Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СИСТЕМА КРИМИНООБРАЗУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПОТЕРПЕВШЕГО ПРИ ОСТАВЛЕНИИ ЕГО В ОПАСНОСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СИСТЕМА КРИМИНООБРАЗУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПОТЕРПЕВШЕГО ПРИ ОСТАВЛЕНИИ ЕГО В ОПАСНОСТИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Под криминообразующим признаком состава преступления понимается признак, закрепленный в диспозиции статьи Особенной части уголовного законодательства, обусловливающий общественную опасность, противоправность, виновность и наказуемость совершенного деяния.

Анализ диспозиции статьи 125 УК РФ показывает, что эти признаки в значительной мере относятся к потерпевшему, а точнее к тому состоянию в котором он находится. Итак, это лицо, которое оказалось в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенное возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности.

По смыслу уголовного закона на момент оставления потерпевшего без помощи последний должен обладать двумя обязательными признаками, образующими его состояние: во-первых, находиться в опасном положении и, во-вторых, быть беспомощным. Если отсутствует хотя бы один из данных признаков, то отсутствует и состав оставления в опасности. При этом не имеет значение, какой из данных признаков будет являться первичным, а какой – вторичный, т.к. опасное состояние может детерминировать беззащитность лица, так равно и беспомощность может образовать состояние, угрожающее жизни или здоровью.

Данное опасное состояние является таковым, если альтернативно может закончиться: а) смертью потерпевшего; б) нарушением анатомической целостности органов и тканей или их физиологических функций; в) соматическим или психическим заболеванием или патологическим состоянием. Опасность для жизни или здоровья, которая и определяет сущность опасного состояния, должна быть реальной и наличной.

Реальность означает, что угроза для жизни или ухудшения здоровья существует объективно, т.е. в конкретный промежуток времени и в данном месте, а не в воображаемых предположениях или вымыслах виновного. Наличность опасности заключается в том, что всегда возникает момент ее начала и окончания, т.е. опасность либо непременно (неминуемо, неизбежно) реализуется, либо будет предотвращена (блокирована, нейтрализована) [7, с.31-32].

Следует также отметить, что рассматриваемое опасное состояние потерпевшего обусловлено наличием еще одного криминообразующего признака, относящегося к факультативным признакам объективной стороны – это обстановка, которая характеризуется двумя тесно взаимосвязанными факторами. Первый из них заключается в том, что потерпевший оказался в условиях, объективно представляющих угрозу для его жизни или здоровья. Второй фактор связан с тем, что потерпевший точно «не выберется» из этой ситуации самостоятельно, поскольку у него для этого нет ни сил, ни средств, ни способов для самосохранения – он лишен любых возможностей для принятия соответствующих мер по спасению.

Беспомощность возникает в результате малолетства, старости, болезни или иного своего беспомощного состояния. Само понятие беспомощности является родовым для всех указанных форм. Причины, вследствие которых лицо оказалось в подобном положении, для установления оснований уголовной ответственности значения не имеют. Это может быть как физическая, так и психическая беспомощность, когда лицо не осознает опасности и собственного состояния. Возможны варианты и при сочетании подобных факторов. Это, так называемая, психофизиологическая беспомощность, например, грудные младенцы, малолетние дети, пожилые лица с болезнью Альмгейцера и т.п.

Указанные в законе виды беспомощности (малолетство, старость, болезнь) являются весьма ограниченными и требующими расширительного толкования, т.к., например, возрастные границы в юридическом плане не имеют четкого определения. Обычно указываются верхние и условные пределы возраста. Так, малолетние – это лица, не достигшие 14 лет, старость связывается с достижением лицом 60-летнего возраста. При таком подходе во внимание принимается только, так называемый, хронологический, или паспортный, возраст. Указанные категории (и малолетство, и старость) основаны на совокупности физического возраста (степень физического развития) и психологического (степень личностного развития). Причем указанные возрасты у одного и того же лица могут и не совпадать [6, с.44, 56]. Так, некоторые малолетние дети подросткового возраста (11-13 лет) хорошо развитые физически, вполне способны постоять за себя и самостоятельно принимать меры к самосохранению. Вряд ли их можно признать беспомощными.

