Наличие научных школ — одна из важнейших характеристик состояния и развития науки. Научные школы — это исторически обусловленные формы организации научной деятельности: группы исследователей, возглавляемой лидером, деятельность которых предполагает «производство» не только научных идей, но и «производство» ученых, без чего невозможно сохранение традиций, передача «эстафеты знаний», а тем самым и существование науки [1]. Это передовые организационные формы науки, дающие основной вклад в развитие интеллектуального потенциала страны.
Состояние научных школ в стране является, фактором, который следует учитывать органам управления наукой при формировании приоритетов, разработке стратегий развития науки и экономики, аттестации и аккредитации НИИ и вузов.
Проблема выявления научных школ, критериев их идентификации является особенно актуальной в современных условиях и служит предметом исследований многих ученых [2-6].
В Казахстане в настоящее время отсутствует системная консолидированная информация об имеющихся научных школах – сформированных и перспективных, стадиях их развития.
Актуальность исследований научных школ в Казахстане обусловлена поставленными Президентом страны перед отечественной наукой задачами вывести все научные организации на международный уровень исследований и публикаций.
Исследование процесса формирования научных школ в республике является актуальным также в связи с проведенной реформой системы подготовки и аттестацией научных кадров высшей квалификации — переходом в 2011 г. в соответствии с Болонским процессом на новую модель подготовки кадров – докторантуру PhD и упразднением двухступенчатой системы «кандидат наук» и «доктор наук», а также системы соискательства. В результате резко сократилось количество ежегодно подготавливаемых научных кадров высшей квалификации, что не могло не сказаться на состоянии научных школ.
В связи с изложенным цель работы состояла в выявлении научных школ, сформированных и развивающихся в Казахстане за годы независимости страны, анализ перспективных направлений научных исследований в Казахстане, их популяризация.
Национальный центр научно-технической информации (НЦНТИ) имеет уникальную возможность на основе анализа фондов диссертаций, проектов НИОКР и отчетов по ним, научно-технических программ, формируемых в ходе госрегистрации с 1993 г., выявить:
-ученых, работающих в определенной отрасли науки, под руководством которых были защищены диссертации;
-установить количество докторских и (или) кандидатских, PhD диссертаций, защищеных за определенный период под руководством данного ученого (научного руководителя);
— тематику исследований;
— наличие последователей у учеников данного руководителя, т. е. нового поколения преемников;
— выявить стадии формирования научных школ (зарождение, развитие, угасание, отпочкование новых направлений исследования).
Методы исследования: документальный, сравнительно-сопоставительный, автоматизированный поиск информации в базах данных.
В качестве критериев наличия научной школы были взяты следующие признанные показатели [3]:
а) наличие лидера, организатора школы, заложившего ее основы и традиции конкретной талантливой и одаренной личности,
б) защита докторских диссертаций последователями по направлениям и тематике, заложенной основателями научной школы не менее 3), и/или
в) защита кандидатских диссертаций по направлениям и тематике, заложенной основателями и первой волной исследователей (не менее 10).
Результаты. Наибольшее развитие в республике получили медицинские науки (221 руководитель, подготовивший 10 и более учеников), экономические (80), филологические (72), педагогические (68), юридические науки (50). В области химических наук и химических технологий выявлено 59 руководителей-лидеров.
Проведенная оценка кадровой преемственности исследований в области химии и химической технологии показала, что подготовку учеников на соискание ученой степени в области химических наук осуществляли 481 руководитель, из которых количество руководителей-лидеров, имеющих 10 или более кандидатов наук и/или 3 и более докторов наук (один из формальных критериев наличия научной школы), составило 40 чел. В области химической технологии из 166 научных руководителей имеют научные школы 19 чел.
Была проведена выборка сведений о защитившихся учениках лидера, ставших в свою очередь руководителями второго и последующих поколений диссертантов и их анализ. Так, 59 научных руководителей первого поколения – лидеров (ранг 1.1) за 1993-2015 гг. подготовили 1188 учеников в области химии и химической технологии, из которых 239 (ранг1.2) стали руководителями второго поколения защитившихся учеников (769 чел.). В свою очередь из 769 учеников второго поколения 64 человека стали руководителями третьего поколения учеников (1.3) и подготовили 125 диссертантов. Из них 4 стали руководителями (1.4) и выпустили по одному ученику четвертого поколения. Контингенты учеников третьего и четвертого поколений ввиду их малочисленности можно расценивать как начинаемые или развивающиеся научные школы.
Дальнейший анализ показал, что только у 10 руководителей- ученых-лидеров ( ранг 1.1) 11 их учеников второго ранга (1.2) подготовили 10 и более учеников, т.е. сами стали руководителями школ. При этом научные направления, заложенные руководителем- лидером, сохраняются в процессе формирования второго уровня школ, что говорит о преемственности научных исследований.
