В Самарской области становится все меньше места для строительства все новых городов, новых дорог, где на каждого четвертого человека, проживающего на территории этой страны, приходится личный автотранспорт, проблема конкурентоспособности и эффективности управления городским пассажирским транспортом становится актуальной (Южный город, Кошелев проект). Такими же темпами нарастает проблема экологии в Самарской области [2]. Вода реки Самара испытывает сильнейшую нагрузку. Почвенный покров Самарской области уже не может справляться с техногенными отходами. К техногенным и антропогенным отходам при строительстве автодорог относится:
— нехарактерные загрязнения, внесенные при строительстве дорог;
— технические преобразования;
— климатические воздействия связанные с деятельностью людей при строительстве;
— эстетические воздействия.
И в такой ситуации, задачей первостепенной важности становиться модернизация управления данного направления экономики Самарской области.
Городской транспорт является важным направлением экономики Самарской области со стороны обеспечения основного преимущества города – доступности разных направлений деятельности и взаимодействия. Поставленная организация, эффективность работы ГПТ оказывает влияние на всех жителей Самарской области, а не только на пассажиров, которая зависит от качества автодорожного полотна [1,3].
Основными видами городского пассажирского транспорта являются автобус, троллейбус трамвай и метрополитен.
Рисунок 1. — Классификация городского пассажирского транспорта
В Самаре наиболее распространенным видом городского транспорта является трамвай, что видно из рисунка 2.
Рисунок 2. – диаграмма перевезенных пассажиров за 2009г.
Рисунок 1. Использование транспортом
Экономические особенности перевозок городским пассажирским транспортом являются: выручка от билетов, покрывающая малую часть расходов.
Организационные особенности перевозок городским пассажирским транспортом является более высокая потребность в организации диспетчерского управления и организация транспортного обслуживания в условиях спада потребности в перевозках в пики.
Социальные особенности перевозок городским пассажирским транспортом являются: значимость качества работы.
Эксплуатационные особенности перевозок городским пассажирским транспортом являются: компактность обслуживания, связанная с частыми остановками, устойчивые пассажиропотоки, наименьшая протяженность маршрутов.
На основании ст. 6 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, могут относиться «организация транспортного обслуживания населения и муниципальных предприятий». Однако нет данных в нормативной документации расшифровки понятия транспортное обслуживание. Таким образом, с одной стороны, органы местного самоуправления муниципальных образований несут ответственность перед населением муниципального образования за результаты организации транспортного обслуживания, однако, с другой стороны, федеральное законодательство не определяет, что, собственно, подразумевается под такой организацией.
За этим следует появление проблемы, которая заключается в переносе всей ответственности за организацию транспортного обслуживания городского населения на органы местного самоуправления без предоставления им соответствующих полномочий и соответствующих источников финансирования[4,2].
В федеральном законодательстве Российской Федерации дан перечень полномочий муниципального органа управления городским пассажирским транспортным комплексом.
Таблица 1.
Полномочия муниципальных органов
МОУ ГПТ | — руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;
— осуществляет контроль над работой иных пассажирских перевозчиков, предоставляющих услуги по маршрутным пассажирским перевозкам автомобильным транспортом; — утверждает маршруты маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом; — утверждает графики движения автотранспорта по маршрутам маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом; — привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения пассажирских перевозчиков, действующих на территории муниципального образования; — обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в муниципальном образовании; — организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах и в аэропорту.