Юридическое понятие «старость» не совпадает ни с общим периодом старения, ни с его группами. Согласно международной возрастной периодизации с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин только начинается, так называемый, период старения (геронтогенеза), который классифицируется по трем группам – пожилой, старческий и долгожители. Кроме того, некоторых лиц старческого возраста (от 75 до 90 лет) и даже долгожителей (старше 90 лет) невозможно признать беспомощными, т.к. эти лица вполне способны позаботиться о себе и даже могут помогать и защищать других.

Болезнь – это любое болезненное состояние, нарушение нормального функционирования человеческого организма. Однако данное понятие также является условным критерием беспомощности, т.к. по своему содержанию оно чрезвычайно объемное. Далеко не каждое болезненное состояние лишает потерпевшего возможности к самосохранению. Порой некоторые больные самостоятельно могут двигаться, себя обслуживать, вполне способны о себе позаботиться и защитить себя, т.е. у них есть все возможности принять меры к самосохранению. Таких лиц беспомощными также никак не назовешь.

Иную беспомощность законодатель отграничил от вышеназванных физиологических состояний и выделил в отдельную причину, лишающую потерпевшего самостоятельно принять меры к самосохранению и устранению возникшей для него реальной опасности, назвав ее «своя беспомощность». При этом данное понятие законодатель не раскрыл.

Под иной беспомощностью потерпевшего понимаются такие состояния, которые не охватываются понятием болезни: слепые, глухие, инвалиды, несовершеннолетние, отстающие в психическом развитии, немощные, например, после тяжелой болезни или операции и т.п. Однако и здесь должна быть индивидуальная оценка. Беспомощным может быть и здоровый взрослый человек, который, однако, оказался в ситуации, лишающей его возможности по ряду причин принять меры к самосохранению.

В теории уголовного права вопрос о беспомощности потерпевшего является дискуссионным. Многие авторы высказывают мнение, что беспомощность потерпевшего может возникнуть в результате таких факторов, как несчастный случай, стихийное бедствие, глубокое состояние опьянения потерпевшего, преступные действия третьих лиц, физиологические и патологические процессы, происходящие в организме человека [1, с.113-114; 5, с.281; 8, с.74]. По мнению Жижиленко А.А., беспомощность может происходить и при отсутствии у потерпевшего соответствующих знаний и умений (заблудившийся в глухом месте или не умеющий плавать человек) [4, с.59]. Кругликов Л.Л. рассматривает понятие беспомощности, указанное в ст.125 УК РФ, аналогично понятию беспомощного состояния, выступающим в качестве квалифицирующего обстоятельства убийства (п. «в» ч.2 ст.105 УК РФ). К лицам, находящимся в беспомощном состоянии он относит тяжелобольных (в том числе послеоперационных), престарелых, немощных. При этом немощность может возникнуть и ввиду тяжелой степени опьянения, бессознательного состояния лица, его сна [11, с.29, 90]. Власов Ю.А. считает, что «беспомощность» при оставлении в опасности не тождественна понятию «беспомощное состояние», предлагаемое для квалификации насильственных преступлений против личности, т.к. оно является более широким понятием и включает в себя категорию беспомощного состояния [3, c.67-68].

Следует отметить, что особенно много споров вызывают случаи оставления в опасности лиц, находящихся в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или иных одурманивающих веществ, обморока (внезапная потеря сознания), сна и определяют их как временную беспомощность, из которой человек может выйти сам через короткий промежуток времени [2, с.12]. Какой этот период, не разъясняется, видимо, в силу его временной неопределенности. Подобное ранжирование форм беспомощности, вряд ли приемлемо для анализа, поскольку «короткое» (временное) состояние может перерасти в длительное, например, обморок в кому, тяжелое опьянение в алкогольный делирий и т.п.

