20-я статья Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на жизнь». Второй пункт статьи конкретизирует содержание права на жизнь, указывая на ограниченность применения смертной казни. Помимо смертной казни по приговору суда, в учебной и научной литературе называются ещё два случая лишения жизни при сохранении самого права на жизнь: эвтаназия и преждевременное прерывание беременности.
Яркий представитель либерализма А.Я Азаров, один из соавторов книги «Права человека. Международные и российские механизмы защиты», вышедшей в ФРГ и переведенной в России, утверждает, что «власть может ограничить человека в этих правах, грубым образом нарушать их, но отнять их у человека она не в состоянии. Государство, власть, насилие не может отнять право на жизнь, – оно в худшем случае может отнять саму жизнь» [1, с.15-16]. А.Я.Азаров является и одним из авторов учебника для вузов «Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации», в котором повторяется мысль, что «естественные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Пока жив человек, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не могут быть никем и никаким образом отчуждены, отняты у него. Конечно, власть может ограничить человека в этих правах, грубым образом нарушить их, но отнять их у человека она не в состоянии». [5, с. 3].
Из вышеприведенных текстов следует, что человек может иметь права, которые существуют сами по себе, вне его, в частности, права на жизнь, которое не гарантирует ему жизни и не влияет на саму жизнь. Эти права государство признает и гарантирует как юридическую норму. Право само по себе, а человек со своей жизнью – сам по себе, вне этой абстрактной правовой формы безотносительно к её содержанию.
Другой пример либерального подхода к проблеме прав человека демонстрирует А.Юров, почетный президент международного Молодежного Правозащитного Движения (МПД), ректор Свободного Университета, консультант Московской Хельсинской Группы (МХГ), член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, эксперт Совета Европы. В небольшой брошюре, распространяемой среди студентов он пишет: «Если говорить о праве на жизнь как свободе, то оно не означает, что государство обязано поддерживать нашу жизнь «на достойном уровне» всеми средствами, оно означает, что государство просто не должно убивать нас, лишать нас жизни» [6, с.19]. Более того, автор считает, что «если один человек убивает другого во время драки – это не является нарушением «Прав Человека», потому что этот человек не является представителем Власти. Убийца будет просто уголовным преступником, но он не нарушил «Прав Человека». Но если человек стал убийцей во время исполнения служебных обязанностей (например, полицейский), т.е. в то время, когда он представлял Власть, то это уже нарушение «Прав Человека» [7, с. 21].
А.Юров полагает, что убийство человека как правонарушение не является нарушением прав человека, потому что Европейскую «Конвенцию о защите Прав Человека и Основных свобод» подписывало государство, а рядовые граждане не брали на себя никаких обязательств и не подписывали никаких конвенций, а значит, и не обязаны соблюдать их и нести ответственность за их нарушения. Это государства должны «обеспечивать каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы» [7, с.22]. По мнению ученого, все дело в том, кто является субъектом, нарушившим права. Если это не представитель государства, то он совершает только правонарушение, а если представитель государства, то он нарушитель прав, установленных государством [здесь и далее выделено мной – А.П.]
Если к правам и свободам человека подходить с этих позиций, то тогда нарушителем права на неприкосновенность частной жизни не может быть рядовой гражданин так же, как он не может быть и нарушителем политических прав и свобод. Этим нарушителем является только государство и его представители. Если в вашу квартиру проникает «домушник», то он не нарушает вашего права на неприкосновенность жилища, даже если все унёс и перевернул всё вверх дном, потому, что не давал обязательства гарантировать право на неприкосновенность. Он совершает только правонарушение. Такое толкование «Прав человека» представляется неверным и не соответствующим сущности прав человека, закрепленных в международных документах. Нельзя сводить деятельность государства по защите прав и свобод человека только к защите от самого себя.
Во втором пункте «Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания», принятой 16 ноября 1974 года Всемирной продовольственной конференцией, созванной в соответствии с резолюцией 3180 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН, читаем: «Ликвидация голода является общей обязанностью всех стран международного сообщества, в особенности развитых стран и стран, способных оказывать помощь» [2]. Таким образом, мировое сообщество признает, что государства не только не должны сокращать (убивать) жизнь людей, но должны её поддерживать. «В целях обеспечения соответствующего питания для всех правительства должны разработать соответствующую политику в области продовольствия и питания, интегрированную в общие планы социально-экономического и сельскохозяйственного развития…» [2] .
В научном сообществе не подвергается сомнению деление прав человека на негативные и позитивные. В соответствии с общим представлением и пониманием позитивных прав человек не может реализовать свои права без помощи государства. «Пакт об экономических, социальных и культурных правах» возлагает ответственность за развитие образования на государство. В ст. 13 Пакта говорится о том, какие меры должно предпринять государство для реализации права граждан на образование. Главная роль отводится не самим гражданам а государству[6]. .
В статье 2 «Декларации о праве на развитие», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 1986, читаем: «Человек является основным субъектом процесса развития и доложен быть активным участником и бенефициарием права на развитие. <…> Государства имеют право и обязанность определять соответствующую политику развития, направленную на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех отдельных лиц на основе их активного, свободного и конструктивного участия в развитии и в справедливом распределении создаваемых в ходе его богатств» [3]. И здесь мы видим, что главная роль в развитии отводится государству.
«Декларация социального прогресса и развития», утвержденная ООН 11декабря 1969 г., провозглашает: «Каждому правительству принадлежит первостепенная роль и конечная ответственность в деле обеспечения социального прогресса и благосостояния его народа, планирования мер социального развития как части всесторонних планов развития, объединения или поощрения и координации всех национальных усилий для достижения этой цели осуществления необходимых изменений в социальной структуре. При планировании мер в области социального развития должным образом учитываются разнообразие в потребностях развивающихся и развитых районов городских и сельских районов каждой страны» [4 ].
