Знания в области качества в настоящее время становятся необходимым условием успешного функционирования любой организации [2, с.134]. Управление качеством – это вид деятельности, направленный на грамотное внедрение современных идей и методов менеджмента качества на предприятиях из разных секторов экономики. Программа обучения бакалавров направления «Управление качеством» предусматривает инженерную и менеджерскую подготовку. Основная задача подготовки бакалавров в этой области – это сочетание технических знаний в области качества и сертификации с теоретической подготовкой в сфере менеджмента и практическими навыками управления. Инженерная подготовка включает изучение методов и средств управления качеством на основных этапах жизненного цикла технической продукции: при проектировании и конструировании (когда закладывается 70% качества), изготовлении (обеспечивается 20% качества) и эксплуатации изделий (поддерживается достигнутый уровень качества). Область профессиональной деятельности — это экспертиза и управление качеством продукции, технологий, систем функционирования производств, сертификация, а также аудиторская, информационно-аналитическая, консультационно-педагогическая и иная деятельность по управлению и обеспечению высокого качества товаров и услуг [4, с. 3]. Современный рынок труда требует от человека умения самостоятельно приобретать и использовать на практике полученные знания, умения сотрудничать, общаться, адаптироваться к новым обстоятельствам, самостоятельно находить пути решения проблем. Требованием к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата является использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [1, с. 43].
В число дисциплин общепрофессиональной подготовки бакалавров направления «Управление качеством» входит инженерная графика. Цели дисциплины: обеспечение выпускникам знание общих методов построения и чтения чертежей, знание алгоритмов решения проектно-технических задач; составления конструкторской и технической документации производства, с помощью ручных и автоматизированных технологий. Задачи дисциплины: развитие пространственного представления, конструктивно-геометрического мышления, изучение способов получения чертежей на уровне графических моделей и умению решать на этих чертежах задачи, связанные с пространственными объектами и их зависимостями, овладение геометрическим конструированием с помощью построений на проекционных чертежах. Освоение программы дисциплины «Инженерная графика» позволит сформировать у обучающегося общекультурные и профессиональные компетенции. Формирование всех компетенций позволит ему владеть нормативами проектной деятельности и навыками составления рабочих проектов, отчетов, а также уметь использовать принципы графического представления пространственных образов, систему проектно-конструкторской документации и правила выполнения чертежей.
Основная структура дисциплины предусматривает два вида учебной работы студента: аудиторные занятия и самостоятельная работа студента. Наибольшее количество часов выделяется на самостоятельную работу. Поэтому по завершению семестра в качестве итоговой аттестации предусмотрен не только экзамен, но и, как средство оценки самостоятельной работы обучающегося, используется бальная оценка защиты курсовой работы по дисциплине.
На вводном аудиторном занятии преподаватель представляет студентам перечень основных разделов и тем дисциплины, распределяя их по видам учебной работы. Структурирует самостоятельную работу по видам деятельности: указывает методы подготовки к лекциям и практическим занятиям, объясняет порядок выполнения графических работ по каждому разделу, выдает задания на курсовую работу. А также рассматривает виды контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств.
Лекция как организационная форма обучения – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а слушатели активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. В качестве активной составляющей лекции по инженерной графике в рамках предусмотренных учебным планом часов интерактивного обучения в начале каждой лекции проводится активный опрос вида «Мозговой штурм». Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи.
Практические занятия составляют важную часть подготовки бакалавра инженерно-экономической сферы и должны быть направлены на закрепление теоретических знаний студентов и формирование у них профессиональных навыков и умений в процессе решения профессионально ориентированных задач. Для бакалавров направления «Управление качеством» предусмотрено проведение практических занятий по инженерной графике в интерактивной форме. В качестве интерактивной формы проведения практических занятий предлагается использовать деловую игру «Нормоконтроль».
Деловые игры прочно заняли одно из первых мест среди интерактивных методов обучения. Деловая игра относится к групповой форме обучения, в которой реализуются основные психолого-дидактические принципы: проблемность, игровое моделирование содержания профессиональной деятельности, совместная деятельность и взаимодействие студентов.
