Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Пути создания и развития поискового и спасательного обеспечения морской деятельности в Российской Федерации



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Пути создания и развития поискового и спасательного обеспечения морской деятельности в Российской Федерации // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Технические науки. ; ():-.

Введение

По данным региональных центров мониторинга судов в российских водах Дальневосточного бассейна сосредоточено более 2500 российских рыболовных судов, до 1000 иностранных рыболовных судов и около 1500 транспортных судов. Наличие значительного количества флота на ДальнемВостоке и отсутствие эффективной системы контроля безопасности мореплавания со стороны федеральных властей сказывается на уровне аварийности Дальневосточного региона.

В связи с активизацией деятельности по разведке, добыче нефти и газа на шельфе Охотского моря, строительством новых нефтяных терминалов и, соответственно, увеличением транзитных перевозок нефти и газа в регионе, значительно возросла потенциальная опасность аварий с танкерами и соответственно увеличилась вероятность разливов нефти.

Значительное увеличение количества судов маломерного флота в регионе Дальнего Востока, а это катера и яхты, существенно увеличил риски  возникновения аварийных ситуаций.

Обеспечение безопасности мореплавания и контроль со стороны государства над ее исполнением судовладельцами сегодня как никогда актуальны. Сейчас достаточно хорошо структуры министерства транспорта осуществляют только контроль над выходом и входом судов в российских портах. А в море его нет. По вопросу об административной реформе надо констатировать, что Минтранс РФ, разделив функции контроля и функции управления отраслью, реально потерял контроль над безопасностью мореплавания.

 

 

 

Таблица 1

Итоги деятельности МСКЦ и МСПЦ РФ за 2001-2011 годы

Итоги деятельности морских спасательных центров и подцентров, относящихся к ФГБУ «Госморспасслужба РФ», за 2001 — 2011 годы и представленные в таблице 1, показывают, что число аварийных случаев на морских бассейнах Российской Федерации продолжает оставаться стабильно высоким.

Последние события, связанные с высоким уровнем аварийности флота и гибелью людей, обязывают пересмотреть существующие подходы к существующей системе безопасности судоходства и организации поисковых и спасательных работ в море.

Предлагаемые решения и рекомендации связаны с деятельностью морского спасательного подцентра Петропавловск-Камчатский и его районом ответственности в Охотском и Берингово морях.

Постановка вопроса

В статье предлагается создание береговых автоматизированных систем безопасности мореплавания и поисково-спасательных работ. При разработке автоматизированных систем учитываются следующие принципы:

  • принцип системности, требующий, чтобы между структурными элементами были установлены такие связи, которые должны обеспечить целостность автоматизированных систем и ее взаимодействие с другими системами;
  • принцип развития, требующий, чтобы автоматизированная система создавалась с учетом перспектив дополнения и обновления ее функций;
  • принцип совместимости, требующий, чтобы при создании автоматизированных систем были реализованы информационные интерфейсы для ее взаимодействия с другими системами.

Предложенные решения обеспечат государственным структурам контроль безопасности мореплавания и эффективную организацию поисково-спасательных работ на море в северо-восточной части Дальневосточного бассейна.

На современном этапе развития морской отрасли, как и другой морской деятельности, проблема эффективного государственного управления безопасностью мореплавания и проведением поисково-спасательных работ на море, приобретает все большее значение. Решение этих проблем потребует развития теоретических основ и методологии, а так же создания, как автоматизированных систем поиска и спасания на море, так и систем безопасности мореплавания. Необходимость внедрения автоматизированной системы поиска и спасания, как части безопасности мореплавания, определяет актуальность исследования.

Цель и задачи

Основной целью исследования является оптимизация системы поиска и спасания на море и разработка как нормативного, так и методико-математического и автоматизированного обеспечения поисково-спасательных работ. Поставленная цель определяет основные задачи исследования, в число которых могут входить:

-исследование принципов и особенностей построения методико-математического обеспечения поисково-спасательных работ в море;

-разработка логической схемы информационного обмена между участниками взаимодействия при проведении поисково-спасательных операций;

-разработка методических положений по оценке качества и эффективности проводимых спасательных операций;

-создание эффективной системы информационного обмена между участниками поиска и спасания на море.

 

 Методика

При решении поставленных в статье задач использовались: действующий в России методический инструментарий по созданию и обеспечению системы поиска и спасания на море, теоретические и методические положения в области информатики, экономики и управления бассейновыми аварийно-спасательными формированиями, а так же методы системного анализа, экспертных оценок, современные технические и программные средства.

