Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА КАК ИСТОРИКО – ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА КАК ИСТОРИКО – ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Длительная история исследований, посвященных религиозной свободе знает множество подходов к решению этой проблемы. Свобода при всей кажущейся простоте и легкости восприятия — предмет достаточно сложный и многогранный для понимания и тем более для воплощения в формах, нормах, институтах, процедуре и отношениях людей.

Идея религиозной свободы многозначна, она порождает сплетение множества недоразумений. Поэтому следует сначала оговорить, в каком смысле можно понимать само слово «свобода», начиная с самых простых и доступных для познания значений.

Итак, начнем с эпитимологии. Русское слово «свобода» известно со времен Древней Руси, и достаточно широко употреблялось еще до возникновения письменности (в VIII–X вв.). Оно было заимствовано из старославянского языка, где существительное «свобода» связано с церковнославянским «свобьство» (принадлежность своим, общность, личность. Отсюда родственная связь с существительным «слобода».

Определение слову «свобода» пытались дать многие философы. Так, основатель немецкой классической философии Иммануил Кант указывал на неразрывную связь свободы и правопорядка. Он утверждал, что человек будет свободен, если он станет подчиняться не другому человеку, а закону, обязательному для всех[1, с.15].

Эрих Фромм утверждал, что свобода  есть цель человеческого развития[2, с.1.]: «В библейском понимании, свобода и независимость суть цели человеческого развития; назначение человеческих деяний есть постоянный процесс самоосвобождения от пут, привязывающих человека к прошлому, к природе, клану и идолам».

В исследовании данного вопроса можно попытаться рассмотреть свободу в двух измерениях. Первое это метафизическое, которое находит свое выражение в свободе воли человека. Такая свобода представляет собой одну из фундаментальных основ человеческой природы, ставящая личность перед лицом выбора. При отсутствии таковой, будет происходить ее деградация. Имеется прекрасный классический афоризм отцов Церкви, который как-никак выражает христианское значение свободы «Бог не может спасти нас без нас».

И второе измерение свободы – это социальное. Под ней понимается совокупность определенных прав личности  в обществе, в государстве. Тем самым свобода очерчена законами, религией, моралью, обычаями, и т.д.

Под свободой, в рамках права, чаще понимается  право каждого человека, принадлежащее ему в силу его человеческой природы, мыслить, самостоятельно определять свои жизненные позиции, свои действия. При этом в цивилизованном государстве свобода не может быть безграничной, она нуждается в правовых формах ее реализации, и в очерчивании внешних границ пространства социальной свободы.

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что суть природного предназначения свободы состоит в том, что свобода это не один лишь простор для самоудовлетворения или  некое благо вообще. Свобода — это пространство активности, развертывание новых возможностей человека с целью самосозидания себя, при этом люди свободны в меру их бытийного равенства и равны в меру их свободы.

Что кается определения и значимости религиозной свободы, то здесь нельзя не согласиться со словами Папы Бенедикта XVI: «Религиозная свобода и свобода совести – это основополагающее право человека, источник всех прочих свобод». Действительно, свобода мысли, слова, совести, вероисповедания являются основными и неотъемлемыми правами каждого человека. Они были  положены в основу Конституцией Российской Федерации и признаны в ряде документов ООН:  во Всеобщей Декларации Прав человека ООН 1948г. (ст.18),  в Международном пакте о гражданских и политических  правах 1976г. (ст.18), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных и свобод 1950г. (ст.9), в Декларации о ликвидации всех форм религиозной нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981г.

К сожалению, на сегодняшний момент над религиозной свободой стоит серьезная опасность. Все более отчетливей проявляется религиозная нетерпимость и экстремизм. Мировое сообщество не достигло той степени толерантности, когда общественные, религиозные и политические организации достигли бы единого принципа согласия, а терпимость заняла положенное ей место в правосознании людей. Другая проблема религиозной свободы была отмечена на встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой римским Франциском и заключалась она в том, что в некоторых государствах происходит секуляризация общества, в котором «чужды всякая память о Боге и Его правде».

По мнению автора, религиозная свобода включает в себя два компонента.

Во – первых,  это свобода совести, т.е. естественное право человека иметь любые убеждения, а также свобода вероисповедания как ее составляющая.  В ней выражается право лица отдать предпочтение какой либо религии или не исповедовать никакой. Сюда же можно отнести отправление религиозного культа  и проявление себя как личности способной к религиозному самоопределению и самоорганизации.

Второй компонент заключается в следующем. Церковь представляется нам как обособленная организация, обладающая свободой создания, управления, функционирования религиозных организаций, свободой вести хозяйственную, финансовую и иную деятельность в рамках закона. Следовательно, второй компонент автор именует как свобода церкви.

Логика рассуждения приводит к следующему. Религиозная свобода представляет собой естественное право человека открыто исповедовать какую либо религию, отправлять религиозные обряды и осуществлять свои религиозные убеждения, не ущемляя интересы других лиц, а также свобода церкви осуществлять свою деятельность в рамках закона.

И нельзя не отметить, что в этом отношении религиозная свобода ничем не отличается от тех важнейших социальных, или внешних, свобод и прав, которыми обладают граждане той или иной страны и различные секулярные организации[3].

Такой анализ необходим для более четкого осмысления содержания религиозная свобода в контексте рассмотрения ее как историко — правовая категория.

Библиографический список:

  1. Иммануил Кант: Метафизика нравственности. С.15.
  2. Эрих Фромм «Библейская концепция человека». С..
  3. А.И. Осипов. Путь разума в поисках истины //URL://.https://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/put_raz/txt12.html (дата обращения: 23.02.2016).[schema type=»book» name=»ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА КАК ИСТОРИКО – ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ» description=»В статье раскрывается понятия «свобода», ее природное предназначение. Выделяются компоненты религиозной свободы, дается определение религиозной свободы как историко-правовой категории.» author=»Зимина Ксения Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-21″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found