имущественные отношения супругов выступают основой существования семьи, выполнение ею своего предназначения и комплекса функций как ячейки общества, но при этом необходимо иметь в виду, что отношения супругов, возникающие по поводу общего имущества супругов, являются именно той сферой семейных отношений, которая чаще других регулируется не только семейным, но и гражданским законодательством, в силу включения отношений собственности в предмет гражданско–правового регулирования. [5, с. 25][1] Постоянное совершенствование данной совокупности общественных отношений с участием членов семьи, должно быть направлено на стимулирование стабильности в семейных отношениях, исключение рисков нарушения прав и законных интересов участников общественных отношений, нейтрализацию поведения участников данных отношений, направленного на разрушение семьи.
Имущественные правоотношения между супругами – это система общественных отношений, возникающих между супругами на основе брака как по поводу их совместной собственности, так и взаимного материального содержания.
Действующее семейное законодательство закрепляет два возможных правовых режима имущества супругов, к числу которых относится законный и договорной.
Законным режимом признается режим совместной собственности супругов, установленный нормами семейного законодательства, когда данные отношения супругов не урегулированы брачным договором. В брачно–семейных отношениях следует выделять отношения между супругами по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом, под которым следует понимать как недвижимые, так и движимые вещи, нажитые супругами во время законного брака, при этом не имеет значения на кого из супругов были оформлены такие объекты. Учитывая характер семейных отношений, собственность на такое имущество у супругов является общей и совместной, то есть бездолевой, при этом в соответствии со ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации[2] владение, пользование и распоряжение такого рода имуществом осуществляется супругами на равных основаниях, при этом не имеет значения на кого из супругов имущество приобреталось. Денежные доходы и выплаты, получаемые каждым из супругов, поступают в общую совместную собственность с момента получения их управомоченным супругом. Право на общее имущество супругов принадлежит, кроме того, супругу, который в период брака не имел самостоятельного дохода по уважительным причинам, ухаживал за детьми или осуществлял ведение домашнего хозяйства[3]. [4, с. 98] Наряду с общим имуществом супругов каждый из них может иметь личное имущество, к которому относится добрачное имущество, принадлежащие каждому из супругов до вступления в брак, полученное одним из супругов во время брака (в порядке наследования или дарения), а также имущество индивидуального пользования каждого из супругов, за исключением предметов роскоши. Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака в данное имущество были произведены вложения, значительно увеличивающие его стоимость (капитальный ремонт, реконструкция и др.).[4] [3, с. 123]
Правомочия по владению, пользованию, распоряжению общим имуществом супруги могут осуществлять как на основании закона, так и на основании сформированного в результате их общей воли соглашения – так называемого брачного договора. Учитывая характер складывающихся отношений между супругами, которые тесно связаны с отношениями в семье, а также п. 4 ст. 182 ГК РФ, в соответствии с которым недопустимо совершение через представителя сделок, которые по своему характеру могут быть совершены только лично, представляется необходимым внести соответствующие изменения в СК РФ, который бы корреспондировал, таким образом, соответствующей статье ГК РФ, закрепив императивную норму, запрещающую заключение брачного договора через представителя супруга, либо через представителя лица, собирающегося вступить в брак. Представляется, что такое уточнение может быть включено в ст. 41 СК РФ. Уточнение правового регулирования брачных отношений, детализация имущественных прав и обязанностей супругов при осуществлении брака могут оптимизировать складывающуюся правоприменительную практику.
С помощью брачного договора формируется договорной режим имущества супругов. Данные договорные отношения возникают на основании зарегистрированного в установленном порядке брака и, соответственно, действие брачного договора прекращается в связи с прекращением брака. При признании брака недействительным будет возникать недействительность брачного договора. Таким образом, брачный договор направлен на диспозитивное регулирование брачно–семейных отношений и способствует укреплению семьи. Поскольку данное регулирование носит диспозитивный характер стороны вправе самостоятельно, исходя из своей воли, определять элементы договора, которые не должны выходить за рамки имущественных отношений и нарушать императивные предписания действующего законодательства. Обязательства супругов признаются общими в тех случаях, когда они возникают по инициативе обоих супругов или по инициативе любого из супругов, если полученное по обязательству употребляется на общие нужды семьи.