Исследование вопроса

Сложившаяся ситуация с аварийностью флота обуславливает необходимость создания эффективных систем. К созданным региональным центрам мониторинга судов в свое время было добавлено спутниковое позиционирование. Объективные данные о местоположении судов на основе спутниковых технических средств контроля качественно повысили эффективность проведения поисково-спасательных работ на море. Но назрела необходимость оптимизировать процесс поиска и спасания и предложитьразличные технические решения в районах ответственности морских спасательных центров и подцентров МСКЦ (МСПЦ)для успешного проведения и завершения спасательных операций[1,с.320]. Для этих целей может быть предложена разработка автоматизированного обеспечения безопасности мореплавания и спасательных операций. Теоретические и методические вопросы в области теории и практики поиска и спасания на море, создания автоматизированных и информационных систем изложены в научных трудах различных научных организаций. Одной из ведущих организаций является закрытое акционерное общество «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота»  (ЦНИИМФ). Несмотря на наличие теории и методики организации поисково-спасательных работ, их реализация в конкретных условиях реального поиска и спасания требует дополнительных исследований в нормативном, методико-математическом и автоматизированном обеспечении.

Основными составляющими информационного обеспечения системы поиска и спасания сейчас являются данные спутникового позиционирования судов и доклады от судов-спасателей. И если данные спутникового позиционирования – это информация о местонахождении судна, полученная в автоматическом и независимом от действий экипажа судна режиме, то доклады  от судна, которые формируются командным составом,  могут содержать как ошибочные, так и другие неумышленные искажения. Последние могут быть связаны с жесткими условиями работы в море и объемом докладов, поэтому с одной стороны доклады должны быть компактны, с другой – содержать достаточный набор данных, необходимых для расчетов района поиска и принятия решений [2,с.60].

Рис.1. Схема информационного обмена данными при аварии в море.

Схема информационного обмена данными между судами в море и МСКЦ (МСПЦ) при авариях в существующих условиях представлена на рис.1. Но для    обеспеченияпоиска и спасаниясейчас этого не достаточно[1, с. 258].

Для судов, занятых поисково-спасательными операциями предлагается другая схема (рис.2),которая будет функционировать следующим образом:

1.Данные позиционирования, доклады судов-спасателей и другая информация поступают МСКЦ (МСПЦ).

2.После автоматической и интерактивной обработки информации формируется единая база данных системы поиска и спасания.

3.Пользователям, привлеченным к организации поиска, спасания и взаимодействия, предоставляется доступ к информации системы поиска и спасания.

4.На основании  сформированной базы данных на МСКЦ (МСПЦ) производятся расчеты по проведению поисково-спасательных работ в текущем режиме для каждого участника спасательной операции (суда-спасатели, морские суда в районе, летательные аппараты), передаются целевые указания для судов-спасателей, производится взаимный обмен информацией.

Рис.2. Структура информационных потоков при проведении поиска и  спасания на море.

Подобная схема исключает получение неточной или искаженной информации через посредников и соответствует правовым документам по поиску и спасанию. При этом, исключив промежуточные звенья, схема оказывается простой, затраты на эксплуатацию снижаются и значительно быстрее обработанная информация поступает к пользователям (судам-спасателям).

Рис.3.  Алгоритм принятия решения персоналом МСКЦ (МСПЦ)при получении сигнала бедствия.

Основой успешного проведения поисково-спасательной операции является правильный и быстрый расчет района поиска. При аварии в удаленных районах Мирового океана радиус района поиска находится в пределах 7-9 миль, а в прибрежной зоне 3-3,5 мили.Эти величины могут быть приняты для первоначальных расчетов поиска, а затем в процессе анализа всей имеющейся информации корректируются с целью повышения эффективности поиска[1, с. 298].

Методика таких расчетов должны быть известна как экипажам морских судов, так и сотрудникам морских спасательных центров. На начальном этапе спасательных операций необходимо рассчитать и нанести на морскую карту с учетом ветра и течения район поиска и направить туда имеющиеся в распоряжении спасателей воздушные и морские суда [1,с.138].Далеепридется последовательно корректировать район поиска с учетом изменяющихся погодных условий. Учитывая, что спасание на море может происходить на границах поисково-спасательных районов Российской Федерации и иностранных государств, а так же то, что в спасательных операциях могут принимать участие  спасательные центры иностранных государств, в целях взаимопонимания между спасателями необходимо знать общие подходы к организации спасательной операции [2,с.44]. Для этого предлагаетсяруководствоватьсядокументомМеждународное авиационное и морское наставление по поиску и спасанию (IAMSAR). Данное наставление по поиску и спасению на море подготовлено экспертами ИМО и Международной организации гражданской авиации (МКАО) и является международным единым признанным руководством в вопросах организации и предоставления услуг по поиску и спасанию на море (САР- SAR). На рис.3 получении сигнала бедствия[1,с.410].

