Мировой правопорядок не может существовать без правовых отношений между государствами, в том числе и вновь образованными. В мировом сообществе постоянно происходят изменения: исчезают одни суверенные государства, на их месте появляются новые. Только за последние два десятилетия мир стал свидетелем исчезновения ряда государств и появления на их месте новых государственных образований.
Проблема признания новых государств на международной арене ввиду её необычайной сложности продолжает привлекать внимание не только учёных, занимающихся международным правом и международными отношениями, но и политиков, общественных деятелей, сотрудников дипломатических учреждений.
Государства являются основными (первичными) субъектами международного права и международных отношений, независимыми и полноправными носителями международных прав и обязанностей. Стабильность мирового правопорядка и международных отношений основывается на системных связях и взамоотношениях именно между государствами как субъектами международного права [15, С. 41].
Международно-правовое признание государств является необходимым юридическим средством обеспечения международных, политических, экономических и иных интересов государств и тесно связан с политико- правовыми процессами, происходящими как внутри государств, так и в сфере международных отношений [9, С. 27].
Согласно доктрине международного публичного права, международно- правовое признание – это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения [8, С. 205].
Государство имеет право на признание других государств в качестве субъектов международного права, так же, как и право на непризнание. Непризнание, продиктованное откровенно политическими соображениями и игнорирующее реальности международной жизни, может стать фактором, серьезно осложняющим межгосударственные отношения и дестабилизирующим систему мирового правопорядка.
Международно-правовое признание до сих пор остается не кодифицированным, так как нет никаких норм международного права, определяющих обязанности субъектов международного права применять или не применять его по отношению к вновь образовавшимся государствам, так же как и нет единого мнения по поводу его сущности и функциональности [11, С. 15]. По-прежнему остается предметом дискуссий количество и сущность критериев признания.
При этом не следует упускать из виду тот факт, что в последние годы существенно повысилась роль Организации Объединённых Наций (далее – ООН) в системе быстрого меняющегося миропорядка. ООН переходит от практики простого реагирования на попытки необоснованного самопровозглашения государств к практике влияния на эти процессы. В связи с этим в статье сделана попытка проследить роль ООН, которую она сыграла в процессе подходов к провозглашению независимости так называемой республики Косово.
Как известно, в период обострения кризиса в крае Косово и Метохия (далее – Космет) в 90-е годы XX века ООН не обладала достаточными правовыми инструментами для урегулирования внутригосударственного конфликта. Югославский кризис показал, что ООН в правовом отношении была не готова к предотвращению серьезных внутригосударственных конфликтов. По этой причине главную роль в пресечении насилия в Космет как со стороны албанцев, так и со стороны сербов, населявших край, сыграла Организация Северо-Атлантического договора (НАТО), а отнюдь не ООН. При этом НАТО своими действиями неоднократно нарушала Устав ООН и другие международные договоры. Совет Безопасности ООН не одобрил применение силы в Косове, впрочем, и не осудил. Несмотря на исключительный характер операции в бывшей Югославии, ни американская администрация, ни руководство НАТО не смогли доказать впоследствии, что их действия были законными [5, P. 3]. С точки зрения международного права действия НАТО в Югославии были незаконными. Они создали опасный прецедент применения силы без санкции Совета Безопасности ООН. Доктрина правового обоснования «гуманитарной интервенции» в обход существующих международных норм и Устава ООН угрожает устоявшейся системе мирового правопорядка, подрывает сложившуюся систему ООН и международное право [1, P. 161].
17 февраля 2008 года Скупщина Косово приняла декларация, провозглашающая независимость Косово [4]. Генеральный Секретарь ООН повёл себя очень сдержанно: им не было сделано никаких резких заявлений, призывов объявить незаконной декларацию независимости, или призывов не поддерживать провозглашение независимости Косово. Организация, которая была создана для того, чтобы гарантировать соблюдение международных прав, не выступила «против» нарушения её собственного Устава [7, С. 85-86].
Помимо этого, Консультативное заключение Международного суда ООН о соответствии декларации независимости Косово международному праву выявило не только юридические проблемы, связанные с отсутствием кодификации международно-правового признания государств, но и новые тенденции в трактовке основополагающих принципов международного права и их взаимодействия, прежде всего, права народов на самоопределение и принципа территориальной целостности государств [10, С. 238].