Глубокое опьянение представляет собой острую интоксикацию организма и приводит порой к тотальному поражению организма, блокирует нейрофизиологические процессы и двигательные реакции. Так, употребление алкоголя, наркотических средств, одурманивающих веществ, даже их однократный прием в больших дозах, может привести к амнезии (когда имеется нарушение памяти), острой интоксикации (развитие коматозного состояния), и к более глубокой стадии — к коме (бессознательное состояние). Такие психиатры, как О.В. Кербиков, М.В. Коркина, Р.А. Наджаров, А.В. Снежневский отмечают, что при приеме значительного количества алкоголя наступают резкие затруднения, грубые расстройства психической деятельности вплоть до состояния, сходного с наступающим при общем наркозе [9, с.205]. При этом общий наркоз состоит в выключении сознания пациента, т.е. по своей сути он является очень глубоким сном, когда происходит состояние торможения центральной нервной системы, при котором возникает потеря сознания, памяти, расслабление скелетных мышц и отключение некоторых рефлексов [12, с.214]. В некоторых случаях тяжелая степень опьянения приводит к летальному исходу. В практическом плане это означает, что, например, сильно пьяный человек в 30-ти градусный мороз может лежать раздетым на снегу и не двигаться. Разумеется, такие состояния следует оценивать как беспомощные [7, с.32-33].

Следует согласиться с мнением Топильской Е.В., утверждающей, что вопрос беспомощности – это вопрос факта [10, с.87]. В каждом индивидуальном случае могут возникнуть обстоятельства, совокупность которых позволит сделать вывод о беспомощности потерпевшего, в результате чего он сам не в состоянии будет спасти себя от причинения вреда здоровью или жизни. По нашему мнению, признак беспомощности, как состояния потерпевшего, должен устанавливаться исходя из физиологических особенностей потерпевшего и факторов сложившейся обстановки.

Таким образом, опасное для жизни или здоровья состояние и беспомощность образуют систему криминообразующих признаков, которые характеризуют потерпевшего в составе оставления в опасности. Они ограничивают круг потерпевших и показывают, против какого субъекта общественных отношений, охраняемых уголовным законом, совершается преступление. Лица, не обладающие таковыми, не могут рассматриваться потерпевшими, соответственно и совершенное деяние не будет признано преступлением.

Список литературы:

  1. Александрова Н.Г. Ответственность за оставление в опасности по уголовному праву: Дис. … канд. юрид. наук.- М., 2000. С.113-114
  2. Власов Ю.А. Уголовная ответственность за оставление в опасности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук.- Омск, 2004. С.12.
  3. Власов Ю.А. Уголовная ответственность за оставление в опасности: Дис. … канд. юрид. наук.- Омск, 2004. С.67-68.
  4. Жижиленко А.А. Преступления против личности.- М.-Л., 1927. С.59.
  5. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под общей ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева.- М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996. С.281
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., 1996. С.44, 56.
  7. Плешаков А.М., Яковлева С.Е. Обязанности полиции в отношении беспомощных лиц и уголовная ответственность за оставление в опасности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 3. С.31-33.
  8. Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. М.П. Журавлева и С.И. Никулина.- М.: Изд-во «Спарк», 1998. С.74.
  9. Спасенников Б.А. Правовая антропология. Монография / Под ред. И.Я. Козаченко.- Архангельск, 2001. С.205.
  10. Топильская Е.В. О правовом понятии беспомощного состояния потерпевшего // Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1989. Вып.4. С.87.
  11. Уголовное право России. Часть Особенная: учеб. для вузов / Отв. ред. Л.Л.Кругликов.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Волтерс Клувер, 2005. С.29, 90.
  12. Яковлева С.Е. Беспомощность потерпевшего, обусловленная его опьянением, при оставлении в опасности // Проблемы применения уголовного закона в современных условиях: сб. научных статей по итогам межвузовского научно-практического семинара в МосУ МВД России, посвященного памяти заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., проф. Н.И.Ветрова / Под ред. Н.Г. Кадникова- М.: ИД «Юриспруденция», 2014. С.214.[schema type=»book» name=»СИСТЕМА КРИМИНООБРАЗУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПОТЕРПЕВШЕГО ПРИ ОСТАВЛЕНИИ ЕГО В ОПАСНОСТИ» author=»Яковлева Светлана Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found