Процесс формирования избирательного права и избирательного законодательства современной России далеко неоднозначный этап российской истории. Институт выборов прошел сложный и тернистый путь, при этом следует выделить ряд этапов его развития, и особенно становление принципов избирательного права в прошлом противоречивом во всех отношениях веке.
Определение исходных правил участия граждан в выборах имеет фундаментальное значение для всего российского избирательного права, включая и его принципы. Под принципами избирательного права следует понимать основополагающие начала (идеи), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия и определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, гарантий, процедур и технологий, обеспечивающих императивное, внутренне сбалансированное и нефальсифицированное проведение различных видов выборов в Российской Федерации, реализацию и защиту электоральных прав российских граждан[1]. К принципам избирательного права в современных условиях, несмотря на определенные различия в законодательном их регулировании в разных странах, можно отнести следующие: всеобщность, равный характер выборов, принцип прямых и непрямых выборов, тайность голосования.
Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательное право предоставляется гражданину по достижению определенного возраста. Всеобщность избирательного права ограничивалась выполнением определенных требований к избирателю, именуемые «избирательные цензы». Имущественный ценз определялся исходя из размера прямого налога, который платили граждане. Лица, уплатившие высокий налог, допускались к выборам. Поэтому, те, кто не мог заплатить данный налог, не принимали участие в выборах. Имущественный ценз носил явно выраженный классовый характер, и против него шла активная борьба всех демократических сил, увенчавшаяся успехом в ХХ веке.
В прошлом также существовал ценз допуска участия в выборах лиц, в зависимости от рода их деятельности. Так, после Октябрьской революции в России были лишены избирательных прав лица, служившие до революции в карательных органах и лица, использующие наемный труд для извлечения прибыли. В настоящее время имущественного ценза и ценза, связанного с родом занятий, практически нет ни в одной стране[2].
Наиболее распространенные избирательные цензы современности – возрастной ценз и ценз оседлости. Возрастной ценз в течение продолжительного периода был довольно высоким: 21-23 года. В России возрастной ценз для активного избирательного права после установления советской власти был установлен в 18 лет. Для пассивного избирательного права предполагается более высокий возраст. Так, в России, Индии, США президентом может быть избрано лицо, достигшее возраста 35 лет, а в Италии еще более высокое требование в возрастном ограничении – 50 лет.
В ряде стран существуют и другие ограничения при реализации активного и пассивного избирательного права. Так, избирательного права могут быть лишены граждане, признанные в судебном порядке недееспособными вследствие психического расстройства либо по иным основаниям. Так в Конституции Российской Федерации 1993 года закреплено, что «не имеют права избирать и быть избранными граждане, … содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (ст.32)[3].
Принцип равного избирательного права состоит в законодательном закреплении за каждым гражданином возможности на равных основаниях участвовать в выборах. При этом равенство на выборах достигается исходя из того, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз [4].
Прямые выборы подразумевают под собой непосредственное участие граждан при проведении выборов в представительный орган власти. В Российской Федерации данный принцип закреплен в качестве обязательного при выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы и представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Помимо прямых выборов в науке конституционного права рассматривается вопрос о существовании непрямых выборов: многостепенные и косвенные. При применении многостепенных выборов нижестоящий представительный орган избирает орган другого уровня. Косвенные выборы предполагают, что представительный орган власти, будь он коллегиальным или единоличным, избирается выборщиками, а именно лицами, специально избранными для формирования указанных органов. Ярким примером применения института выборщиков являются выборы Президента США, когда Граждане данного государства избирают выборщиков, которые в последующем избирают Президента соединенных Штатов[5].
Принцип тайного голосования предполагает исключение всякой возможности какого-либо контроля за свободой волеизъявления граждан при реализации ими активного избирательного права. Законодательством разных стран данный принцип обеспечивается с помощью избирательных бюллетеней и целым рядом организационных правил и гарантий. Тайное голосование происходит в специально обустроенном помещении (кабинка для голосования), где избиратель имеет право находится один и самостоятельно заполнить бюллетень для голосования, который в дальнейшем опускается в урну для голосования. В других странах (например США) голосование проходит с помощью специальных бюллетеней избирательных машин без бюллетеней.
Принципы избирательного права России сформировались в современном их понимании сравнительно недавно. При этом показательно, что основополагающие начала избирательного права были включены в нормативные акты Российской Империи. И для того, чтобы понять их сущность, необходимо проследить динамику развития принципов избирательного права в истории России ХХ века, так как именно в этот исторический отрезок времени указанные принципы претерпели наибольшие изменения.