«Социальный прогресс и развитие должны быть направлены на постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при уважении и осуществлении прав человека и основных свобод путем достижения следующих главных целей: … а) обеспечение права на труд на всех уровнях… b) ликвидация голода и недоедания и гарантия права на надлежащее питание… c) ликвидация нищеты, обеспечение неуклонного повышения уровня жизни, а также справедливого и равномерного распределения доходов… d) достижение самого высокого уровня здравоохранения и обеспечение здоровья населения по возможности бесплатно… f) обеспечение всех, особенно лиц, имеющих низкий доход и большие семьи, удовлетворительными жилищами и коммунальным обслуживанием…»[4 ].
Обращает на себя внимание пункт «С» статьи 17, который предусматривает «разработку всесторонних планов развития сельских районов с целью повышения жизненного уровня сельского населения и облегчения таких отношений между городом и деревней и соответствующего распределения населения, которые будут содействовать равноправному национальному и социальному прогрессу» [4 ].
Международные документы о правах человека предусматривают активную роль государства не только в защите от самого себя, но и в реализации человеком своих прав, направленных на всестороннее духовное и материальное развитие. Даже охраняя безопасность рядового гражданина, государство способствует реализации его права на благоприятные условия жизни и развития.
Рассуждая о жизни человека, невозможно ограничиваться определением жизни как обменом веществ, характерного для всей живой природы. Во множестве международных, региональных и национальных документах о правах человека на жизнь используются такие словосочетания как «достойная жизнь», «достоянный образ жизни», «достойная зарплата», «полноценная жизнь» и т.д., которые акцентируют качественную сторону жизни человека. Качество жизни не может быть обеспечено только самим гражданином. Без участия государства высокого качества жизни всех членов общества не достичь. Сущность жизни нельзя сводить к факту биологического существования. Такое понятие из словаря правозащитника как «достоинство» личности заставляет нас рассматривать жизнь человека в богатстве всех её сторон: биологическом, экономическом, социальном, духовном, психологическом, нравственном и др., признавая, что без этих компонентов бытия и сознания человека его жизнь сводится только к биологическому существованию.
В международных документах о социальном, культурном, политическом, экономическом развитии признается ответственность государства за всестороннее развития своих граждан. Провозглашая право на жизнь, государство дает и гарантии обеспечения достойных условий полноценного бытия, а это значит, что государство ответственно за своих граждан не только перед ними, но и перед мировым сообществом, перед исторической памятью о всех, кто создавал и обустраивал страну, обо всем, что было, о всем, что есть и обо всем, что будет.
Начиная с 1993 года, в мире отмечается Международный день борьбы за ликвидацию нищеты. 17 октября 1987 года более 100 тысяч человек собрались в Париже на площади Трокадеро, чтобы отдать дань памяти жертвам крайней нищеты, насилия и голода. В 1948 году именно там была подписана Всеобщая декларация прав человека, одним из важнейших прав которого является право на жизнь, но не на любое существование, а на достойную жизнь. Можно ли считать, что миллионы бедных и нищих живут, а не выживают? Это относится и к правам российских граждан на жизнь. По последним данным Росстата, армия бедных в 2014 году выросла на 300 тысяч человек и увеличилась в 2015 году. Более 21 миллиона россиян не получают даже прожиточного минимума. Средняя зарплата, по данным портала «Кадровые агентства России», чуть больше 18 тысяч рублей, что позволяет обозначить приблизительное число бедных числом более 20 миллионов. Академик Дм. Львов считал, что положение нищих за 20 лет реформ ухудшилось в 2 раза, полунищих – в 1,5 раза. По утверждению директора Института социологии РАН М.Горшкова, каждый пятый в России обладает всеми признаками человека за гранью бедности.
Либеральное представление о правах человека вообще, и праве на жизнь, в частности, только как юридически закрепленных, но без реальных возможностей людей удовлетворять свои потребности и интересы, ошибочно. Либерализм в теории и практике прав человека не актуален. Актуальна позиция мирового сообщества 1969 года, выраженная в Декларации социального прогресса и развития и Декларация 1986 г. о праве на развитие. Юридически оформленные права человека в конституциях и законах без реальной возможности граждан воспользоваться своими правами в отношениях с социумом не соответствуют ни потребностям общества, ни времени.
Литература
- Азаров А. Я., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. М., 2003.
- Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания. 16 ноября 1974 г. Пункт 2 URL: http// un.by›documents/humrights/welfare/wellfaretx4.html (дата обращения10.2015)
- Декларация о праве на развитие 4 декабря 1986 г. URL: http//africana.ru›racism/declarations/861204.htm (дата обращения 26.10.2015).
- Декларация социального прогресса и развития 11 декабря 1969 г. URL: http// org›Документы›…/socdev.shtml (дата обращения 26.10.2015)
- Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации/ Под ред. О.И. Тиунова. – М.: Норма, 2003.
- Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. URL: http//un.org›…documents/decl…conventions/pactecon.shtml (дата обращения 27.10.2015)
- Юров А. Введение в концепцию Прав Человека и универсальных механизмов защиты». Воронеж: Изд-во профсоюза литераторов, 2007.[schema type=»book» name=»ПРАВО НА ЖИЗНЬ И ЛИБЕРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА» description=» В статье рассматривается либеральная концепция права человека на жизнь, показано ее несоответствие международным правовым документам утвержденным Генеральной Ассамблеей ООН. Делается вывод, что гарантом права на жизнь и обеспечения условий полноценного бытия является социальное государство.» author=»Пономарев Александр Михайлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]