Данная форма занятия предусматривает предварительный этап, который ставит своей целью подготовить студентов к участию в игре. Студенты знакомятся с объектом делового моделирования — конструкторским бюро, исходными данными, целью игры, функциями участников, их ролевыми целями, а так же с системой оценивания деятельности участников деловой игры. Учебная цель: привитие практических умений и навыков, а также приближение процесса обучения к профессиональной деятельности.
Занятие состоит из двух этапов: критическая ситуация и производственное задание. На первом этапе занятия студентам предъявляются описания типичных производственных ситуаций, в ходе анализа которых осуществляется рефлексирование границ ситуации, постановка множества вопросов, детализирующих ситуацию, осознание собственных и заданных преподавателем целей. На втором этапе — на этапе разработки, конструирования задачи студент приобретает профессиональные навыки моделирования наличной ситуации, приобщаясь тем самым к моделированию как универсальному способу освоения действительности. В тоже время, студенту предоставляется более полная самостоятельность в выборе средств и методов решения задач.
Студенты делятся на две подгруппы, в данном случае, на два отдела конструкторского бюро. Из наиболее сильных студентов выбираются начальники отдела и нормоконтролеры. Начальник отдела выдаёт производственное задание конструкторам; намечает порядок выполнения работы вместе с отделом; руководит работой конструкторов и конструирует; следит за работой и дисциплиной отдела; утверждает чертежи; составляет отчёт о работе отдела. Нормоконтролер проверяет чертежи в соответствии с требованиями ГОСТ.
Применение деловых игр позволяет значительно повысить интерес к дисциплине; развить самостоятельность и умение нестандартно мыслить; усилить профессиональное направление обучения.
В процессе самостоятельной работы, студент как субъект будущей профессиональной деятельности приобретает новые знания, преобразует их в соответствии со своими целями и ценностями, превращая тем самым в собственное достояние. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности [3, с.114]. Введение курсовой работы, как вида самостоятельной работы позволяет решить следующие задачи:
- систематизация, закрепление, углубление и расширение теоретических знаний и практических умений, полученных студентом по дисциплине «Инженерная графика» в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами;
- развитие навыков проведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования в рамках избранной темы.
- представление полученных результатов исследования в соответствии с установленными требованиями и публичная их защита.
Цель курсовой работы «Разъемные соединения деталей машин»: изучить правила выполнения эскизов деталей, сборочного чертежа и спецификации в соответствии ГОСТ ЕСКД. Курсовая работа состоит из двух частей: пояснительная записка и графическая часть. Для выполнения курсовой работы студент получает на кафедре индивидуальное задание в виде детали «Вал» и геометрических параметров детали «Колесо зубчатое».
Структурными элементами пояснительной записки к курсовой работе являются:·титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников. Приложением к пояснительной записке является спецификация к сборочному чертежу.
Структурными элементами графической части являются: эскизы двух деталей, сборочный чертеж «Вал — зубчатое колесо».
Преподаватель осуществляет непосредственное руководство и контроль над процессом выполнения курсовой работы; рекомендует студенту необходимую научную и методическую литературу; справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по теме; проводит необходимые консультации; проверяет выполнение курсовой работы по частям и в целом.
Подготовка бакалавров направления «Управление качества» то есть объем и характер получаемых ими знаний определяются требованиями будущей профессиональной среды. Изучение инженерной графики вносит серьезный вклад в развитие профессиональной компетентности, проявляющейся в интегрированной характеристике качеств личности, имеющей процессуальную направленность, мотивационный аспект, базирующаяся на знаниях, проявляющаяся в деятельности.
Список литературы:
- Горбань Н.А. Реализация компетентностного подхода при изучении графических дисциплин. /Н.А. Горбань, А.В. Горбань, С.С. Шестериков Материалы НПК «Авиамашиностроение и транспорт Сибири».- Иркутск, 2013. –С. 42-46.
- Иванов В.Г., Приймак Е.В., Биктагиров И.А. Подготовка специалистов по качеству для предприятий нефтегазохимического комплекса в условиях формирования системы технического регулирования. // Высшее образование в России. 2012. №11. С. 134–139.
- Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2000, с.114-115
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 221400 «Управление качеством».[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»» author=»Горбань Наталья Алексеевна, Горбань Анна Викторовна, Солдатова Мария Дмитриевна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]