Несмотря на наличие брака у супругов могут возникать и «личные» обязательства, к числу которых следует относить обязательства, возникшие до регистрации заключения брака, либо в процессе брачных отношений, но по основаниям, тесно связанным с личностью одного из супругов (неисполнение супругом алиментных обязательств).
Учитывая то, что действующее законодательство достаточно полно регулирует отношения по порядку заключения и прекращения брака, гарантирует правовую защиту интересов супругов в случае расторжения брака, представляется целесообразным закрепить в действующем законодательстве ряд уточнений, которые позволят сформировать более однозначную правоприменительную практику. Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 36 СК РФ имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, а также по иным безвозмездным сделкам, является его собственностью, представляется, что в данном случае отношения регулируются не только нормами Семейного кодекса РФ, но и нормами гражданского законодательства, т.к. при заключении данных сделок (дарение, принятие наследства) значение имеет не факт наличия брачных отношений, а личность одаряемых или наследников.
К имуществу каждого из супругов законодатель относит вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши. К числу вещей индивидуального пользования представляется правомерным относить вещи, относящиеся к осуществлению профессиональной деятельности супругов, поскольку такие вещи могут обеспечивать заработком только одного из супругов. В связи с этим, представляется целесообразным уточнить ст. 36 СК РФ, расширив понятие вещей индивидуального пользования, к числу которых отнести вещи, направленные на обеспечение профессиональной деятельности супругов.
Действующее законодательство в п. 2 ст. 36 СК РФ и в ст. 256 ГК РФ предусматривает, что из вещей индивидуального пользования, признаваемых собственностью того супруга, который ими пользовался, исключаются драгоценности и другие предметы роскоши. Учитывая, что данное определение имеет существенное практическое значение, представляется целесообразным закрепить легальное определение предметов роскоши. Представляется, что такое определение должно включать следующие характеристики:
1) стоимость предметов роскоши должна быть связана со значительными затратами для конкретной семьи;
2) такие вещи не должны относиться к предметам первой необходимости;
3) такие вещи должны обладать высокой степенью ликвидности.
Данное определение может иметь значение, например, при разделе имущества супругов, и увеличении доли одного из супругов в интересах несовершеннолетнего ребенка. Представляется, что доля супруга, с которым остается проживать ребенок, может быть увеличена не только за счет имущества, потребительские свойства которого направлены на удовлетворение потребностей детей, но также за счет имущества, которое может быть отнесено к предметам роскоши.
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 – ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 – ФКЗ) //Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. № 223–ФЗ (в актуальной редакции) //Российская газета. 1996. 27 января.
- Антокольская М.В. Семейное право. М., 2014. 431c.
- Гришаев С.П. Семейное право в вопросах и ответах. М., 2014. 272c.
- Чашкова С.Ю. Способы защиты имущественных прав супругов: толкование положений семейного законодательства Конституционным Судом Российской Федерации // Семейное и жилищное право. – № 5. – 2015. – С. 25-29.
[1] Чашкова С.Ю. Способы защиты имущественных прав супругов: толкование положений семейного законодательства Конституционным Судом Российской Федерации // Семейное и жилищное право. — № 5. — 2015. – С. 25.
[2] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ (в актуальной редакции) // Российская газета. 1996. 27 января.
[3] Гришаев С.П. Семейное право в вопросах и ответах. М., 2014. С. 98.
[4] Антокольская М.В. Семейное право. М., 2014. С. 123.[schema type=»book» name=»СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ» description=»В статье анализируются имущественные отношения супругов, а также правовое регулирование данной совокупности общественных отношений. Рассматриваются отношения по владению, пользованию, распоряжению общим имуществом супругов, а также личным имуществом, принадлежащим одному из супругов. Наряду с вещными правами супругов анализируются и возникающие из имущественных отношений обязательственные права. Автор делает вывод о целесообразности уточнения ст. 36 СК РФ, расширив понятия вещей индивидуального пользования. Автор выделяет качественные характеристики предметов роскоши.» author=»Озеркова Татьяна Андреевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-11″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]