Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПЕРЕДАЧЕ ПРАВ ВЛАДЕНИЯ И (ИЛИ) ПОЛЬЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПЕРЕДАЧЕ ПРАВ ВЛАДЕНИЯ И (ИЛИ) ПОЛЬЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

В юридической литературе [2] среди мер по защите конкуренции выделяют правовые основы обеспечения состязательного отбора контрагентов при заключении договора, заключение договоров с финансовыми организациями, обеспечение состязательного отбора контрагента при заключении договора отдельными видами юридических лиц, а также установление антимонопольных требований к торгам и определение порядка заключения договора в отношении государственного и муниципального имущества. При этом последние две меры направлены на поддержание конкуренции при осуществлении передачи прав на государственное и муниципальное имущество.

Так, установление Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [6] (далее – Закон) антимонопольных требований к торгам (статья 17 Закона) и определение порядка заключения договора в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона) позволяют передавать права на указанное имущество на конкурентных началах при соблюдении оптимального баланса интересов как лица, обладающего правами на государственное и муниципальное имущество, как и лица, желающего реализации перехода на него прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества были установлены Федеральным законом от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7], в соответствии с которым Закон был дополнен статьей 17.1. Целью внесения данных изменений являлось пресечение злоупотребления должностными лицами при передаче прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, а также недопущение создания необоснованных преимуществ одним хозяйствующим субъектам перед другими путем предоставления государственного или муниципального имущества без торгов [см. 1].

По общему правилу статьи 17.1 Закона заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов. Указанное антимонопольное требование относится к государственному или муниципальному имуществу, которое:

1) не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

2) принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Аналогичный порядок заключения договоров предусмотрен также в отношении недвижимого государственного или муниципального недвижимого имущества, которое:

1) принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) закреплено на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями.

В соответствии с Законом порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров в отношении имущества, перечисленного выше, а также перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом. Так, правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества утверждены приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 (далее — Правила).

При этом Правила в соответствии с частью 2 статьи 17.1 Закона не распространяются на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, законодательством РФ о недрах, законодательством РФ о концессионных соглашениях.

Также торги на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не проводятся в случаях, предусмотренных пунктами 1-16 части 1 статьи 17.1 Закона. При этом в соответствии с разъяснениями ФАС России по применению статьи 17.1 Закона, содержащимся в письме ФАС России от 24 апреля 2014 г. № ЦА/16309/14 [5], исключения, предусматривающие возможность передачи прав владения и (или) пользования на государственное или муниципальное имущества без торгов, «не устанавливают безусловного права требовать от правообладателя заключение такого договора и не являются соответствующей обязанностью последнего» [5]. В соответствии с указанными разъяснениями если на получение прав владения и (или) пользования на одни и те же объекты государственного или муниципального имущества на основании исключений, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона, то есть без проведения торгов, претендуют несколько лиц, то «отказ таким заявителям в заключении договоров без конкурентных процедур и последующая передача указанного имущества на торгах не будет являться нарушением законных прав и интересов таких заявителей» [5].

Однако на практике может возникнуть ситуация при которой на заключение договора в отношении одного и того же объекта государственного или муниципального имущества на основании исключений, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона, претендуют два лица, один из которых имеет права на указанное имущество на основании вступившего в силу решения суда (пункт 1 части 1 статьи 17.1 Закона), а другой, к примеру, является медицинской организацией (пункт 6 части 1 статьи 17.1 Закона), то заключение договора по результатам торгов с последним, по мнению автора, приведет к нарушению законных прав и интересов первого претендента, чьи гражданские права на государственное или муниципальное имущество возникли из судебного решения (подпункт 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).

Более того, проведение торгов в указанном выше случае не исключает участия в торгах также претендента, не имеющего в принципе права на заключение договора на основании какого-либо исключения, предусмотренного частью 1 статьи 17.1 Закона, а, значит, и не исключает возможности победы в торгах указанного лица, в случае предложения более выгодных условий заключения договора, чем претенденты, подпадающие под исключения, предусмотренные статьей 17.1 Закона.

По мнению автора, заключение договора на основании исключения, предусмотренного частью 1 статьи 17.1 Закона, без проведения торгов даже при наличии двух и более претендентов на заключение договора в отношении этого же объекта государственного или муниципального имущества, не может приводить к нарушению антимонопольного законодательства.

В подтверждение указанной позиции приведем пункт 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» [3], в котором указано на необходимость арбитражным судам при рассмотрении дел по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона, учитывать, что в случае, если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к нарушению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Таким образом, часть 1 статьи 17.1 Закона является той нормой, которая позволяет органу осуществить действия по заключению договора, предусматривающего переход прав в отношении государственного или муниципального имущества без торгов.

