Номер части:
Журнал

Принцип рационального землепользования как производная принципа природопользования



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . Принцип рационального землепользования как производная принципа природопользования // Евразийский Союз Ученых. Юридические науки. ; ():-.





Правовому регулированию изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения присущ принцип рационального землепользования с его разновидностями. В литературе по земельному и экологическому праву сформулирован принцип природопользования в целом, что позволяет говорить о принципе землепользования, как производном от него[5, С. 105-120, 9, С. 45-47]. В действующем законодательстве представлены принципы природопользования, а также отдельные направления соотношения и взаимодействия земли, как объекта природы, и общества. Так, в ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» [1, ст.133]сформулированы основные принципы права природопользования. Среди них можно выделить две группы принципов, которые присущи принципу землепользования. В частности: 1) общеправовые, 2) принципы, свойственные только праву землепользования. Принципы первой группы должны считаться общими для всего природопользования, второй — особенными для права землепользования. Вместе с тем, к общеправовым принципам природопользования, которые присущи всем его видам, можно отнести: подконтрольность, самостоятельность, рациональность, целевой характер, эффективность, устойчивость, экологизацию и равновесие.

Среди наиболее важных положительных моментов в анализе принципов землепользования выступает интегрированный подход, то есть признание того, что имеются не только принципы, которые присущи правовому регулированию землепользования, но и общие для всего природопользования в целом.

Рассматривая принципы землепользования, можно взять за основу позицию Б.В. Ерофеева, который представил их виды через цель, направленную на обеспечение конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. В частности, к видам он относил предотвращение экологического ущерба; замену; сохранение биологического разнообразия; сохранение качества природных ресурсов; разрешительность природопользования; плановость природопользования; доступность информации об окружающей среде; участие граждан в принятии решений[5, С. 185-186]. Положительным качеством приведенной классификации можно считать основание для ее проведения — цель, которой она подчинена.

Вместе с тем, мы не можем полностью согласиться с позицией ученого, так как она сводит к минимуму природоохранительную сторону землепользования из-за отсутствия принципа рационального природопользования в данном списке. Основываясь на том, что в основе правовой связи общества и природы лежит соотношение экологических интересов и экономической целесообразности, необходимо удерживать баланс и не умалять экономическую функцию землепользования. Правовое регулирования отношений, складывающихся в процессе землепользования предназначено гармонизировать и унифицировать одновременно растущих и зачастую противоположных потребностей и интересов физических и юридических лиц в экономическом росте и в сохранении экологического разнообразия.

Также, за основу можно взять подход к принципам права природопользования М.М. Бринчука. По его мнению, для права природопользования характерны: производность от права собственности; рациональность; экосистемный подход к регулированию; устойчивость; целевой характер; платность. Анализ законодательства, в рамках которого  и существует право природопользования, дает основание полагать, что не все указанные принципы права природопользования получили одинаковое развитие как главные инструменты правового регулирования земельных отношений. Более востребованными в законодательстве являются следующие принципы: производность права землепользования от права собственности, устойчивость права землепользования, целевое использование земель, платность землепользования.

Принцип производности права землепользования от права собственности раскрывает роль права землепользования, которая состоит в том, что посредством него осуществляются правомочия собственника земель, прежде всего, публичных образований в качестве первичных собственников. Существование права собственности у публичных образований и иных собственников на землю предполагает такую организацию их использования, когда право пользования предоставляется физическим и юридическим лицам на определенных условиях.

Существуют различные формы реализации правового принципа производности права землепользования от права собственности. В качестве основной выступает разрешительный механизм возникновения права землепользования, основным элементом которого можно считать лицензирование и саморегулирование. В содержании этой формы определяются основные требования, устанавливаются порядок и условия пользования землей или осуществления конкретных видов землепользования и с момента получения которой у землепользователя возникают соответствующий комплекс прав и обязанностей.

Принцип устойчивости права землепользования. Сущность этого принципа заключается в предоставлении земель в пользование на длительный срок, создании землепользователю условий стабильности для развития предпринимательской деятельности, гарантиях предоставления и защиты его интересов. Всеобщность этого принципа состоит в определении законодателем срока реализации права землепользования.