|
МОУ ГПТ | — анализирует работу пассажирского транспортного комплекса муниципального образования, по согласованию с ГИБДД вносит предложения по строительству новых, реконструкции, расширению или благоустройству действующих остановок ГПТ
— может принимать решения об организации новых маршрутов, увеличении количества транспорта на маршруте или закрытии действующих маршрутов. Решения принимаются по результатам проведенных исследований пассажиропотока или по многочисленным обращениям граждан — ведет реестр перевозчиков и их автотранспорта, работающего на территории муниципального образования — в целях защиты прав пассажиров МОУ ГПТ имеет право в случае выявления факта предоставления услуг по маршрутным пассажирским перевозкам, не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, приостанавливать предоставление услуг по маршрутным пассажирским перевозкам автомобильным транспортом до предоставления перевозчиком информации или прекращать предоставление перевозчиком этих услуг |
Все остальные полномочия МОУ ГПТ могут трактоваться как не соответствующие действующему федеральному законодательству. Как следствие, закрепление в субфедеральных (региональных или местных) нормативных правовых актах дополнительных полномочий может быть опротестовано на этом основании органами по надзору за соблюдением федерального законодательства, а само исполнение данных полномочий может быть приостановлено.
Нормативно правовым актом Самарской области, соответствующим выше установленным полномочиям, является Закон Самарской области «о пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области», принятом 25 июня 2002 года.
Закон определяет полномочия органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в сфере управления пассажирский транспорт, формы государственной поддержки пассажирского транспорта на территории Самарской области. (гл.1, ст.1)
Правовую основу Закона составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Устав Самарской области, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Самарской области. (гл.1, ст.2)
Глава II полностью посвящена управлению пассажирским транспортом: указанны основные принципы управления пассажирским транспортом (ст.4), разделены и перечислены полномочия Самарской Губернской Думы, Полномочия органов исполнительной власти Самарской области, Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления пассажирским транспортом. (ст.5 , ст.6, ст.7, соответственно).
Основными формами государственной поддержки пассажирского транспорта на территории Самарской области являются, перечисленными в главе III:
а) разработка и реализация областной программы развития пассажирского транспорта;
б) экономическое стимулирование перевозчиков;
в) иные формы в соответствии с федеральным и областным законодательством. (ст.10).
В администрациях большинства крупных городов есть структурные подразделения, ведающие вопросами городского транспорта. Предпочтение отдается схемам с единым структурным подразделением, ведающим вопросами транспорта и содержания городских дорог. Именно таким подразделением является Департамент транспорта Администрации городского округа Самара.
Структура департамента представлена на рис.3:
Рисунок 3 – Структура Департамента транспорта Администрации г.о. Самара (руководителя Департамента транспорта — Титов В. Е.)
Департамент транспорта организует транспортное обслуживание населения автомобильным пассажирским, городским электрическим транспортом и метрополитеном в границах городского округа, способствует реализации государственной политики в сфере городского пассажирского транспорта, обеспечивает в транспортном комплексе формирование единой экономической, инвестиционной, тарифно-ценовой, научно-технической, информационной, кадровой и социальной политики, содействует привлечению внебюджетных источников финансирования развития транспортного комплекса, содействует повышению эффективности работы организации транспортного комплекса и росту конкурентоспособности среди транспортных операторов на рынке транспортных услуг[1,5].
К основным задачам департамента относится:
- Как реализация так и формирование политики и области создания транспортных услуг и организация транспортного обслуживания в рамках городского округа.
- Разработка новых программ по развитию пассажирского транспорта на основании схема транспорта городского округа и контроль за реализацией.
- Обеспечение безопасной и эффективной, а также устойчивой работы городского пассажирского транспорта и увеличения процентной ставки оказания услуг в сфере перевозок.
- Контроль за деятельностью по внедрению и разработки стратегического плана и мероприятий касающихся организации и безопасности дорожного движения.
- Обеспечить организацию работ не только по текущему содержанию, но и ремонту.
Перечислим муниципальные предприятия г.о. Самара, работающие по управлению городским пассажирским транспортом :
Рисунок 4. – Муниципальные предприятия г.о. Самара в сфере транспорта
- «ТТУ» осуществляет виды деятельности:
- Перевозки пассажирские трамваями и троллейбусами;
- оказание сопутствующих услуг пассажирам (продажа транспортных карт «Электронный проездной») и организациям (энергоснабжение);
- выполнение ремонтно-строительных работ;
- оказание коммерческих услуг (реклама, подвеска волоконно-оптического кабеля, сдача металлолома);
- осуществление медицинской деятельности для работников предприятия (санаторий-профилакторий);
- создание условий для отдыха работников предприятия и членов их семей, а также жителей городского округа (база отдыха).