Схема взаимодействия основных организационных структур поиска и спасания

Предлагаются некоторые решения в целях развития системы обеспечения поиска и спасания на море, которое заключается в информационнойподдержке судов, занятых поиском и спасанием[4, с. 27]. Для этого в структуре МСПЦ Петропавловск-Камчатский предлагается создать экспертную группу реагирования при инцидентах на море. Схема взаимодействия основных организационных структур спасательного центра и регионального центра мониторинга судов в Петропавловске-Камчатском (КЦСМ) при организации поисково-спасательных работ в море представлена на рис.4. Этапы совершенствования деятельности МСПЦ Петропавловск-Камчатский представляются следующим образом. На основе современных компьютерных технологий и программ оптимизируется деятельность подцентра при проведении поисково-спасательных работ. Такое обеспечение является оптимальным с точки зрения эффективного использования программно-технического обеспечения, информационных технологий и людских ресурсов. Полностью решаются задачи сбора, обработки и хранения данных, регистрации этапов поисково-спасательных работ, применения и развития программно-математических средств[4, с. 85].

Составляющими системы информационного обеспечения судов-спасателей являются первичные данные спутникового позиционирования, данные от участников спасательной операции, других источников, а так же электронно-картографический материал,расчеты и аналитические выводы,выполненные экспертной группой спасательного центра.

С учетом технических возможностей пользователей доступ к данным поиска и спасания обеспечивается посредством телекоммуникационных каналов связи  с использованием технологий удаленного доступа. В составе этих технологий может работать Web-интерфейс с электронно-картографическим комплексом и выходные аналитические расчеты.

Рис.4. Схема взаимодействия организационных структур МСПЦ Петропавловск-Камчатский и КЦСМ при поиске и спасании.

Системы информационнойподдержки судов-спасателей

Предлагается рассмотреть создание системы информационного обслуживания судов-спасателей, занимающихся спасанием на месте аварии[3, с. 774]. Большинству участников спасательной операции необходимы не сами данные системы поиска и спасания, а результат их обработки в виде аналитических материалов и расчетов[1, с. 82]. Обработкой запросов и формированием аналитических данных и расчетов занимаются эксперты спасательного центра. Эта работа требует больших затрат времени и высокой квалификации. В результате возможного увеличения числа пользователей базы системы поиска и спасания, возможного роста количества запросов может встать проблема повышения оперативности обработки и предоставления информации на запросы. Анализ поступающих запросов показывает, что большинство из них носит систематический характер. Они  могут быть объединены в группы и предоставлены в виде запросов. Для интенсификации процесса ответов на формализованные запросы может быть реализована технология обработки аналитических выходных форм. Данная технология предполагает, что пользователи базы системы поиска и спасания предоставляется удаленный доступ на получение аналитических данных через электронную почту. Пользователь отправляет электронное письмо с формализованным запросом на электронный почтовый ящик и через некоторое время получает электронное письмо с вложенным ответом на запрос. В данном случае подразумевается прямая и обратная связь аварийного судна с МСПЦ, а также связь со всеми судами в районе аварии, в том числе и с  координатором надводного поиска и другими участниками взаимодействия при спасании. [4, с. 125] Схема обработки данных приведена на рис.5.

Последовательность обработки информации следующая:

-получение электронной почты, разбор информации (формализованного запроса) и проверка прав доступа пользователя, пославшего запрос;

-постановка задания в очередь;

-запуск процесса формирования выходного документа;

-формирование документа на основе базы данных поиска и спасания;

-отправка результатов пользователю.

Если вопрос, интересующий пользователя, не входит в перечень формализованных запросов, то его обработка и выдача ответа выполняется экспертом в ручном режиме. В последующем, если подобные запросы носят систематический характер, предусмотрена возможность расширения перечня формализованных запросов. Модульная структура позволяет расширять перечень формализованных запросов при минимизации средств на модернизацию.

Рис.5. Схема функционирования  обработки аналитических данных  при проведении поиска и спасания на  море.