Существуют различные формы реализации правового принципа устойчивости права землепользования. В частности, это установление длительных сроков землепользования, стимулирующих заинтересованность в рациональном использовании земли и обеспечении средств ее охрана. Так, бессрочность права землепользования дает возможность субъектам производить необходимые улучшения состояния земли. В соответствии со ст. 39.9 ЗК РФ  земли могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование. На определенный срок земли могут представляться на основании договора аренды (ст. 22 ЗК РФ).

Принцип целевого использования земель заключается в допущении использования земель строго в соответствии с определенной целью. Это должно быть зафиксировано в решении о предоставлении земельного участка в пользование. Использование земельного участка не в соответствии с целевым назначением рассматривается как правонарушение и является основанием для решения о приостановлении или прекращении деятельности. В литературе выделяются два способа реализации данного принципа. Первый  заключается в категорировании фондов земель, а также установлении их целевого назначения, каждое из которых, в добавок к этому, имеет свое целевое использование[6, С. 89-90]. Такой способ имеет наибольшее выражение именно в земельном законодательстве. В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земельный фонд в Российской Федерации по целевому назначению подразделяется на семь категории: земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) землипромышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. При этомземли сельскохозяйственного назначения, например, в соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ, могут использоваться в следующих конкретных целях: ведение сельскохозяйственного производства, создание защитных лесных насаждений, научно-исследовательские, учебные и иные связанных с сельскохозяйственным производством цели, а также для целей аквакультуры (рыбоводство).

Целевое использование земель определяется с учетом экологических характеристик данного объекта. Так, в соответствии с ФЗ РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»[2, ст. 713] и ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях»[3, ст. 1024] принцип целевого использования земель предполагает лечебные цели; отдых населения; сохранение экосистем; научно-исследовательскую деятельность, если она нацелена на разработку и внедрение методов рационального землепользования, которые бы не разрушали экологию и не истощали земли; эффективные методы охраны земель и поддержание биологического разнообразия.

Принцип платности землепользования предполагает взимание в установленном законом порядке платежей за пользование земельными участками и платежей за сбросы загрязняющих веществ в земли, размещение отходов и другие виды негативного антропогенного воздействия, в том случае, если указанные действия не квалифицируются как правонарушения[9, С. 305]. Вместе с тем, платность землепользования выступает одним из элементов экономического стимулирования рационального землепользования.

Платность закреплена во многих законодательных актах, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель (например, ст. 65 ЗК РФ). Не молчит по этому вопросу и судебная практика. Так, в одном из определений Высший Арбитражный Суд РФ высказался, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). И в соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. При этом покупатель — бывший арендатор, обязанность которого по внесению арендной платы прекратилась, — до государственной регистрации перехода права собственности на землю не является плательщиком земельного налога и поэтому обязан в соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ возместить продавцу (арендодателю) расходы по его уплате. Вместе с тем, поскольку публично-правовое образование не уплачивает земельный налог, то в случае, если оно выступает продавцом (арендодателем) земельного участка, в силу пп. 7 п. 1 ст. 1 и ст. 65 ЗК РФ до государственной регистрации перехода права собственности на землю обязательство по внесению арендной платы из ранее заключенного между сторонами договора аренды сохраняется. Следовательно, в этом случае ввиду платности использования земли стороны не вправе установить иной момент прекращения обязанности по внесению арендной платы[4].

Исследуя принцип платности использования земель необходимо отметить ряд обстоятельств.

  1. Несмотря на то, что не все виды землепользования являются платными, а также то, что отдельные категории пользователей могут пользоваться землями бесплатно, принцип платности является общим для всех объектов природы, так как все исключения из правила прямо предусмотрены законом.
  2. Принцип платности является специальным, так как реализован в положениях земельного законодательства о землепользовании. Соответствующими законами урегулирован порядок определения платы за землепользование, ее размеры и т.д.
  3. Важным обстоятельством является то, что законом прямо определяется целевой характер платежей и их направление. Финансирование научно-исследовательских мероприятий по рациональному восстановлению, использованию и охране земель, соответствующих федеральных и региональных программ — их основная задача.