Основной вид деятельности метрополитена — это перевозка пассажиров.
Кроме этого, осуществляется:
— работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в целях обеспечения безопасности пассажирских перевозок;
— обеспечение работоспособности электрических сетей, передача электроэнергии и др. виды деятельности.
При строительстве метрополитена затрачивается огромный комплекс технических и организационных сил и мероприятий, не все регионы могут осилить и технически подготовиться к строительным работам. В Самаре работы связанные с метрополитеном, как строительство, так и реконструкция поручены и выполняет министерство строительства. Для того чтобы выполнить программу по строительству метрополитена в Самаре, необходимо постоянное финансирование. Возникающие конфликты между строительством и средой обитания очень серьезны.
Наибольший процент загрязнений в окружающую среду вносит строительство, часть которой попадает и на автодороги. Асфальтирование все больших площадей поверхности в Самарской области, не только исключает часть земли, но и изменяет режим грунтовых вод, испарение и т.д., что в итоге меняет систему биогеоценоза. На сегодняшний день статистические данные не представлены, так как никому не известен % поверхности земли который может быть закрыт непроницаемой оболочкой, чтобы нанести ущерб непоправимый. Инженерами- строителями в первую очередь должны учитываться все виды воздействия на природу при строительстве автодорог, а также предложены меры по защите окружающей среды.
Меры по защите окружающей среды , на наш взгляд, могут быть:
-защита геологической и гидрогеологической среды;
-борьба с различными химическими, тепловыми загрязнениями;
-экономное расходование ресурсов земли Самарской области;
-восстановление земли после строительных работ;
-своевременная утилизация отходов
-создание экологически чистых дорог;
-обязательный мониторинг с целью проведения своевременных решений.
Начиная строительство дороги в любом районе Самарской области необходимо применять рациональную планировку учитывая не только рельеф местности, но и район застройки. Необходимо чтобы архитектурные аспекты вписывалась в окружающую среду. Основным направлением является сохранение поверхности земли и рельефа Самарской области, при этом развивать строительство метрополитенов и подземных переездов. Инженер обязан знать правовые вопросы, касающиеся охраны окружающей среды, свои права и обязанности.
Список литературы:
- Филатова А.В., Иванов И.С., Михайлов А.В. ,Мордяшов А.А. Мониторинг автомобильных дорог// Пути улучшения качества автомобильных дорог: Сборник статей. / Под.ред М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова; СГАСУ. Самара,2015.-.С. 206-211
2.Филатова А.В., Мухамеджанов Г.К. Состояние и перспективы развития производства и применение нетканых материалов в России и странах таможенного союза// Пути улучшения качества автомобильных дорог: Сборник статей./ Под.ред М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова; СГАСУ. Самара,2015.-.С. 211-217
- Филатова А.В. , Зуев М.С. Причины образования колеи и их исследования// Пути улучшения качества автомобильных дорог: Сборник статей. / Под.ред М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова; СГАСУ. Самара,2015.- С.202-206
- Филатова А.В. Информационные ресурсы поддержки бизнес-процесса на примере предприятия по строительству автодорог (статья)//Вестник Самарского государственного университета: Серия «Экономика и управление». – Самара, 2015. — № 5(127).-С.69-75
- Филатова А. В., Епищенко А. С. Геодезическое обеспечение при строительстве мостов// Международный Научный Институт «Educatio» № 9 (16) / 2015 стр.123-126[schema type=»book» name=»ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОГ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» description=»В статье рассматриваются проблемы и решения эколого-экономические при строительстве дорог и их использовании различными видами транспорта. Почвенный покров Самарской области уже не может справляться с техногенными отходами. Городской транспорт является ключевой сферой экономики Самарской области с точки зрения обеспечения ключевого преимущества города – доступности разнообразных видов деятельности и взаимодействия. » author=»Филатова Анастасия Викторовна, Саморуков Сергей Сергеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-27″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]