Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Некоторые аспекты льготного предоставления гражданам земельных участков в Республике Башкортостан



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Некоторые аспекты льготного предоставления гражданам земельных участков в Республике Башкортостан // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

В соответствии с земельным законодательством приватизация земельных участков может осуществляться в виде переоформления либо первичного предоставления. Такие сделки осуществляются, как правило, на платной основе, т.е. в виде выкупа. Безвозмездная приватизация   осуществляется в исключительных случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством. В соответствии со ст.28 Земельного кодексом РФ [1] случаи и порядок бесплатного предоставления земельных участков устанавливается как федеральным, так и региональным законодательством.

В соответствии с абз.2, указанной статьи Земельного кодекса РФ, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, порядок предоставления которых устанавливается законодательством субъектов РФ.

Опираясь на Земельный кодекс РФ ст.10 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» [2] установила положение, в соответствии с которым семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, имеют право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Сопоставляя указанные выше нормы можно увидеть, что федеральное законодательство разрешает предоставление земельных участков семьям, имеющим трех и более детей, а республиканское трех и более несовершеннолетних детей.  Таким образом, региональное законодательство сужает субъектный состав лиц имеющих право на льготное предоставление земельных участков, за счет исключения семей не отвечающих, установленным требованиям, т.е. семей в которых есть хоть один совершеннолетний ребенок. В соответствии с действующим гражданским и семейным законодательством совершеннолетний гражданин это лицо, достигшее  возраста восемнадцати лет. Использование законодателем  в качестве критерия ограничения субъектного состава возрастного ценза детей, на наш взгляд, не соответствует принципу социальной справедливости и  ограничивает конституционные права граждан на землю.

Цель введения федеральным законодателем подобной льготной нормы – стимулирование демографического роста в стране и материальная помощь многодетным семьям, т.е. возможность получить бесплатно земельный участок, является своего рода вознаграждением за «многодетность». Применение же республиканским законодателем возрастного ценза детей не совсем соответствует цели федерального законодательства. Можно предположить, что формулируя норму пп.2.1 ст. 10  Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ», законодатель, прежде всего, исходил из цели материального стимулирования многодетных семей. В то же время возраст детей и потребность в материальной помощи семьи не всегда взаимосвязаны, например, Гражданским кодексом РФ предусматривается институт эмансипации, в результате которого несовершеннолетние становятся полностью дееспособными, т.е. освобождаются из под опеки родителей или законных представителей и фактически становятся самостоятельными субъектами имущественных отношений.  Однако чаще встречаются случаи, когда совершеннолетний гражданин в силу объективных «добросовестных» обстоятельств находится на иждивении родителей, т.е. фактически родители материально обеспечивает такого гражданина, он проживает в одном жилом помещении с ними, потому что он пока не может это делать самостоятельно по объективным (легальным) причинам. Например, таким случаем выступает очное обучение совершеннолетнего гражданина в  учебных заведениях. Нередки случаи, когда в семье два несовершеннолетних ребенка, а третий достиг восемнадцати лет и обучается в вузе, формально право на получение такого земельного участка отсутствует, хотя «материальная нагрузка» на такую семью не меньше, а может быть даже и больше чем в случае, когда все дети малолетние или несовершеннолетние.

Учитывая изложенное необходимо, на наш взгляд, дополнить ст.10 Закона РБ «О регулировании земельных отношений» положением в соответствии с которым правом на однократное бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства будут обладать граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей или детей находящихся на иждивении родителей или законных представителей.

Подобные выводы можно встретить и в трудах ученых-юристов. Например, Е.В. Балашов, утверждает, что земельные участки должны предоставляться не только семьям, имеющим несовершеннолетних детей, но и иным семьям, действительно нуждающимся в социальной поддержке со стороны государства [3, с.83].  Необходимая поддержка многодетных семей была и остается первоочередной задачей государства,  как на современном этапе, так и в период становления советского государства и права [4, с.67]. Эта задача одна из основ построения истинного социального государства.

Кроме того, нет ограничений со стороны федерального законодательства на предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков не только для индивидуального жилищного строительства, но и других целей, однако этот вопрос требует отдельного рассмотрения.

Библиографический список

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. (ред. от 30.12.2014) [Электронный документ] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Закон Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» [Электронный ресурс]: Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Балашов, Е.В. Некоторые аспекты приватизации сельскохозяйственных угодий в Республике Башкортостан [Текст] // Аграрное и земельное право. — 2009.- №7. — С. 82-84.
  4. Шорохова, А. А. Проведение судебной реформы 1922 года в БАССР // Вестник БашГУ.- 2006.-№4. – С.67-69.[schema type=»book» name=»Некоторые аспекты льготного предоставления гражданам земельных участков в Республике Башкортостан» author=»Балашов Евгений Владимирович, Шорохова Александра Андреевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found