Технология обработки аналитических расчетов позволяет:

-автоматизировать работу экспертов и повысить производительность их труда;

-повысить оперативность предоставления аналитической информации пользователям;

-обеспечить надежность предоставляемой информации.

Результаты внедрения позволят оптимизировать процессы поиска и успешно завершить поисково-спасательную операцию.

Результаты аналитической работы экспертов спасательных центров могут отслеживаться в «Госморспасслужбе» России и Государственном морском спасательно-координационным центре (ГМСКЦ) [1, с. 42]. Возможно осуществление обратной связи, в результате которой в региональные центры может поступить корректирующая информация. Налаживается отчетная информация по проведенным аварийно-спасательным работам, возможность архивировать отчетную информацию. По результатам информационного обмена ведется статистика аварийных случаев в районе ответственности МСПЦ Петропавловск-Камчатский. Анализ статистики позволяет оценить эффективность взаимодействия МСПЦ Петропавловск-Камчатский с другими структурами при проведении поиска и спасания в направлении организации качества этого взаимодействия, выработать направления и действия на снижение аварийности в регионе[4, с. 183].

Техническое обеспечение расчетов поисково-спасательного района

Расчеты, связанныесо спасаниемна моремогут обеспечиваться информацией от независимых источников: автоматических гидрологических станций (автоматические буи), автоматических метеорологических станций, судовых автоматических метеорологических станций и других источников. Такие источники в автоматическом режиме могут работать автономно продолжительное время.Приобретение, размещение и эксплуатация таких автономных источников информации не требуют больших денежных вложений. Автоматические станции можно размещать на действующих маяках, а гидрологические буи — вместах активного судоходства. Формирование данных для спасательных центровпредлагается по схеме, представленной на  рис.6. Направление и сила ветра, течения, которые существенно влияют на дрейф аварийного объекта или его спасательные средства и затрудняют точность расчета местонахождения этих объектов без точной информации. Непрерывная передача информации о численных значениях гидрометеорологических факторов  от автоматических станций значительно повышают вероятность быстрого обнаружения аварийного объекта в море.

Рис.6. Схема формирования данных для расчетов поисково-спасательного района.

Береговые автоматизированные системы обеспечения безопасности судоходства и спасательных операций

Предлагаемое в статье внедрение автоматизированных систем безопасности мореплавания и спасания на море охватывает район, изначально примыкающего к порту Петропавловск-Камчатский, где возможно поэтапное практическое размещение таких систем. При наличии уже существующей инфраструктуры последовательное размещение подобных систем, подсистем и компонентов в портах Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Провидение позволил бы обеспечить в северо-восточной части Дальневосточного бассейна безопасность судоходства, а район ответственности морского спасательного подцентра (МСПЦ) Петропавловск-Камчатский автоматизированными системами поиска и спасания.

В статьерассматривается концепция создания и размещения береговой автоматизированной системы обеспечения безопасности судоходства. В неемогут войти: система управления движения судов (СУДС), международная автоматизированная система оповещения (НАВТЕКС),глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), автоматическая идентификационная система АИС, радиотехнические системы безопасности мореплавания (РТСБМ), береговые радиолокационные станции (БРЛС), автоматические гидрометеорологические станции, дифференциальные подсистемы спутниковых навигационных систем. Эта система, обеспечивая безопасность мореплавания на подходах и в порту Петропавловск-Камчатский, способна качественно обеспечить поиск и спасание на море в прибрежной зоне Авачинского залива, примыкающего к порту Петропавловск-Камчатский, как и на акваториях морей других портов. Защита российских интересов в Мировом океане, включая территориальные воды и экономическую зону, комплексное решение проблем поиска и спасания на море, безопасности мореплавания и международные обязательства России требуют организации высокоэффективного государственного контроля безопасности судоходства, поисково-спасательного обеспечения на основе использования современных и перспективных радиоэлектронных систем и информационных технологий. До настоящего времени в Авачинском заливе и Авачинской губе отсутствует автоматизированная система безопасности мореплавания и обеспечения поисково-спасательных работ. Предлагается комплексное исследование по внедрению таких систем, направленное на то, что бы порт Петропавловск-Камчатский считался безопасным для всего морского сообщества, а обеспечение поисково-спасательных и аварийных работ в прилегающем морском районе было высокоэффективным.

Высокий уровеньаварийности флота свидетельствуют об ослаблении государственного контроля судоходства, безопасности мореплавания в целом и низком уровне проведения поисково-спасательных работ.

