Диагностируемое различными социологическими исследованиями усиление межнациональной напряженности в России, требует от органов государственной власти действенных мер, способных предотвратить эскалацию противоречий и перерастания их в межнациональный конфликт.
Одной из таких мер является мониторинг конфликтных ситуаций межнациональной напряженности, который следует проводить в соответствии с принятыми во исполнение соответствующих положений Стратегии государственной национальной политики до 2025 года (задачи по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений), Методическими рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2013 №444 (далее — Рекомендации).
В связи неоднократно отмечаемыми недостатками указанного акта, целью настоящей статьи является выработка предложений по его изменению.
Пункт 2.3 определяет, что предметом мониторинга являются формирующиеся межнациональные конфликтные ситуации, а также процессы, воздействующие на состояние межнациональных отношений, например:
1) экономические (уровень и сферы занятости населения, уровень благосостояния, распределение собственности);
2) политические (представительство различных этнических общностей в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, формы реализации политических прав);
3) социальные (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой);
4) культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей);
5) иные процессы, которые могут оказывать воздействие на состояние межнациональных отношений
Вместе с тем, представляется, что мониторингу в первую очередь должны подвергаться не абстрактные экономические процессы, а именно миграционные процессы, влияющие на экономику в регионах, и включающие в себя статистику о количестве рабочих мест и количестве пребывающих мигрантов.
Ю.А. Лялякинсправедливо отмечает, что повышение эффективности мониторинга в сфере трудовой миграции путем отслеживания процессов высвобождения иностранной рабочей силы и оперативного внесения предложений по корректировке квот на ее использование, повлияет на эффективность принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер по профилактике правонарушений и борьбы с преступностью [4,c. 29].
Аналогичной точки зрения придерживается и Г.В. Старцев, указывающей, что противодействию незаконной миграции, как угрозе национальной безопасности, могли бы способствовать такие первоочередные меры единой государственной национальной и молодежной политики в рамках федеральных целевых программ и иных мероприятий, как:
— проведение постоянного мониторинга и прогноза развития рынка труда с учетом реализации комплексной стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа;
— проведение мониторинга финансово-экономического состояния и перспектив развития системообразующих предприятий для выработки мер по их государственной поддержке, созданию новых рабочих мест и привлечению к работе квалифицированных специалистов [5,c. 32].
Кроме того А.Б. Токтоньязов, отмечает, что как известно, миграционные процессы оказывают непосредственное влияние на состояние межнациональных отношений, способствуют нарастанию экстремистских проявлений и межнациональной напряженности. Соответственно, анализируя последнее, можно получить информацию о состоянии законности в сфере миграции [6,c. 34].
Тем самым помимо миграционных процессов, следует рассматривать и показатели связанные или непосредственно зависящие от миграционных процессов, а именно о количестве правонарушений и преступлений, совершенных мигрантами и лицами, приехавшими из других регионов России; о количестве правонарушений совершенных мигрантами и лицами, приехавшими из других регионов России в общественных местах, как наиболее резонансных и имеющих негативные последствия в ментальном плане, формируя негативные установки в отношении отдельных наций; о количестве правонарушений экстремистской направленности. Кроме того отдельному анализу следует подвергать судебное рассмотрение в отношении мигрантов и лиц, приехавших из других регионов России, за совершенные преступления и правонарушения.
В соответствии с официальными данными МВД России в январе — декабре 2014 года зарегистрировано 1127 преступлений террористического характера (+70,5%) и 1024 преступления экстремистской направленности (+14,3%). В общественных же местах зарегистрировано 785,4 тыс. преступлений (+8,5%). Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 44,4 тыс. преступлений, что на 5,4% меньше, чем за январь — декабрь 2013 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ – 38,4 тыс. преступлений (‑4,7%), их удельный вес составил 86,4% [7]. Эти данные приведены, чтобы проиллюстрировать выше обозначенный тезис о показателях, нуждающихся в мониторинге. К сожалению, в официальных данных МВД России учитывается отдельно лишь количество преступлений совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации, без учета количества преступлений совершенных гражданами России в других регионах России, что не вполне точно позволит сформировать образ, складывающихся конфликтных ситуаций в межнациональной сфере.