Наиболее часто встречающимся в литературе и наименее развитым в плане использования как средства правового регулирования представляется принцип экосистемного подхода к регулированию землепользования. Наибольшее развитие он получил в ландшафтной экологии, которая рассматривает в качестве главного объекта научного исследования и практики по оптимизации землепользования территориальные единицы в виде интегральной системы[7, С. 5-22]. В действующем законодательстве, регулирующем отношения по землепользованию, также закрепилось понимание земель как сложных природных образований, выступающих неотъемлемыми компонентами окружающей среды, которые взаимодействуют с другими природными компонентами и обеспечивают существование последних, а также экономическое, экологическое и социальное благополучие населения.

Анализ научной литературы и законодательства дает понять, что за последние двадцать лет получил развитие тот аспект экосистемного подхода к регулированию отношений по землепользованию, который основан на правовых требованиях предупреждения, недопущения причинения вреда другим землям и природным объектам, а также окружающей среде в целом.  Эти требования включены и в земельное законодательство (ст. 42 ЗК РФ).

Развитием указанных требований является комплексное землепользование. В праве землепользования под ним следует понимать такое использование потенциала территории, при котором осуществление деятельности наносит наименьший вред другим землям и природным ресурсам, а предпринимательская деятельность оказывает минимальное воздействие на окружающую среду. Такое землепользование должно обеспечивать возрастающие запросы общества путем сбережения ресурсов, рационального  использования всех земель, восстановления и воспроизводства в интересах населения и социально-экономического развития окружающей среды, подвергшегося антропогенному воздействию.

Наименьшее развитие получил другой аспект экосистемного подхода к регулированию, в основе которого находится признание того факта, что регулирование землепользования и охраны окружающей среды осуществляется  на основе одинаковых правовых мер. Данные меры, как отмечает профессор М.М. Бринчук — нормирование и стандартизация, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду, экспертиза, лицензирование и т.д. Помимо этого, в сфере взаимодействия природы и общества имеется множество проблем, которые не могут быть разрешены в отраслевом законодательстве об отдельных природных объектах. В частности, к таким проблемам можно отнести обращение с твердыми отходами производства и потребления, токсичными и радиоактивными веществами, агрохимизацию и др. [8, С. 6-7].Именно поэтому данный аспект анализируемого принципа должен получить большее развитие при совершенствовании законодательства.

Иная ситуация имеет место с принципом рационального землепользования. В земельном праве принцип рационального землепользования рассматривается как основополагающий принцип.  В ст. 1 ЗК РФ отмечено, что настоящий кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в частности, на следующих принципах: — учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; — приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014 г., с изм. от 29.12.2014 г.) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015 г.) // «Собрание законодательства РФ», 14.01.2002 г., N 2, ст. 133.
  2. Федеральный закон от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // «Собрание законодательства РФ», 27.02.1995 г., N 9, ст. 713.
  3. Федеральный закон от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) «Об особо охраняемых природных территориях» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.1995 г., N 12, ст. 1024.
  4. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 г. N 73 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» // «Вестник ВАС РФ», N 1, январь, 2012 г.
  5. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1996. –326 с.
  6. Иконицкая И.А., Краснов Н.И. Правовое регулирование рыночного оборота сельскохозяйственных земель // Право собственности на землю в сельском хозяйстве Российской Федерации. — М.: ИГП ,1996. – 101 с.
  7. Чибилев А.А. Экологическая оптимизация степных ландшафтов. —
    Свердловск: УрО АН СССР, 1992. – 172 с.
  8. Шаретдинов Э.Ф. Природоохранное законодательство Республики Башкортостан: проблемы, пути решения. — Уфа: Издание Башкирской Академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, 1997. – 113 с.
  9. Экологическое право России. Учебник / под ред. В.Д. Ермакова и А.Я. Сухарева. – М., 1997.[schema type=»book» name=»Принцип рационального землепользования как производная принципа природопользования» description=»В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся принципов природопользования и землепользования. Анализируются принципы землепользования и природопользования. Изучаются позиции разных авторов о видах принципов землепользования и их востребованности в законодательстве, отмечаются сильные и слабые стороны последних.» author=»Прошунина Евгения Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх