Автомобильная техника является одной из наиболее использованной техники в Вооруженных Силах государств. Она составляет более 80% процентов от общего количества транспортной и боевой техники. Более половины всех имеющихся комплексов и систем вооружения смонтированы на автомобильных базовых шасси, что требует постоянной технической готовности для выполнения боевых задач [1,2]. Поэтому, существенное значение имеет своевременное и правильно организованное автотехническое обеспечение войск для решения следующих задач, которые образуют систему автотехнического обеспечения:
1) Постоянное обеспечение и своевременное укомплектование частей и подразделений автомобильной техникой и автомобильным имуществом, их учет
2) Организация правильной эксплуатации автомобильной техники и поддержание ее в постоянной готовности к боевому использованию
3) Своевременное восстановление вышедшей из строя автомобильной техники и имущества
4) Автоматизация управления автотехническим обеспечением войск
Система автотехнического обеспечения включает в себя органы и объекты управления с информационными каналами прямой и обратной связи и элементами управления: учет, отчетность, контроль, планирование и организация исполнения, передача информации, ее сбор, обработка, сохранность и представление для принятия своевременного и рационального решения.
Поэтому важное значение имеет корректность движения информационных потоков, анализ осуществления, контроль, порядок согласования и корректировки полученной информации, отсутствие необходимого уровня доступа к базе данных автотехнического обеспечения, возможность потери какой-либо части информации и пересечения информационных потоков, необходимость в их защите, накоплении, выполнения прогнозирования и хранения.
В автомобильной службе постоянно принимаются, обрабатываются, хранятся и представляются большие объемы информации по автотехническому обеспечению: нормативные и справочные данные, планирующая и учетно-отчетная документация, данные по автомобильной технике и имуществу, техническому обслуживанию и ремонту, другие данные, влияющие на эффективность автотехнического обеспечения. Кроме того, в службе ведется учет автомобильной техники и имущества, где учитывается наличие и техническое состояние машин, составляются путевые листы, наряды на использование машин, используются данные по моторесурсам, аккумуляторным батареям, автомобильным шинам, исполняются планирующие документы по автомобильной службе, осуществляется контроль над правильной эксплуатацией машин и т.д.
В первую очередь в автомобильную службу поступает информация из вышестоящего органа управления старшего уровня; органа управления воинской части и соединения; органа управления других частей и соединений; местных органов исполнительной власти; органов управления Министерства обороны, других войск и воинских формирований, а также других источников информации. Вся поступившая информация в автомобильную службу может быть, как нормативно-справочного и декларативного, так и исполнительно-инструктивного и директивного характера, которая в автомобильной службе определенным образом обрабатывается и структурируется, храниться, представляется и распределяется по уровням иерархии исполнения, принимается своевременное и целесообразное решение и отправляется исполнителям (адресантам). Выходной поток информации может быть представлен в виде данных (справок-докладов) по учету автомобильной техники, имущества и их техническому состоянию; расходу моторесурсов, горюче-смазочных материалов; количественному и качественному состоянию инженерно-технического состава, ремонтно-восстановительных органов; актов технического состояния автотехники на списание и соответствующий вид ремонта, списания аккумуляторных батарей и автомобильных шин, автомобильного имущества; заявок на истребование запасных частей, актов изменения качественного состояния автоимущества и другой необходимой служебной информации.
Обработанная и представленная соответствующим требуемым образом информация из автомобильной службы передается по уровням иерархии источников информации, часть данных остается в автомобильной службе для хранения, прогнозирования и дальнейшей обработки и передачи по адресатам. Все три объекта (источники информации, автомобильная служба, адресаты) неразрывно связаны между собой, информация, находящаяся в них постоянно перемещается между ними, внутри них. Поток информации рассматривается и представляется нам как непрерывный, непрекращающийся, постоянно изменяющийся цикличный процесс, где указанные источники информации, выступая как внешние воздействия на поток, в то же время и сами участвуют в этом процессе.
Объем обрабатываемых данных определяется списочным и марочным составом автомобильной техники, состоящих по штату в воинской части и соединении. Основными операциями по обработке данных являются сортировка по различным признакам, накопление данных и ввод информации в требуемой форме.
Входной поток данных начинается с информации по обеспечению воинских частей и соединений автомобильной техникой и имуществом, по обоснованному и своевременному их истребованию на основании штатно-табельной потребности с учетом наличия каждого типа машин. Эти данные также могут включать количество автомобильной техники и имущества, находящихся на хранении на складах, их распределение, выдача, перевозка и учет.
Источниками обеспечения воинских частей и соединений автомобильной техникой и автомобильным имуществом могут являться поставки от довольствующего органа по планам снабжения, ремонтно-восстановительного органа, предприятий местной промышленности, объекты списанных машин. Исходными данными для востребования автомобильной техники и автомобильного имущества являются [3]:
- планы эксплуатации и ремонта машин, производственные планы ремонтно-восстановительных органов, планы закладки имущества в неприкосновенный запас;
- нормы расхода автомобильного имущества на ремонт и эксплуатации машин;
- укомплектованность воинских частей техникой и имуществом, парковым оборудованием и его состояние.
Шины и аккумуляторные батареи, поступающие в воинские части, используются в первую очередь для плановой замены шин и аккумуляторных батарей, находящихся в неприкосновенных запасах, а также на машинах боевой и строевой группы.
Таким образом, перед должностными лицами автомобильной службы воинской части всегда стоит задача своевременной обработки информации. Данный процесс сопровождается значительными и постоянно увеличивающимися объемами получаемой и обрабатываемой информации. Движение большого количества информации в процессе управления автотехнического обеспечения войск на каждом иерархическом уровне происходит по определенному общему цикличному процессу, что требует разработки модельного алгоритма и создание информационной системы управления автотехнического обеспечения войск, учитывающей особенности использования автомобильной техники в войсках, эффективность движения информационных потоков и потоков элементов автотехнического обеспечения по пути следования, общие принципы процесса управления активной системой в технологическом цикле автотехнического обеспечения.
Выбор метода моделирования информационных потоков системы автотехнического обеспечения зависит от многих факторов. В данном случае будем использовать макромодели, ориентированные на общее поведение системы и требующие глобальных входных данных [4].
Рассмотрим математическое моделирование потоков системы автотехнического обеспечения, основанном на законе сохранения количества материи по пути потока, по аналогии с потоками жидкости при ее протекании по водостоку [5]. Модель характеризуется плотностью, течением и скоростью потока, ее можно описать при помощи парциальных дифференциальных уравнений первого порядка гиперболического типа.
Исследуем в данном временном интервале участок пути потока элементов автотехнического обеспечения, где скорость потока задается значением функции u (x, t ), а плотность q определена значением функции q (x, t) в точке x и в момент времени t, где t ≥ 0, x∈R. Плотность потоков определяем, как количество элементов потока информации на единицу длины пути. Предположим, что на данном участке установлена максимальная скорость и обозначим ее umax. Тогда можно выразить зависимость скорости от плотности следующим образом [5]:
где qmax является плотностью, при которой поток останавливается, q ≤ qmax .
Другое важное понятие, определяющий характер движения элементов потока – элементы представляющие собой совокупность потока, которые проедут точку x зa определенную единицу времени t. Эту функцию обозначим символом j (х, t).
Поток информации средств можно определить, как
j (q) = u×q (1)
Если на контролируемом участке скорость элементов потока информации будет варьироваться в зависимости от условий, например при аварии линии передачи информации или в связи с приказом об ограничении передачи информации, то в таком случае функция потока не является линейной функцией и будет зависеть от других параметров (максимальная скорость, максимальная плотность элементов потока). Функцию потока можно переписать следующим образом [2]:
(2)
Движение информационного потока можно описать по аналогии с движением потоков жидкости при ее протекании по водостоку, т. е. количество элементов информационного потока, которые поступят на данный участок пути, совпадает с количеством элементов информационного потока, выходящих с этого участка за тот же промежуток времени. Эту зависимость можно переписать в виде парциального дифференциального уравнения первого порядка в форме:
qt + jx = 0 (3)
где, с помощью символа qt или же φx обозначаем первую парциальную производную функцию q (x, t) по переменной t или же первую парциальную производную функцию j (х, t) по переменной х.
Уравнение (3) можно переписать далее в виде
qt + j’(q)qx = 0
где, qx – первая парциальная производная функция q(x,t) по переменной x.
Плотность размещения элементов информационного потока в определенном месте и в определенное время можно установить, если будем знать плотность потока в данном месте и в данное время, т. е. описание ситуации в начале наблюдаемого события в виде начального условия
q(x,0) = q0(x)
где, функция q0 (x) описывает функцию q (x, t) в момент времени t = 0.
Уравнение (3) численно можно решить при конкретных начальных условиях потока элементов автотехнического обеспечения.
Таким образом, для повышения эффективности автотехнического обеспечения следует правильно определить динамику информационных потоков в автотехническом обеспечении войск. Предложена формализованная макроскопическая модель описания потоков элементов автотехнического обеспечения.
Список литературы
- Автотехническое обеспечение подразделений и частей: Учебное пособие. — М: Воениздат, 1973. -196 с.
- Техническое обеспечение соединений и частей сухопутных войск: Учебное пособие. — Кокшетау: Издат. Дом, 2005. — 219 с.
- Организация эксплуатации вооружения и военной техники: Учебник. — Кокшетау: Издат. Дом, 2005. -403 с.
- Й.Елинек, Я.Высока. О подходах в моделировании транспортной динамики // Вестник АГТУ. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. 2014. № 1, с.121-129
- LeVeque R. J. Finite Volume Methods for Hyperbolic Problems/ R. J. LeVeque. Cambridge University Press, 2002. P. 203–213.[schema type=»book» name=»ДИНАМИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В АВТОТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЙСК» description=»В статье рассмотрена динамика информационных потоков в автотехническом обеспечении войск. Предложена макроскопическая модель описания потоков элементов автотехнического обеспечения.» author=»Талыбов Азиз Машаалла оглы» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]