Данные о кадровой численности коллективов научных школ и временных характеристик (даты) защиты диссертаций позволяют провести классификацию научных школ в пределах отраслей науки по выявленным стадиям их развития (зарождение, развитие, увядание). Более половины (32 чел.) из 59 руководителей научных школ в области химии и химической технологии завершили подготовку учеников в 2010 г., у 8 руководителей она прервалась в 2001-2009 гг. Формально это может говорить об угасании научных школ вышеуказанных руководителей. Однако, наличие учеников-продолжателей исследований у руководителей свидетельствует о дальнейшем развитии научных школ.
Из общего числа руководителей-лидеров только 18 чел. осуществляют подготовку учеников новой формации – PhD докторов, хотя и в очень незначительном числе. Тем не менее это говорит о развитии школ этих руководителей
В области химии и химической технологии наиболее развитым и продолжающимся развиваться в республике в настоящее время научным направлением является химия высокомолекулярных соединений, в рамках которого создано максимальное количество школ (11) и подготовлено больше всего учеников (227 чел.), в том числе и докторов PhD. К этой же категории традиционных развивающихся направлений можно отнести технологию неорганических веществ; органическую химию; неорганическую химию, которые также характеризуются большим количеством научных школ и соответственно численностью учеников в сравнении с остальными. Активно развивается направление исследований по биоорганической химии.
Спектр специальностей, по которым каждый лидер осуществлял руководство диссертационными исследованиями, достаточно широк, но в основном, это специальности в рамках общего направления исследований руководителя научной школы.
Вместе с тем, наличие у ученого подготовленных им 10 кандидатов наук или 3-х докторов не является достаточной количественной характеристикой его научной школы, так как исследования его диссертантов могут быть разнообразны по тематике, разноплановы, далеки от основного направления школы и потому лишены преемственности. Их также не следует рассматривать как отпочкование новых направлений от основного традиционного.
Для дальнейшего проведения тематического анализа направлений научных исследований в республике в области химии и химических технологий, соответствия тематики защищенных диссертаций в рамках научных школ выполняемым НИОКР и научно-техническим программам (НТП), из баз данных были отобраны сведения о 1743 темах НИОКР, из которых 499 тем НИОКР реализовались под руководством лидеров научных школ. Как показал анализ, в рамках отобранных НИОКР членами научных школ в области химии и химических технологий было защищено 233 диссертации.
Были отобраны 181 НИОКР , содержащих, судя по тематике, потенциал принципиальной новизны и указывающих на возможность отпочкований научных направлений исследований от традиционных, сложившихся в данной научной школе, часть из которых выполнялась в рамках 41 НТП. Из 181 тематики перспективных НИОКР диссертации были защищены только в результате выполнения 56 НИОКР. Однако сроки защит диссертаций, выполненных в результате исследований по новым перспективным направлениям, которые могли бы послужить началом формирования новых ответвлений научных школ, ограничиваются 2010 г., когда прекратила функционировать двухступенчатая система подготовки научных кадров (кандидат-доктор наук) Как показал проведенный сопоставительный анализ диссертаций и НИОКР последних лет, по новым направлениям исследований относительно традиционных, имеются единичные диссертации, Возможно, в будущем они могут послужить основой новых научных школ или ответвления в рамках прежних, но пока говорить об их формировании (отпочковании) преждевременно.
Заключение Выявлены научные школы в Казахстане по отдельным отраслям науки, составлены реестры ученых-лидеров и их учеников. С целью популяризации информации о научных щколах в Казахстане созданы эдектронные справочники по отраслям и разрабатывается сайт «Научные школы Казахстана».
Список литературы
- Грезнева О.Ю. Научные школы (педагогический аспект). – М., 2003. – 69 с.
- Захарчук Т.В. Научные школы в библиографоведении: особенности формирования // Научно-техническая информация. Сер.1. – 2011. – № 1. – С.19–25.
- Аронов Д.В., Садков В.Г. Научная (научно-педагогическая, творческая) школа в системе российского высшего образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2014. – № 2 (30) – С. 236–245. – URL: http: // www.education.relcom.ru.
- Криворученко В.К. Научные школы // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2011. – № 2 (март – апрель). – URL:https://www.zpu-journal.ru.
- Павельева Т.Ю. К вопросу об идентификации научных школ // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». – 2011. – № 4. – С.83–90. – URL: https://www.vestnik-mgou.ru.
- Захарчук Т.В. Библиометрические подходы к идентификации научных школ// Анализ информации в науке, культуре, бизнесе : сб. ст. / под общ. ред. Г.Ф. Гордукаловой. – СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2013. – С. 94–107. – URL: https://cyberleninka.ru.
*Исследование выполнено в рамках грантового финансирования Комитета науки МОН РК (проект 4599/ГФ4)[schema type=»book» name=»ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА НАУЧНЫХ ШКОЛ — АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ*» description=»Представлены результаты выявления научных школ в Казахстане в целом по всем отраслям науки и в частности оценке состояния и развития их в области химических наук на основе анализа фондов и баз данных защищенных диссертаций, проектов и отчетов о НИОКР, научно-технических программ. » author=»Кульевская Юзефа Григорьевна, Улезько Галина Григорьевна, Галанц Эльвира Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.12.16_33(2)» ebook=»yes» ]