Международный суд ООН при вынесении Консультативного заключения о соответствии декларации независимости Косово международному праву не ответил на ключевые вопросы, связанные с международно-правовым признанием края.
Во-первых, не была определена законность одностороннего отделения Косово от Сербии, как и вообще легитимность любой коррективной сецессии.
Во-вторых, не была дана правовая оценка международно-правовому признанию Косово со стороны ряда государств.
Суд признал легитимность образования нового государства вне контекста деколонизации, в том числе путём реализации права на самоопределение, но не определил границы самоопределения, посчитав, что это выходит за рамки вопроса, поставленного Генеральной Ассамблеей ООН.
Вывод, к которому приводят факты, — главным фактором, повлиявшим на международно-правовое признание Косово, стал характер урегулирования конфликта, в котором приняли участие многие государства мира. Важную роль в международно-правовом признании Косово сыграли США и европейские страны, члены Контактной группы, а также НАТО.
Совершенствование механизма международно-правового признания государств предполагает совершенствование и самого государства в целом, в том числе его политики. Признание имеет большое значение в укреплении его позиции на международной арене, открывая перед ним возможности для сотрудничества и реализации своих прав во взаимоотношениях с другими государствами.
Список литературы:
- Bilder R.B. Kosovo and the «New interventionism»: Promise or peril? // Journal of transnational law and policy. — Tallahassene. 1999. — P. 161.
- Brownlie I. Recognition in theory and practice // The structure and process of international law / eds. P. St. J. Masdonalds, DM Jonhston. – Dordrecht: Martinus Nijhoff Publishers. – 1986.
- Lauterpacht H. Recognition in international law. – Cambridge. – 1948.
- Kosovo declaration of independence// https://www.assembly-kosova.org/common/docs/Dek_Pav_e.pdf
- Sofaer А. International Law and Kosovo // Stanford j. of intern. Law. — 2000. — Vol. 36, N 1. — P. 3.
- Shaw M.N. International law. – Cambridge: Cambridge University Press. – 2003.
- Абашизде А.Х. Всеобъемлющее предложение об урегулировании статуса Косово // Обозреватель. – 2007. — № 8.
- Бекяшев К.А. § 7. Международно-правовое признание. Глава V. Субъекты международного права. Признание. Правопреемство // Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов и др.; отв. ред. К.А. Бекяшев. 5-е изд., перераб и доп. М.: Проспект, 2011. С. 205.
- Дурденевский В.Н. Главные правовые вопросы при образовании нового государства // Вопросы теории и практики международного права. Ученые записки ИМО, вып. 2, М., 1959. С. 27.
- Ильшевич М.В., Хахина А.А. К вопросу о международно-правовом признании государств // Вестник РУДН: Юридические науки. – 2014. — № 1.
- Коннова Е.В. Преждевременное признание нового государства. Некоторые теоретические аспекты // Журнал международного права и международных отношений. – 2007. -№ 4.
- Международное право в избранных документах. Сост. Моджорян Л.А., Собакин В.К. Т.1.М., 1957.
- Моджорян Л.А. Значение признания государств и правительств на современном этапе // Вопросы теории и практики современного международного права. М., 1960. С.19.
- Оппенгейм Л.Л. Международное право. Т. 1. М., 1948.
- Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве,- Казань, 1965. -С.41
- Хайд Ч. Международное право. Т. 1, М. 1950. С.301.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ПРИЗНАНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОСОВО: АСПЕКТ УЧАСТИЯ ООН» description=»В статье рассматривается проблема юридического признания государства на примере Косово. Международно-правовое признание государства является важным юридическим средством обеспечения международных отношений. Но в связи с тем, что процедура признания представляет собой сложный процесс, который до сих пор не подвергся кодификации, к ней привлечено внимание учёных-международников, политиков, дипломатов и даже общественных деятелей. Провозглашение независимости края Косово и Метохия от официального Белграда в 2008 году и последовавшее за ним признание практически всего международного сообщества создали опасный прецедент, когда нормы международного права не только нарушаются, но и не соблюдаются вовсе. Вывод о последнем можно сделать, изучив Консультативное заключение Международного Суда ООН.» author=»Теленьга Марина Павловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-21″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]