Актуальность. На сегодняшний день на железнодорожной сети для расформирования-формирования составов поездов применяется не только горочная технология, но и маневровая работа методами осаживания и толчков. На сортировочных станциях, как правило, вся работа по расформированию-формированию составов выполняется на сортировочной горке. При этом данный технологический цикл заканчивается окончанием формирования на вытяжных путях, предназначенных для формирования и перестановки составов из сортировочного парка в парк отправления. Окончательная подборка вагонов в составе может быть выполнена путем повторной переработки на сортировочной горке. Данная работа должна выполняться в моменты свободности горбов горки от надвигаемых составов. Выполнение такой работы в моменты интенсивного подхода поездов повлечет за собой невосполнимые потери перерабатывающей способности горки.
Применение метода осаживания для окончания формирования поездов на сортировочной станции является основным, однако в условиях формирования сборных, вывозных и передаточных поездов влечет продолжительную занятость маневрового локомотива. В таких условиях возможно применение технологии производства маневровой работы методом одиночных изолированных толчков. Данная технология характеризуется менее продолжительными затратами по времени и пробегу подвижного состава. Однако было установлено [2, с. 128], что наиболее эффективно выполнять такую работу при определенных параметрах вытяжного пути и стрелочной зоны.
Объектом исследования в данной работе являются вытяжные пути формирования сортировочных устройств и выходная горловина сортировочного парка.
Предметом исследования является технология окончания формирования составов одиночными изолированными толчками.
Характеристика используемых путей. Вытяжки формирования сортировочных станций рекомендуется располагать на площадках. Допускается расположение на уклонах до 2,5‰ на спуске в сторону парка отправления [4, с. 42]. Выходная горловина сортировочного парка согласно [4, с. 42] должна располагаться на площадке, допускается расположение на подъеме до 1,5‰ в сторону сортировочного парк. Выходная часть путей сортировочного парка должна иметь противоуклон 2‰ и иметь протяженность не менее 100 м. Сортировочные пути должны располагаться на уклоне 0,6‰.
Рисунок. Конструкция выходной части сортировочного парка и вытяжек формирования (рекомендуемые значения уклонов)
Окончание формирования (ОФ) составов может производиться на выделенных путях согласно плану формирования либо на свободных участках путей, выделенных дежурным по сортировочной горке. Выбор путей для ОФ будет обусловлен, как правило, только свободностью участков этих путей. При этом для подборки вагонов внутри групп потребуется не более 3-4 путей. Данные пути могут характеризоваться наличием кривых разной протяженности и малого радиуса (200 м), что, в свою очередь, увеличит сопротивление движению свободно двигающихся отцепов при толчках.
Для состава массой до 2000 т эффективное выполнение маневровой работы методом одиночных изолированных толчков согласно [2, с. 128] будет реализовано при расположении вытяжного пути на подъеме до 1,5‰ или на площадке. Это обусловлено минимальными пробегами состава при торможении после толчка (в составе автотормоза не включены). При выполнении толчка с небольшими скоростями расстояния на разгон отличаются не значительно.
При массе состава до 2000 т и условии расположения стрелочной горловины на площадке отрыв отцепа от состава и исключение его нагона вследствие более низкой скорости движения (отцеп с плохими ходовыми характеристиками) [3, с. 61] гарантировано будет происходить при расположении вытяжного пути на площадке или подъеме.
Так как масса маневрового состава не велика, то при существующих нормативах проектирования вытяжных путей для ОФ и выходной горловины сортировочного парка маневровая работа одиночными изолированными толчками будет характеризоваться меньшими пробегами подвижного состава и временем выполнения полурейсов по сравнению с методом осаживания. Однако при высоком сопротивлении движению отцепа по маршруту скатывания возможны остановки отцепа в пределах стрелочной зоны, что будет вызывать дополнительные полурейсы по осаживанию вагонов.
