Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Технические науки. ; ():-.

Прошло уже более года, как Ростехнадзор не утверждает, а регистрирует заключения экспертизы промышленной безопасности в уведомительном порядке [1]. При этом вопросы подтверждения надлежащей компетентности экспертов и экспертных организаций пока полностью не решены, ввиду ослабления контроля со стороны государственных структур, качество проведения экспертизы промышленной безопасности заметно ухудшилось.

Снижение требований и контроля способствовали приходу на рынок экспертизы промышленной безопасности огромного количества экспертных организаций (ЭО), которые не соответствуют необходимым и достаточным требованиям проведения экспертизы промышленной безопасности, которые не имеют соответствующей базы, ни соответствующих специалистов, но берутся проводить экспертизу любой сложности. По некоторым данным, таких организаций на рынке экспертизы более 3000 [2]. Добросовестно выполнять работу на рынке экспертизы стало невыгодно. Зачем приобретать дорогостоящие приборы, оборудование, иметь хорошо оплачиваемых квалифицированных специалистов, если действующая система контроля позволяет «выполнить работу» с наименьшими затратами.

В настоящее время имеется немалое количество небольших экспертных организаций, не имеющих лаборатории неразрушающего контроля, соответствующего оборудования, нормативно-методической базы с недостаточно квалифицированными специалистами, что влияет на качество работ по экспертизе промышленной безопасности и соответственно создает предпосылки для возникновения инцидентов и аварий. Недобросовестная конкуренция приводит к уходу с рынка, имеющих богатый опыт и авторитет, крупных экспертных организаций – лидеров рынка в разработке нормативной документации, научно-техническом развитии такой деятельности, как экспертиза промышленной безопасности, и решающих проблемы обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

Всё большее распространение рыночных механизмов в экономической деятельности государства внесло свои отрицательные коррективы в области проведения экспертизы промышленной безопасности. Владельцы опасных производственных объектов в последнее время стали искусственно сбивать цены на экспертизу промышленной безопасности посредством проведения тендеров на выбор поставщика услуг по экспертизе промышленной безопасности. Казалось бы, что проведение таких тендеров является современной рыночной идеей для наших условий. Хотя и существует множество разработанных процедур, регламентирующих их проведение, эта сфера была и остается коррумпированной. Механизм принятия решения по выбору исполнителя работ зачастую не раскрывается. При запросах, иногда могут ответить, что выбрали такого-то исполнителя, так как он предложил самую низкую цену. На сегодняшний день, зачастую основным критерием выбора является наименьшая цена предложенная соискателем. Понятно, что цена не может опускаться до определённого порога, и по законам экономики на определенном уровне ценообразования снижение цены приводит к снижению качества проводимой экспертизы. При открытии на электронной площадке торгов, сразу зачастую начинаются скрываемые переговоры между заказчиком и потенциальными исполнителями с целью получения заказа в обход конкурсной основы. Современные реалии подсказывают, что процедура проведения тендеров заслуживает значительного внимания и требует серьёзного пересмотра на уровне государства.

Повышение качества проведения экспертизы промышленной безопасности возможно при проведении соответствующих мероприятий. В частности, дополнительно к процедуре лицензирования необходимо ввести обязательную Государственную аккредитацию, законодательно совершенствовать механизмы проведения тендерных процедур путем ведения разумной ценовой политика в области экспертизы промышленной безопасности. Но пока аккредитация в области экспертизы промышленной безопасности является добровольной, на аккредитацию идут только крупные и добросовестные экспертные организации, которые рассчитывают на долгосрочную перспективу в своей области.

Государственная аккредитация сможет определить перечень необходимых критериев, выполнение которых будет гарантировать высокое качество работ по экспертизе промышленной безопасности и экспертные организации, претендующие на получение лицензии, должны удовлетворять этим критериям. Перечень таких лицензионных требований, исключающих предыдущие ошибки, заслуживает особого внимания. Государство должно оставить за собой надзор за промышленной безопасностью на опасных производственных объектах и в должной мере влиять на экономические отношения участников рынка экспертиз промышленной безопасности.

