Процветание государства и укрепление его роли в мире в немалой степени зависят от системы образования, которой для систематического позитивного влияния на развитие общества требуется не только постоянная экономическая поддержка государства, но и наличие качественной правовой базы, способной обеспечить его успешное функционирование. Ненадлежащее исполнение государством указанных обязанностей становится препятствием в реализации намеченных преобразований. При этом, одной из главных задач законодательства в образовательной сфере является создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития как системы образования в целом, так и всех составляющих ее элементов, создавая для них равные конкурентные условия. Однако приходится констатировать, что к середине второго десятилетия XXI века результаты реформы образовательного законодательства далеко не в полной мере соответствуют потребностям украинского общества.
Одним из важнейших направлений образовательной политики, занявших лидирующие позиции, в начале третьего тысячелетия в большинстве развитых государств, в том числе и на постсоветском пространстве, выступает развитие непрерывного образования как основы жизненного успеха, благосостояния и конкурентоспособности каждого человека и общества в целом. В нашей стране эта идея также получила законодательное закрепление, начиная с Национальной доктрины развития образования Украины в XXI веке, которая была принята II Всеукраинским съездом работников образования в октябре 2001 года, и заканчивая Указом Президента Украины № 344/2013 от 25 июня 2013 года «Национальная стратегия развития образования на Украине на период до 2021 года».
Однако, закрепив приоритетность системы непрерывного образования, указанное направление образовательной деятельности до сих пор остается по сути только декларацией. Это обусловлено не столько отсутствием разработанных методологических основ и конкретных представлений о системе непрерывного образования, сколько неразработанностью нормативно-правовой базы, способной ввести в правовое поле экспериментальные наработки, которые, в свою очередь, позволили бы развивать и совершенствовать зарождающуюся систему «непрерывки». Проблема усугубляется тем, что ни теоретические разработки, ни социальные практики пока не дают целостного представления даже о понятийном аппарате последней, не говоря уже о конкретных представлениях оптимальных путей и форм становления непрерывного образования и его правового регулирования.
В нормативных документах [1] и в научной литературе [2, С. 284-298] существуют самые различные, порой даже взаимоисключающие, трактовки понятия «непрерывное образование» ― от возникновения новой образовательной системы, имеющей глобальный характер [3], до принципа непрерывности, который в эпоху глобализации становится определяющим для функционирования любой образовательной системы [4, С. 221].
Подавляющее большинство представляет сегодня непрерывное образование как «образование для взрослых». Такая, на наш взгляд, не совсем правомерная позиция напрямую связана с недостаточным пониманием самой сути «непрерывки», как обучения на протяжении всей жизни от младенчества и до полного завершения жизненного пути на принципах преемственности, интегрированности, целостности процесса обучения, обеспечивающих единство, взаимосвязь и согласованность целей, содержания, методов и форм обучения и воспитания на разных ступенях образования, в разных условиях и при различных потребностях [5].
Указанная трактовка позволяет дать более точную функциональную характеристику непрерывного образования, определить его как исходный принцип функционирования любой образовательной системы в эпоху глобализации и перехода человечества к информационному обществу. Представляется, что такой подход может стать методологической основой для разработки правовой базы непрерывного образования и, в целом, модернизации образовательных систем в современном мире.
Важно только учитывать, что правовое регулирование процессов становления и развития непрерывного образования требует достаточно длительной и глубокой экспериментальной работы, правовая база для которой тоже полностью отсутствует. Одной из главных причин этого является невозможность, а порой и нежелание украинского государства пойти на дополнительные материальные затраты, возлагать на свои плечи лишние заботы и проблемы [6, С. 167-169]. Указанными тенденциями обусловлено также то, что на Украине образование взрослых до сих пор не обрело государственно-институционального статуса. Поэтому, несмотря на попытки создания более современной и гибкой системы непрерывной подготовки, существующая система профессионального образования остаётся устаревшей и мало эффективной, в то время как её дальнейшее развитие требует более тесной интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, что позволит поднять создаваемую систему на качественно новый уровень. Но для этого требуется основательно реконструировать и обновить существующие образовательные учреждения, как в организационном, так и в содержательном плане, а также создать соответствующую нормативную базу.