Создание автоматизированных систем безопасности судоходства, поиска    и спасания на море, способных решать комплекс задач государственного значения давно назревшая необходимость. Системы безопасности мореплавания в Авачинской губе и Авачинском заливе решает задачи безопасности мореплавания, государственного контроля судоходства на акватории порта Петропавловск-Камчатский и на подходах к нему, организации поиска и спасания в прибрежной зоне, местах активного рыболовства в комплексе с действующими системами гидрографического и метеорологического обеспечения судовождения.

Целями создания автоматизированных систем являются:

— модернизация аппаратуры морского района А1/А2 ГМССБ;

— эффективный контроль и регулирование судоходства с помощью системы управления движением судов;

— эффективное проведение аварийных и спасательных работ;

— поэтапное внедрение и развитие других технических систем и компонентов, обеспечивающих поиск и спасание на море, безопасность мореплавания и государственный контроль судоходства в соответствии с международными требованиями и стандартами.

Последовательность внедрения автоматизированных систем обеспечения безопасности мореплавания, поиска и спасания на море представлена на рис.7.

Рис.7. Схема поэтапного внедрения автоматизированных систем в зоне ответственности МСПЦ Петропавловск-Камчатский.

Внедрение автоматизированных систем поиска и спасания на море в зоне ответственности МСПЦ Петропавловск-Камчатский предлагается разделить на три этапа:

1-й этап – в портах Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Провидение, имеющих готовую инфраструктуру, создаются или модернизируются районы А2/А1 ГМССБ, АИС, НАВТЕКС,СУДС, БРЛС, РТСБМ, используются антенны восточной цепи системы «Чайка» для передачи навигационных и метеорологических сообщений в интересах безопасности мореплавания. Устанавливается доступ информации в спасательный подцентр[2, с. 50].

2-й этап – размещаются автономные автоматическиеметеорологические станции на маяках морского побережья и других расчетных точках, устанавливаются автоматические гидрологические станции в местах активного судоходства.

3-й этап – контролируется перекрытие морского района ответственности МСПЦ Петропавловск-Камчатский всеми системами, проверяется работа автономных автоматических станций на своих частотах и делаются соответствующие объявления для мореплавателей. Организовывается доступ информации в спасательный подцентр Петропавловск-Камчатский. Таким образом, решаются проблемы безопасности судоходства и спасания на море.

Заключение

Приведены основные результаты в проведенном исследовании:

  1. Разработана принципиальная логическая схема информационного обмена данными при проведении поиска и спасания, обеспечивающая обработку информации в реальном масштабе времени и высокий уровень организации взаимодействия участников поиска и спасания на море.
  2. Создана процедурная модель, позволяющая осуществлять контроль качества работы системы поиска и спасания.
  3. Предложены технологии информационного взаимодействия участников поиска и спасания на море.
  4. Полученные в работе результаты имеют общий характер и могут быть использованы для создания, развития и совершенствования береговой автоматизированной системы обеспечения поиска и спасания на море.
  5. Рекомендован методологический подход совершенствования системы поиска и спасания.
  6. Разработана структура и отчетность судов-спасателей по проведению поиска и спасания.

Таким образом, за счет  размещения береговых автоматизированных систем безопасности судоходства и совершенствования деятельности спасательных центров, следует ожидать снижение аварийности, уровень безопасности судоходства и спасания на море станет выше. Но не следует ожидать мгновенных результатов. Создавая систему, необходимо наладить ее работу.Вполне понятноопределятся функции государства, федеральных и региональных органов в обеспечении морской деятельности, а так же деятельность судовладельцев. Работаморских спасателей МСКЦ (МСПЦ) при этом становится понятной и прозрачной. Каждый должен профессионально заниматься своей деятельностью и не превращать друг друга в статистов.

Список литературы:

1. Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасанию (Наставление ИАМСАР), книга III – «Подвижные средства», — СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 4-е издание, исправленное и дополненное, 2010. — 443 с. Серия «Судовладельцам и капитанам», выпуск 14. 

  1. Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979г (САР-79) с поправками 2004г., -СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, изд.1998. -63 с. Серия «Судовладельцам и капитанам», выпуск 12.
  1. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74). (Консолидированный текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками), — СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2002. — 774 с.
  1. Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию, том II Координация операций, издание первое 1999 года, Лондон/Монреаль,1999. -386 с.[schema type=»book» name=»Пути создания и развития поискового и спасательного обеспечения морской деятельности в Российской Федерации» author=»Коровин Анатолий Георгиевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found