Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМЫ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОРЧУ ЗЕМЛИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМЫ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОРЧУ ЗЕМЛИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Конституция КР провозглашает, что земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются исключительной собственностью Кыргызской Республики, используются в целях сохранения единой экологической системы как основы жизни и деятельности народа Кыргызстана и находятся под особой охраной государства [1].

Земли являются одним из основных природных ресурсов, обеспечивающих устойчивое развитие страны. Для экологически обоснованного и сбалансированного использования и охраны земельных ресурсов необходимо формирование оптимальной структуры землепользования, минимизация негативного воздействия на земли разноплановой хозяйственной деятельности, совершенствование нормативно-методического обеспечения использования и охраны земель и почв.

Кыргызская Республика аграрная страна, в которой 66 % населения проживает в сельской местности, где уровень бедности значительно выше, чем в городской, и зависит от продукции сельского хозяйства. Доля сельского хозяйства в ВВП страны в 2011 году (по предварительной оценке НСК) составила 18 %, что на 0,6 % больше, чем в 2010 году. За последние 5 лет наблюдалось неуклонное снижение доли сельского хозяйства в ВВП Кыргызской Республики. Так, если в 2006 году она составляла 28,7 %, то в 2009 и 2010 годах – 22,1 % и 17,4 % соответственно [2].

За последние годы существенных изменений не произошло. Ежегодно согласно решению Совета Безопасности Кыргызской Республики управлением экологического мониторинга Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики проводится мониторинг качества земель в Чуйской области республики в 44 точках по 14 ингредиентам. Кыргызгидромет в 1993 году прекратил мониторинг загрязнения почв. Возобновление этого мониторинга не планируется. Министерство здравоохранения Кыргызской Республики проводит эпизодический отбор проб почв в жилых и рекреационных районах городов, в промышленных зонах, на участках, выделенных под строительство и в поселках. Проводится анализ концентрации нитратов, тяжелых металлов и бактериологического заражения.

Земли сельскохозяйственных угодий наиболее подвержены снижению биологической продуктивности. Из факторов, особенно влияющих на биологическую продуктивность земель в Кыргызстане, нужно отметить эрозионные процессы, засоление и заболачивание/подтопление.

На таблице четко прослеживается, что, начиная с 1985 года, площадь деградированных земель существенно выросла, при этом необходимо отметить, что последний комплексный мониторинг земель проводился в 1990 году, и последующие выборочные исследования не в полной мере отражают развитие процессов. Развитие водных и ветровых эрозионных процессов обусловлено многими факторами и причинами как природного, так и антропогенного характера. Среди природных факторов, прежде всего, необходимо отметить сильную расчлененность территории республики, включая все гидрографические образования (водоразделы, склоны, ложбины, балки и речные долины). На развитие эрозионных процессов также большое влияние оказывают свойства почв, материнских и подстилающих пород (лессы и лессовидные суглинки благодаря своей рыхлости размываются значительно легче, чем глины). Одним из исключительно негативных факторов проявления водной эрозии на территории республики являются уклоны местности. Наиболее уязвимыми к водной эрозии являются пахотные земли, особенно орошаемая пашня. Немаловажное значение на развитие эрозионных процессов оказывают осадки и ветровой режим.

Таблица 1.

Качественная характеристика сельскохозяйственных земель по признакам деградации

 

  1985 год 1991 год 2002 год 2005 год 2010 год
Засоленные 666,3 1170,3 1180,8 1289,7 1332,8
Солонцеватые 243,4 469,3 471,2 496,8 650,6
Заболоченные 28,9 89,2 90,9 118,6 123,8
Каменистые 2397,4 3808,8 4021,2 4272,1 4272,0
Дифляционно- опасные (ветровая эрозия) 616,2 5475,3 5689,8 5795,4 5789,3
Подверженные водной эрозии 725,7 4544,8 5626,8 5699,8 5699,8

 

На основании данных национального доклада о состоянии окружающей среды Кыргызской Республики за 2006-2011 годы, в 2010 году в Кыргызстане образовалось 6921,4 тыс. тонн отходов, из которых 5745,9 тыс. тонн или 83 % опасные отходы (таблица 9.1), а в 2011 г. было образовано 11326,7 тыс. тонн отходов из которых — 5876,2 тыс. тонн опасные отходы [2].

Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на земельные ресурсы, безусловно, ведут к обострению экологической ситуации. Однако негативные изменения качества земель часто происходят также и вследствие различных нарушений земельного и природоохранного законодательства, допускаемых не только юридическими и физическими лицами, но и органами государственного управления.

Уголовный кодекс КР 1997 года содержит главу 26, посвященную экологическим преступлениям, которая должна была стать существенной преградой на пути совершения противоправных деяний. Но несмотря на принятие мер экономического и уголовно-правового характера, уровень загрязнения природной среды остается высоким, а экологическая обстановка —   тяжелой [3].

В серьёзном научном анализе нуждаются такие вопросы, как определение границ административной и уголовной ответственности за порчу земли; вопросы квалификации деяний, посягающих на землю; анализ уголовного законодательства отдельных зарубежных стран с целью возможного использования зарубежного опыта при совершенствовании ст. 273 Уголовного кодекса Кыргызской Республики; разработка предложений по совершенствованию уголовно- правовых мер борьбы с порчей земли и ряд других. Таким образом, уголовно-правовая охрана земли — это серьёзная и до настоящего времени ещё не разрешенная проблема.

Следует отметить, что современное уголовное законодательство имеет серьезные изъяны и огрехи, которые не позволяют ему стать серьезной преградой на пути противоправного поведения членов общества и хозяйствущих субъектов.