Несмотря на указанные выше проблемы, некоторые украинские вузы, причем, как государственные, так и частные в качестве эксперимента пошли по пути создания в своем составе лицеев, колледжей, учебных институтов, интегрирующих естественнонаучные, гуманитарные и технические специальности в рамках многоуровневой системы подготовки специалистов. Следует согласиться с мнением Г. И. Большаковой, что основной целью создания подобных комплексов является возможность объединения структурных компонентов модели, помогающих личности в выборе эффективных образовательно-профессиональных программ, наиболее полно отвечающих ее способностям и возможностям, развивающих личность как таковую и повышающих ее конкурентоспособность на рынке труда [7].
Поэтому при том, что подавляющее большинство учебных заведений осуществляют на практике идею непрерывного образования путем организации совместной деятельности или создания объединений юридических лиц, связанных между собой договором или едиными целями реализации «непрерывки», мы убеждены, что наиболее оптимально концепция непрерывного образования может быть реализована в учебных заведениях (комплексах), включающих в себя все основные структуры образовательной деятельности, начиная от дошкольного и заканчивая послевузовским образованием, причем в рамках единого юридического лица.
При этом даже программы по реализации непрерывного многоуровневого образования могут способствовать созданию учебных заведений с разноуровневой организацией подготовки учащихся – студентов – слушателей, обучение в которых проводится по интегрированным учебным планам и образовательным программам различных образовательных уровней: начального, среднего, высшего и дополнительного. Немаловажной составляющей деятельности таких образовательных учреждений становится воспитательная составляющая единого учебно-воспитательного процесса, реализуемого в указанных структурах. Итогом этой деятельности может стать сеть образовательных учреждений, в которых будут созданы условия для перехода к разноуровневым, многоступенчатым, преемственным и вариативным образовательным программам.
Подобную модель одним из первых на Украине реализовал Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия», положивший еще в 1991 году в основу своей деятельности концепцию непрерывного образования. Однако полноценное воплощение в жизнь идеи «life long education – образования на протяжении всей жизни», ставшей ключевой для образовательных систем ведущих стран мира, сталкивается с серьезными препятствиями со стороны действующего законодательства. Причем проблема усугубляется тем, что практическую реализацию указанной модели непрерывного образования на Украине взяли на себя частные вузы, правовой статус которых до сих пор однозначно не определен и остается предметом научных дискуссий и острых споров.
Одной из главных проблем частных вузов до сих пор является законодательное закрепление их деятельности по предоставлению образовательных услуг на договорной основе в качестве предпринимательской, хотя по сути она таковой не является. При этом, государственный вуз, даже оказывая платные образовательные услуги, по своему правовому статусу остается непредпринимательским учреждением, сохраняя за собой статус некоммерческого юридического лица. Это, в свою очередь, дает последнему ряд конкурентных преимуществ, например, в вопросах налогообложения, пенсионного обеспечения профессорско-преподавательского состава, обеспечения стипендиями студентов из числа сирот и т. д.
К сожалению, разграничение коммерческих и некоммерческих организаций является слабым местом современного гражданского законодательства Украины. Проблема кроется не столько в выборе подходящих критериев разграничения этих видов организаций, сколько в последовательном применении выбранных критериев к тем или иным видам юридических лиц. Так, например, в современных экономических реалиях недофинансирование ставит перед государственными вузами задачи по сохранению как самих себя, так и высококвалифицированных научно-педагогических кадров, осуществлению научно-исследовательских работ, обновлению и расширению материально-технической базы и многие другие. Средства, полученные от осуществления разрешенной им платной образовательной деятельности, в первую очередь направляются ими на решение указанных задач. В связи с этим осуществление вузом указанной и по сути предпринимательской деятельности ― это вынужденная, но необходимая для него мера [9]. Таким образом, платную образовательную деятельность необходимо квалифицировать как вид предпринимательской деятельности любого вуза, независимо от формы собственности.
Это утверждение не противоречит и Гражданскому Кодексу Украины, в статье 86 которого закреплено, что непредпринимательские общества и учреждения могут наряду со своей основной деятельностью осуществлять предпринимательскую деятельность, если иное не установлено законом и если эта деятельность отвечает цели, для которой они были созданы, и оказывает содействие ее достижению.
Отсюда мы убеждены, что частный вуз ― это созданное в соответствии с действующим законодательством Украины специфическое непредпринимательское юридическое лицо в форме учебного заведения для осуществления предпринимательской деятельности в сфере предоставления образовательных услуг на основе самофинансирования и самоуправления [10, С. 152] и считаем необходимым законодательно закрепить для них некоммерческий статус. Это позволит осуществлять правовое регулирование их деятельности по специальным правилам, используемым для субъектов неприбыльного сектора экономики, в том числе государственных вузов.