Начало 20 века Российская Империя встретила тяжелейшими волнениями – символично названным «Кровавым воскресеньем», вследствие которого мирные демонстранты были расстреляны Николаем 2. Несмотря на то, что Император пошел на такие жестокие меры, он не мог не понимать желание народа ограничить власть, поэтому вскоре под давлением всероссийских забастовок, акций террора и бесконечных беспорядков были начаты политические реформы.
18 февраля 1905 г. Николай 2 написал высочайший рескрипт на имя министра внутренних дел Булыгина Александра Григорьевича, в котором приказал ему разработать законопроект по процедуре формирования всероссийского представительного органа – Государственной Думы.
Характерной чертой избирательного права в 20 веке был его антидемократизм. Это касалось, в первую очередь, избирательного корпуса, т.е. граждан, имеющих право на участие в голосовании. Вследствие этого, выборы в Государственную Думу не были всеобщими. Согласно положению от 6 августа 1905 г., не имели права избирать и быть избранными: 1) лица моложе двадцати пяти лет; 2) учащиеся, включая студентов; 3) военнослужащие и ряд других.
Выборы не были прямыми, поэтому все избиратели были разделены на четыре курии – крестьяне, рабочие, городские жители, землевладельцы, которые получили возможность выбирать определённое число выборщиков.
Новая избирательная система не нашла поддержки у народа, что было выражено во всероссийской октябрьской политической стачке (октябрь 1905 г.).
Во исполнение Октябрьского Манифеста Царским Указом от 11 декабря 1905 года был изменен закон о выборах и предоставлены избирательные права тем слоям населения, которые их раньше не имели, то есть мелким землевладельцам, значительной части городских жителей и рабочим[6]. Избирательным правом по измененному положению стали обладать и рабочие предприятий с занятостью не менее пятидесяти человек. В общей сложности, избирательным правом стали обладать до пятнадцати миллионов подданных или более трети численности мужского населения старше 25 лет.
Выборы в Государственную Думу нельзя назвать не только всеобщими и прямыми, но и равными. О неравном избирательном праве свидетельствует тот факт, что в курии землевладельцев одного выборщика выбирает примерно тысяча избирателей, в курии крестьян — пятьдесят тысяч крестьян, в курии городских избирателей – четыре тысячи, а в курии рабочих – девяноста тысяч.
Таким образом, представительство от рабочих и крестьян было наименьшим в сравнении с другими куриями, ввиду их подавляющего большинства, а также желания власти отдать преимущество крупным и средним земельным собственникам по сравнению с первыми. К тому же, куриальная система казалась государству более выигрышной, чем демократическая система всеобщего прямого и равного избирательного права, так как по мнению С.Ю. Витте «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты»[7].
Началом создания советского института выборов можно по праву считать принятие первой Советской Конституции, утвержденной 10 июля 1918 года пятым Всероссийским съездом Советов. У пришедших к власти большевиков не было опыта управления государством, поэтому созданная ими избирательная система была очень схожа с дореволюционной. Однако большевики твердо отказывались признавать предыдущую избирательную систему, считая избирательный Закон 1905 г. «издевательством над идеей народного представительства». Новая избирательная система состояла преимущественно в отказе от всеобщего избирательного права и введении определенных цензов. Возрастной ценз был понижен с двадцати пяти лет до восемнадцати лет, отменен ценз гражданства, а также гендерный и имущественный цензы. Впервые предоставив избирательные права молодой части населения, а также женщинам, большевики сразу же привлекли их на свою сторону.
Новеллой советского избирательного права стало введение трудового ценза, который можно считать антиподом дореволюционному избирательному праву. Согласно данному цензу, в выборах не имели права участвовать: 1) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; 2) лица, живущие на нетрудовые доходы, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
Помимо использования не всеобщего цензового права, большевики ввели непрямое и неравное представительство на выборах в Советы. Отбросив уверенность большевиков в выстраивании новой избирательной системы, очевидно, что неравенство представительства в советской избирательной системе аналогично дореволюционной избирательной системе. Принципиально поменяв слово граждане на «городской и сельский пролетариат и беднейшее крестьянство», большевики позаимствовали у критикуемого ими императорского режима неравное представительство разных слоев населения. Они предоставили привилегии на выборах тем слоям, которые считали наиболее социально выгодным власти. Конституция 1918 г. предусматривала пятикратное преимущество городского населения над сельским при созыве как областных и губернских съездов Советов, так и Всероссийского съезда Советов (ст. 53 и 25 Конституции 1918 г.)[8].
