Целью производства является удешевление продукции за счет сокращения затрат на материалы, повторного использования отходов производства, разработки мер повышения рентабельности производства. Изготовление художественных изделий из камня не является исключением. Более того, актуальность разработки новых приемов переработки отходов производства художественных изделий из поделочного камня существует во многих мастерских индивидуальных предпринимателей, фабрик художественных изделий, частных производств.
Из практики частных мастерских, основным направлением которых является изготовление художественных изделий в технике «флорентийская мозаика», известно, что при подборе камня для художественного изделия определенных декоративных качеств, остается 70 % отходов, то есть пластины, не подошедшие по цвету, тону. Конечно, тот материал, который не подошел для конкретного изделия можно оставить для другого флорентийского набора, но нет уверенности в дальнейшем его применении. И, таким образом, происходит накопление отходов в виде пластин из поделочного камня. Также надо уточнить, что для флорентийской мозаики используется поделочный камень с высокими декоративными свойствами, примером может служить яшма, имеющая множество красочных оттенков, разнообразную структуру и одинаковые физико-механические свойства. Второсортный материал часто остается не востребованным.
В данной работе мы предлагаем рассмотреть использование одной из техник деревообработки – блочной мозаики применительно к художественной обработке камня. Отличием от других видов деревянной мозаики является то, что изготовление блочной мозаики менее трудоёмко. Современный процесс изготовления блочной мозаики механизирован, за счет этого такая мозаика стала широко использоваться и в современном мире [1]. Чередование блоков по тону и цветовой гамме (естественным условием является одинаковые физико-механические свойства поделочного камня для дальнейшей обработки) позволяет создать неповторимые геометрические орнаментальные композиции.
Применение блочной мозаики при изготовлении художественных изделий из поделочного камня позволяет выполнять как самостоятельные изделия, так и вставки для декорирования изделий [2]. Подобным способом можно выполнять как самостоятельные изделия, так и всевозможные декоративные пластинки для отделки изделий более крупных поверхностей.
Применение техники блочной мозаики в художественной обработке камня мы не нашли, но считаем, что данный способ может быть актуален как с декоративной стороны, так и с технологической. С декоративной – использование различных по расцветке поделочных камней позволяет значительно расширить возможности, с технологической – использование склеиваемых блоков позволяет увеличить прочность изделия, расширяет возможности массового производства однотипных изделий (но при условии, что камень имеет невысокую твердость, так как при распиловке твердых камней происходит нагрев и эпоксидная смола теряет свою прочность, становится мягкой).
Представим основные этапы выполнения блочной мозаики: составление рисунка блочной мозаики и определение ее размеров (зависят в основном от назначения); определение размеров и брусков, составляющих блок мозаики; раскрой фанеры на заготовки требуемого размера; обработка заготовок в размер по сечению; склеивание заготовок в пластины; калибрование пластин по толщине; склеивание пластин в блоки и технологическая выдержка; обработка блоков в чистовой размер (соответствует размеру элементов блочной мозаики); раскрой блоков на элементы мозаики; формообразование; доводка; шлифование, полирование элементов мозаики (готового изделия). Пример применения блочной мозаики в художественной обработке камня представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Пресс-папье в технике блочной мозаики из камня
При проведении опытных исследований мы столкнулись со следующими трудностями – поставив на поток какое-либо изделие с применением техники блочной мозаики, предпочтительнее выбирать мягкий камень, так как при распиловке на элементы клей под воздействием сил трения меняет температуру и становится жидким (свойство эпоксидного клея), что делает невозможным распилить заготовку без потерь целостности блока. Но твердые минералы можно применять при изготовлении художественных изделий способом точения.
Список литературы:
- Ветошкин Ю.И., Перевозникова Н.В., Удачина О.А. Технология изделий из древесины. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т. 2008. — 119 с.
- Гаврицков С.А., Канунников В.В. Технология изготовления геометрической мозаики из поделочного камня : метод. рекомендации / сост.: В.В. Канунников, С.А. Гаврицков. Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 28 с.[schema type=»book» name=»ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИКИ БЛОЧНОЙ МОЗАИКИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КАМНЯ» description=»В статье предлагается применение блочной мозаики для изготовления художественных изделий из камня для сокращения себестоимости изделия и улучшения технических характеристик изделия.» author=»Гаврицков Сергей Алексеевич, Касатова Галина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_10(18)» ebook=»yes» ]