В конечном итоге законодательное закрепление равенства правового статуса всех вузов, в том числе инновационных, развивающих на практике модель непрерывного образования, сможет повысить их конкурентоспособность в условиях обострения конкуренции в образовательной сфере. Причем последняя может быть обусловлена даже не столько демографической ситуацией, сколько растущей международной доступностью образования в связи с присоединением Украины к Болонскому процессу, ВТО и, возможно, будущим вхождением Украины в Европейский Союз, учебные заведения которого станут конкурировать с украинскими вузами на рынке образовательных услуг.
Что касается отличий в нормативно-правовом регулировании деятельности частного вуза, реализующего программу непрерывного образования, то они в основном затрагивают отдельные положения законодательства в области социальной защиты его преподавателей и сотрудников, создания подобного инновационного комплекса в рамках единого юридического лица и разграничения полномочий и ответственности его различных структурных подразделений. Вероятно, небольшое количество отмеченных особенностей связано, прежде всего, с исключительной новизной в образовательном пространстве Украины подобных образовательных структур. Отсюда и законодательные пробелы, коллизии в правоприменительной деятельности, что, к сожалению, и приводит к торможению всего механизма правового регулирования осуществляемой ими образовательной деятельности.
Таким образом, теоретическое осмысление процессов модернизации украинской высшей школы в целом, а также функционирования вузов, реализующих концепцию непрерывного образования, в частности, позволяет сделать вывод о том, что по своей природе последние не могут существовать и развиваться без систематической и разноплановой инновационной деятельности, гибкой реакции на изменяющуюся ситуацию в обществе, поиска новых, нетрадиционных и эффективных решений. Эти качества присущи сегодня не только исследовательским университетам, но и частным вузам, поставившим инновации во главу угла своей деятельности, что с успехом вот уже четверть века доказывает Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия». В то же время все эти процессы станут возможными и будут иметь положительные результаты только при адекватном их отражении и закреплении в нормах действующего образовательного законодательства.
Список литературы
- Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века. Принята ЮНЕСКО. Париж, 5–9 окт. 1998 г. // Вестн. высш. шк. – 1999. – № 3. – С. 29–35; Концепция непрерывного образования, принятая Гособразованием СССР 18 марта 1989 года; Національна доктрина розвитку освіти України у XXI столітті. – К.: Шк. світ, 2001.
- Непрерывное образование в контексте образовательных реформ на Украине. – Харьков: Изд-во НУА, 2006. – 299 с.
- Шаронова С. А. Универсальные константы института образования – механизм воспроизводства: моногр. / С. А. Шаронова. – М., 2004. – 357 с.
- Инновационный поиск продолжается… (из мирового опыта становления непрерывного образования): моногр. / под общ. ред. В. И. Астаховой. – Харьков : Изд-во НУА, . – 240 с.
- Сенашенко В. С. Преемственность и сопряжение основных образовательных программ в структуре непрерывного образования / В. С. Сенашенко, Н. А. Вострикова, В. А. Кузнецова // Высш. образование в России. – 2009. — № 10. – С. 3–10.
- Чеганова Л. Н. Основные направления развития системы непрерывного образования / Л. Н. Чеганова, В. А. Мезенин // Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития : тр. междунар. сотрудничества / сост. Н. А. Лоба- нов ; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пуш- кина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. – СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. – Вып. 9. – 750 с.
- Большакова Г. И. Региональный образовательный комплекс как новая форма интегрированного многоуровневого непрерывного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 1.03.2016).
- Горшкова В. В. Феномен непрерывного образования [Рецензия] / В. В. Горшкова // Педагогика. – 2010. – № 10. – С. 104–106. Рец. на кн.: Вершловский С. Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена / С. Г. Вершловский. – СПб., 2008. – 155 с.
- Звездина Т. М. Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения / Т. М. Звездина // Право и образование. – 2006. – № 3. – С. 89–96.
- Освітнє право : навч. посіб. для студентів гуманітарних ВНЗ / [авт. кол.: В. В. Астахов, К. В. Астахова (мол.), О. Л. Войно-Данчишна та ін.] ; за заг. ред. В. В. Астахова / Нар. укр. акад.; Міжнар. фонд «Відродження». – Х. : Вид-во НУА, 2011. – 188 с.[schema type=»book» name=»МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ» description=»В статье рассмотрены проблемы, возникающие в процессе модернизации образовательной системы Украины, а также предложены пути их решения, основанные на опыте создания и функционирования реально существующего комплекса непрерывного образования ― Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия».» author=»Астахов Виктор Викторович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-21″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]