Помимо этого, представляется, что в рамках политических процессов необходимо обращать более пристальное внимание на добросовестность применяемых методов в политической борьбе при использовании национальных признаков. Ведь, как справедливо отмечает Р.Г. Абдулатипов, современные межнациональные конфликты мало содержат в себе истинно национальных моментов — это попытки под этнонациональными знаменами вести борьбу за власть и собственность, призывая на помощь национально – этническую солидарность, используя потенциал народа для удовлетворения своих корыстных интересов [1,c. 124].
Тем самым, в рамках политических процессов, представляется, что в первую очередь следует проводить мониторинг не представительства наций в органах государственной власти и органах местного самоуправления (хотя, безусловно, это тоже необходимо учитывать), а целейдействующих в регионе политических партий и некоммерческих организаций по защите национальных прав, и применяемыхими методов в рамках проводимой деятельности.
В рамках культурных процессов большее значение имеет не перечисленное в Рекомендациях, символизирующее схоластический подход в определении предметных показателей, а оскорбление национальных или религиозных чувств, о чем свидетельствует недавно произошедшая трагедия в редакции французской газеты CharlieHebdo. Тем самым, уполномоченный орган исполнительной власти в рамках культурных процессов, должен проводить мониторинг публикаций на предмет возможного оскорбления национальных чувств, и в случае обнаружения своевременно реагировать путем уведомления правоохранительных органов для принятия мер, предусмотренных административным и уголовным законодательством. А в случае получения широкого резонанса того или иного «культурного инцидента» своевременно проводить работу по максимальной нейтрализации последствий, путем опубликования опровержений, информации о принятых мерах, понесенной виновными лицами ответственности и т.д.
Как справедливо отмечает Н.В. Кузьмина, не только власть, но и общественность должна активно подключиться к мониторингу средств массовой информации, включая Интернет и электронные СМИ, на предмет выявления попыток разжигания расовой, этнической и религиозной вражды и ненависти, использования языка вражды [3, c. 27].
Вместе с тем необходимость мониторинга печатных публикаций отмечалась еще в 2007 году прокурором г. Санкт-Петербурга С. Зайцевым, отмечающим, что определенная работа в сфере противодействия экстремизму проводится также комитетом по печати и взаимодействию со СМИ, который осуществляет ежемесячный мониторинг печатных материалов, характеризующих состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в городе [2, c. 6], что положительно сказывается на межнациональной сфере.
Эффективность проводимого мониторинга складывающихся конфликтных ситуаций в межнациональной сфере зависит от правильности выбранных показателей, подлежащих пристальному изучению и анализу. Статичное перечисление различных сфер общественной жизни, без комплексного раскрытия их внутреннего содержания, без четкого указания на конкретные показатели, динамика которых способна дать цельную картину состояния межнациональной сферы, тормозит развитие института мониторинга. Преодолеть указанные трудности способно внесение изменений в Рекомендации путем расширения и уточнения предмета.
Список литературы:
- Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000. – 656 с.
- Зайцев С. Противодействие экстремизму //Законность. -2007. — № 10. – С. 2. – 6.
- Кузьмина Н.В. Детерминация и система профилактики насильственной этнической преступности в современный период // Уголовное судопроизводство. – 2010. — № 2. – С. 25- 28.
- Лялякин Ю.А. Вопросы обеспечения национальной безопасности субъектов РФ, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа // Миграционное право. — 2010 — № 3. – С. 26 – 29.
- Старцев Г. В. Влияние незаконной миграции на террористическую активность в Северо-Кавказском федеральном округе //Миграционное право. -2011. — № 4. – С. 31. – 33.
- Токтаньязов А. Надзор за исполнением миграционного законодательства // Законность. – 2012 — № 10. – С. 34 – 35.
- Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе за январь — декабрь 2014 года [Электронный ресурс]. URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866/ (дата обращения: 20.01.2015).[schema type=»book» name=»О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОНИТОРИНГА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ» description=»В целях повышения эффективности мониторинга конфликтных ситуаций в межнациональной сфере, автором предлагается ряд изменений,базирующихся на комплексном анализе объективной действительности, в соответствующие нормативные акты.» author=»Алфимцев Владимир Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]