Решением данного вопроса можно считать:
– увеличение скорости толчков;
– определение путей сортировочного парка, на которые маршруты следования отцепов не характеризуются значительным для данных условий сопротивлением движения.
При высокой скорости толчка расстояние, проходимое составом при торможении, может быть больше длины стрелочной зоны. В этом случае маневровый состав при торможении останавливается в пределах полезной длины пути парка, что по своим последствиям сопоставимо с выполнением расформирования состава методом осаживания.
Для определения максимальной скорости выполнения толчка зафиксирована длина стрелочной зоны (200 м) [1, с. 93]. В таблице 1 представлены максимально допустимые скорости выполнения толчка для вытяжного пути, расположенного на уклоне от 2,5 до — 2,5 ‰.
Таблица 1
Допустимые значения скорости выполнения толчка при условии длины полурейса 200 м, км/ч
Масса состава, т |
Уклон рассматриваемого участка пути, ‰ |
|||||
2,5 | 2 | 1,5 | 1 | 0,5 | 0 | |
1000 | 20,22 | 19,66 | 19,08 | 18,48 | 17,90 | 17,11 |
2000 | 17,40 | 16,77 | 16,17 | 15,36 | 14,61 | 13,76 |
Из таблицы 1 следует, что для обеспечения надежного скатывания отцепов в парк скорости выполнения толчка могут принимать значения выше, чем рекомендует [5, с. 63]. В реальных условиях данные скорости могут быть значительно уменьшены за счет выбора путей с наименьшим сопротивлением движению и принимать значения от 5 до 8 км/ч.
Таким образом, на основании вышеизложенных положений можно утверждать, что конструкция выходной горловины сортировочного парка и вытяжных путей формирования является благоприятной для работы толчками и с точки зрения технологии расформирования толчками будет иметь положительные результаты.
При применении подходов описанных в статье достигаются следующие положительные результаты маневровой работы по выполнению ОФ на сортировочных станциях:
– ускорение процесса ОФ и как следствие снижение простоя вагонов в сортировочном парке;
– снижение загрузки сортировочной горки за счет частичного исключения работы по повторной сортировке;
– снижение загрузки маневрового тепловоза;
– снижение загрузки стрелочной горловины сортировочного парка.
Однако такая технология должна быть второстепенной в процессе работы комплекса формирования и производиться в промежутки времени между переставляемыми составами из сортировочного парка в парк отправления.
Список использованной литературы.
- Бурдяк, П. С. Исследование скорости отрыва отцепов при расформировании состава одиночными изолированными толчками на вытяжном пути [Текст] / П.С. Бурдяк // Политранспортные системы. Материалы VII Всероссийской научно-технической конференции. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2010. С. 93-101.
- Бурдяк, П. С. Определение допустимых конструктивных параметров вытяжного пути при расформировании составов одиночными изолированными толчками [Текст] / П.С. Бурдяк // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. – 2010. – №2. – С.128-133.
- Бурдяк, П.С. Метод расчета уклона стрелочной зоны сортировочного устройства специализированного для работы одиночными изолированными толчками [Текст] / Бурдяк, П.С., Климов А.А. // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании. Материалы международной научно-практической конференции. – Одесса: Изд-во Черноморье, 2010. – Том 1. – С. 61 – 68.
- Правила и нормы проектирования сортировочных устройств на железных дорогах колеи 1520 мм: утв. МПС РФ 10.10.03. — М. : Техинформ, 2003. — 168 с.
- Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утв. Министерством транспорта России. 21.12.2010.[schema type=»book» name=»ПРИМЕНЕНИЕ ОДИНОЧНЫХ ИЗОЛИРОВАННЫХ ТОЛЧКОВ НА ВЫТЯЖНЫХ ПУТЯХ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ» description=»В статье рассмотрен вопрос применения окончания формирования составов на сортировочных станциях с использованием технологии одиночных изолированных толчков.» author=»Бурдяк Павел Станиславович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]