Части 5 — 11 статьи 17.1 Закона содержат процессуальные нормы, регулирующие порядок проведения торгов, заключения договоров и их пролонгацию (заключение договоров на новый срок).

В соответствии с частью 6 статьи 17.1 Закона с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения указанных договоров размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 [4] официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов определен www.torgi.gov.ru.

Извещение о проведении конкурса размещается не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе (часть 5.1 статьи 17.1 Закона).

Частью 7 статьи 17.1 Закона запрещено заключать договор ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте торгов. Соответствующее требование также содержится в подпункте 14 пунктов 40 (114) Правил. Установление такого срока необходимо для обеспечения права обжалования процедуры торгов в порядке, установленном статьей 18.1 Закона. Договор, заключенный ранее указанного срока, в соответствии со статьей 168 ГК РФ будет являться ничтожным, как несоответствующий требованиям закона.

Пунктом 1 статьи 621 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

Статьей 17.1 Закона установлен иной порядок продления договоров аренды государственного и муниципального имущества. Так, в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения торгов, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении двух условий: 1) размер арендной платы должен быть определен по результатам оценки рыночной стоимости объекта. При этом если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации, то такая оценка проводится в соответствии с требованиями законодательства, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации; 2) пролонгация договора аренды осуществляется на срок не менее чем три года. Указанный срок может быть уменьшен только в случае соответствующего заявления арендатора.

При этом согласно части 10 статьи 17.1 Закона арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 статьи 17.1 Закона, за исключением, если в установленном порядке принято решение об ином порядке распоряжения таким имуществом или у арендатора имеется задолженность по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды. Следует отметить, что поскольку часть 10 статьи 17.1 Закона содержит закрытый перечень оснований для отказа в пролонгации договора аренды, то отказ в продлении договора аренды на новый срок допускается только на основании двух случаях, перечисленных выше.

В случае отказа арендодателя в продлении договора на новый срок по основаниям, не предусмотренным частью 10 статьи 17.1 Закона, и заключения в течение года со дня истечения срока действия данного договора договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать в судебном порядке перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, связанных с неправомерным отказом в продлении такого договора аренды.

Следует отметить, что договор аренды государственного или муниципального имущества, продленный на основании части 9 статьи 17.1 Закона, может быть продлен по тем же основаниям неограниченное количество раз при условии соблюдения требований, установленных частью 9 статьи 17.1 Закона.

При проведении торгов на право заключения договора, предусматривающего переход прав в отношении государственного или муниципального имущества запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В частности частью 1 статьи 17 Закона при проведении торгов запрещаются: 1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности их участников; 2) создание участнику (нескольким участникам) торгов преимущественных условий участия в торгах; 3) нарушение порядка определения победителя (победителей) торгов; 4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах.

При этом нарушение антимонопольных требований, установленных статьей 17 Закона, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Заявление о нарушении антимонопольного законодательства при проведении торгов на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества подается в антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона.

Также в антимонопольный орган в порядке статьи 18.1 Закона может быть подана жалоба на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Подать указанную жалобу имеют право лица, подавшие заявки на участие в таких торгах, а в случае, если обжалование процедуры торгов и порядка заключения договоров связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также другим лицом, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате такого нарушения.

При этом обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке статьи 18.1 Закона не является досудебным порядком урегулирования спора, то есть заявитель также может обжаловать действия (бездействие) указанных лиц в судебном порядке.

Антимонопольный орган рассматривает жалобу на процедуру проведения торгов и порядка заключения договоров в более короткие сроки, чем предусмотрено для рассмотрения заявлений, поданных в порядке статьи 44 Закона, а именно в течение семи рабочих дней со дня поступления такой жалобы.

Своеобразной обеспечительной мерой, предусмотренной частью 18 статьи 18.1 Закона, является то, что в случае принятия антимонопольным органом жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, обжалуемые торги приостанавливаются со дня направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона, до рассмотрения указанной жалобы по существу.

Список литературы

  1. Истомин В.Г. Особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества по законодательству о защите конкуренции // Юрист. – 2014. – № 5. – С. 23 — 27.
  2. Петров Д.А. Конкурентное право: теория и практика применения: Учебник для магистров / Под общ. ред. В.Ф. Попондопуло. – М.: Юрайт, 2013. – 377 с.
  3. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» // Вестник ВАС РФ. – 2008. – № 8. – август.
  4. Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 38. – ст. 5121.
  5. Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». URL: https://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30453.html (дата обращения: 10.03.2015).
  6. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета. – 2006. –№ 162 – 27 июля.
  7. Федеральный закон от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. – 2008. — № 140. – 2 июля.[schema type=»book» name=»АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПЕРЕДАЧЕ ПРАВ ВЛАДЕНИЯ И (ИЛИ) ПОЛЬЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА» author=»Адодина Анастасия Олеговна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found