Кроме неравного избирательного права, советская избирательная система не стала отказываться и от характерной в буржуазный период многоступенчатости выборов. Прямыми выборами были сформированы только сельские и городские Советы. Для крестьян же предусматривались трехступенчатые выборы. Выборы во Всероссийский съезд Советов Конституция устанавливала уже в четыре этапа. Городское население получило значительное преимущество перед крестьянским населением, выборы для них проходили в две этапа. Неравное представительство и непрямые выборы обеспечивали необходимое большевикам преимущество рабочих в органах власти.
Очевидно, что открытое голосование — менее демократичный порядок, чем тайное голосование, и введение такого принципа голосования можно оценить, как регрессивное явление по сравнению с императорским периодом.
Советские сподвижники большевизму объясняли введение открытого голосования тем, что, «в отличие от буржуазного государства, в пролетарском государстве избирателям опасаться нечего», все открыто, а значит, все демократично[9]. Позднее добавились аргументы в пользу демократичности данного принципа об ограниченности ресурсов при проведении выборов: «неграмотность подавляющего большинства населения страны и отсутствие элементарных технических средств для организации выборов (бумаги, типографских материалов)»[10].
Конституция СССР 1924 года воспроизвела те же самые принципы избирательного права, что и Конституция РСФСР 1918 г. Немного отредактировав категории лиц, лишенных избирательных прав, в сущности, Конституция РСФСР 1925 г. и принятые в соответствии с ней инструкции ВЦИК составили практически аналогичный список «лишенцев». Выборы также были не прямыми, не равными и не тайными. Оценивая советскую избирательную систему, существовавшую с 1918 по 1936г., очевидно, что несмотря на убежденность большевиков в новизне и демократичности советской избирательной системы, многие черты были заимствованы с дореволюционного избирательного права. Таким образом, к основным признакам советской избирательной системы 1918 — 1936 гг. можно отнести ее цензовость, неравное и непрямое представительство, а также открытый порядок голосования. Безусловной новеллой советской избирательной системы являлся производственный порядок проведения выборов. При этом как традиционные, так и обладавшие новизной особенности советской избирательной системы 1918 г. служили главной цели — предоставлению преференций на выборах городскому рабочему населению. При этом следует сказать, что, несмотря на убежденность Советов в демократичности их избирательной системы в сравнении с буржуазным периодом, анализ двух избирательных систем показывает, что за маской предоставления пролетариям ряда прав, скрывалось то же стремление перетянуть на свою сторону как можно больше населения страны.
Процесс существенного изменения подхода к избирательному праву начался с принятия Конституции Российской Федерации, которая определила основы развития избирательного законодательства исходя из норм международного права. Значение конституционного оформления принципов избирательного права трудно переоценить, поскольку выборы и избирательное право составляют одну из фундаментальных основ политической системы, при этом возникает необходимость закрепления принципов организации выборов и участия в них граждан особенно остро ощущается именно на конституционном уровне[11].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Князев С.Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. 1998. №2. С.21-22.
- Сравнительное избирательное право: Учебное пособие. М.: Издательство НОРМА, 2003. С.17-18.
- Конституция Российской Федерации. СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2015. С.11.
- Князев С.Д. Российское избирательное право. Учебник. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. С.90.
- Автономов А.С. Основные категории и институты избирательного права. Избирательная кампания. Российский центр избирательных технологий. М, 1995. С.14.
- Рогов, Д.В. Эволюция института выборов в российской социально-политической истории. Ч. 1: Учеб. пособие / Д.В. Рогов, А.В. Пашехонов. Ставрополь: ИП Кащеев К.В., 2012.С.178.
- Опыт русского парламентаризма. Первая и Вторая Государственные думы. URL: https://studopedia.ru/1_14291_opit-russkogo-parlamentarizma-pervaya-i-vtoraya-gosudarstvennie-dumi.html (дата обращения 03.04.2016).
- Конституция (Основной Закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918. N 51. Ст. 582.
- Стучка П. Учение о государстве пролетариата и крестьянства и его Конституции. М.-Л., 1926. С. 158.
- Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. М., 1987. С. 163.[schema type=»book» name=»ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА» description=»Избирательное право состоит из определенных принципов, которые появились сравнительно недавно. Чтобы понять их сущность, необходимо проследить динамику развития принципов избирательного права в истории России 21 века, ведь именно в этот исторический отрезок времени указанные принципы претерпели наибольшие изменения.» author=»Коломейцева Татьяна Анатольевна, Григорьева Александра Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-21″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]