Для снижения негативных тенденций, которые всё более проявляются в повседневной деятельности в области ЭПБ, и исходя из опыта общения с профессиональными структурами (институты, выполняющие работы по ЭПБ, крупные ЭО), представляются целесообразными следующие пути выхода из сложившейся ситуации, что позволит гарантировать техногенную безопасность РФ:

  1. Дополнительно к лицензированию ввести обязательную Государственную аккредитацию ЭО, дающую право выполнять работы в области ЭПБ. Критерии аккредитации: наличие собственной материально-технической и научно-исследовательской базы, аккредитованных лабораторий, кадров, работающих на постоянной основе, оснащенности актуализированной нормативной документацией, наличие архива технических документов, ведущегося в соответствии с законом РФ об архивах, сертифицированной системы менеджмента качества, охраны труда и промышленной безопасности по OHSAS 18001, договора о страховании ответственности, аттестованных рабочих мест, нормативных документов, разработанных специалистами, производственный контроль и т.п. Экспертная организация должна иметь прозрачную налоговую и бухгалтерскую отчетность, зарегистрированный в трудовой инспекции коллективный договор, по которому работодатель гарантирует права персонала и его социальную защищенность.

Специалисты экспертных организаций должны участвовать в конференциях, семинарах, форумах по промышленной безопасности, ежегодных конкурсах по методам неразрушающего контроля, организовываемых профессиональным сообществом.

  1. Национальному органу по аккредитации, Ростехнадзору создать комиссию и провести всестороннюю объективную проверку всех экспертных организаций на предмет их компетентности и возможности оказывать качественные услуги.
  2. Ростехнадзор, совместно с профессиональным сообществом в области промышленной безопасности разработать план развития этой сферы на 3-5 лет, включая совершенствование нормативно-технической базы, в которой отражались бы механизмы перехода, в том числе на законодательной основе, с существующих классических подходов проведения экспертизы промышленной безопасности на системы оценки ТУ по фактическому техническому состоянию, реагирующего обслуживания (системы мониторинга, обследования, основанные на оценках риска, иных передовых стратегиях обслуживания и ремонта оборудования), способствующие безопасному увеличению межремонтных пробегов технологических установок и предусмотреть государственное финансирование таких работ.
  3. Законодательно совершенствовать механизмы проведения тендерных процедур в госкорпорациях и других организациях, не относящихся к государственным. Необходимо вести разумную ценовую политику, гарантирующую покрытие объективных затрат на проведение экспертизы промышленной безопасности, а не по демпинговым ценам. Во главу угла должно ставиться качество работ и ее научно-технический уровень, и это касается всех видов работ, а не только экспертизы промышленной безопасности. Необходима прозрачность в осуществлении закупок услуг и продукции и понимание участниками этого процесса того, по каким критериям та или иная организация признана победителем тендера.
  4. В соответствии с Приказом Ростехнадзора законодательно ввести требования об авансировании работ по экспертизе промышленной безопасности.

Список литературы

  1. Интерфакс. Интервью Алексея Алешина – главы Ростехнадзора. [Электронный ресурс] URL: https://www.interfax.ru/interview/412072 (дата обращения 24.10.2015).
  2. (дата обращения 21.10.2015) Котельников В.С. Экспертиза промышленной безопасности сегодня и завтра. – URL: (дата обращения 21.10.2015).[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ» description=»В настоящей статье рассматриваются проблемы обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Для снижения негативных тенденций, которые всё более проявляются в повседневной деятельности в области экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) было предложено несколько путей выхода из сложившейся ситуации.» author=»Акименко Олег Юрьевич, Логвинов Игорь Николаевич, Суслов Владислав Владимирович, Ершова Людмила Владимировна, Волков Владимир Николаевич, Тимофеенко Олег Павлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found