Проблема разграничения административного правонарушения и преступления заключается в том, что именно эти виды правонарушений имеют много сходств между собой. Происходит это потому, что и преступления, и административные правонарушения очень часто посягают на один и тот же объект, могут совершаться тождественными способами, в связи с чем правоприменителю – органу дознания, следствия, прокурору или суду бывает сложно правильно квалифицировать различные виды неправомерного поведения человека.

Проблема разграничения уголовной и административной ответственности за порчу земли, как видим, приобретает важное практическое значение. Возникает так называемая конкуренция (коллизия) правовых норм, когда одним и тем же деяниям дается различная юридическая оценка. Такая ситуация создает определенные трудности для правоприменителя, поскольку от правильного решения этого вопроса зависит точное применение закона, охрана интересов граждан и в целом соблюдение законности при привлечении к ответственности за экологические правонарушения. В юридической литературе вопросу разграничения административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения уделено много внимания, однако единого мнения не достигнуто [4, с.53].

Критериями для разграничения экологического преступления и экологического проступка, могут явиться наступившие последствия, размеры нанесенного вреда и причиненного ущерба. Однако и это не снимает проблемы, поскольку сами понятия «вреда здоровью людей», «вред  природной среде», «ущерба», «тяжких или иных последствий» в кодексе не конкретизированы. Лишь, в статье 279 — незаконная порубка деревьев и кустарников конкретизирован размер причиненного ущерба. В примечании к данной статье, как отмечалось ранее, указано, что — «В статьях 275, 276, 277, 278, 279 настоящего Кодекса значительным признается ущерб, в двадцать раз превышающий расчетный показатель, а крупным — в двести раз превышающий расчетный показатель, установленный законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления» [5]. И здесь 273 статья не указана.

По нашему мнению, необходимо в тех составах экологических преступлений, где возможно оценить причиненный ущерб в денежном выражении, ввести квалифицирующий признаки «причинение ущерба в значительном, крупном, и особо крупном размере». Это позволит, во-первых, разграничить экологические правонарушения и экологические преступления, и, во-вторых, квалифицировать деяния внутри одного состава по степени общественной опасности. Обоснована новая редакция ст. 273 УК КР, которая позволит более четко разграничивать преступление «порча земли» и административное правонарушение «Порча сельскохозяйственных угодий и других земель» (ст. 184 КоАО КР). Неконкретность, расплывчатость, экологических преступлений, вызывает трудности в их квалификации и пассивность правоохранительных органов в борьбе с ними. Конкретизация оценочных понятий желательна не только в отношении рассматриваемого деяния, но и применительно к иным экологическим преступлениям. Будучи отраженной в тексте уголовного закона, она позволит устранить негативную практику, при которой виновным удается избегать уголовной ответственности и наказания, когда для этого имеются все основания.

А.А.Клочкова справедливо отмечала, что восстановление нарушенного природного баланса, очистка почв и приведение их в первоначальное состояние (если это возможно) принесут гораздо больше пользы как государству, так и обществу, чем уплата штрафов и осуждение виновных лиц. Поэтому предлагает перенять опыт австрийского УК. Мы также предлагаем внести в ст. 273 УК КР примечание об освобождении от уголовной ответственности. И лицо, добровольно устранившее все последствия совершенного деяния и приведшее почвы в первоначальное состояние, освобождается от уголовной ответственности, если при совершении преступления не был причиненвред здоровью человека и в его действиях не содержится иного состава преступления [3].

На основании изложенного, предлагаем новую редакцию ст. 273 УК КР.

Статья 273. Порча земли

(1) Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с ядохимикатами, стимуляторами роста растений и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и перевозке, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие невыполнения правил рекультивации земель, если это повлекло выведение их из сельскохозяйственного оборота, если эти деяния повлекли или могли повлечь причинение крупного ущерба вреда здоровью людей или природной среде, —

наказываются …

(2) Те же деяния, повлекшие причинение особо крупного ущерба окружающей среде либо смерть человека, либо массовое заболевание людей, а равно совершенные в зоне чрезвычайной экологической ситуации или в зоне экологического бедствия, —

наказываются …

Примечание. 1. В настоящей статье крупным признается ущерб, в пятьсот раз, в особо крупном — в тысячу раз превышающий расчетный показатель, установленный законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления. 2. Лицо, добровольно устранившее все последствия совершенного деяния и приведшее почвы в первоначальное состояние, освобождается от уголовной ответственности, если при совершении преступления не был причинен вред здоровью человека и в его действиях не содержится иного состава преступления

На наш взгляд, такое решение проблемы является наиболее эффективным, справедливым, понятным для правоприменителей и правонарушителей.

Список литературы:

  1. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года.
  2. Национальный доклад о состоянии окружающей среды Кыргызской Республики за 2006-2011 годы//интерент ресурс https://www.hss.de
  3. Клочкова А.А. Уголовная ответственность за порчу земли: Дисс….к.ю.н.- Саратов. 2010
  4. ФаткулинС.Т. Уголовно – правовая охрана земли: Монография. М.:РАП,  200 – 53c.
  5. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 года № 68 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.07.2015 г.)//интернет ресурс https://online.adviser.kg[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМЫ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОРЧУ ЗЕМЛИ» description=»В данной статье анализируются уголовные законодательства отдельных зарубежных стран с целью возможного использования зарубежного опыта при совершенствовании ст. 273 Уголовного кодекса Кыргызской Республики. Также рассмотрены основные трудности привлечения к юридической ответственности, связанные как с противоречивостью положений нормативных актов, так и с правоприменением. Уделено внимание исследованию направлений совершенствования законодательства. На основании изложенного, предлагается новая редакция ст. 273 УК КР.» author=»Мавлянов Абдыкапар Субанкулович, Копбаева Айжан Бакытбековна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-29″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found