Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Технические науки. ; ():-.

В настоящее время остро стоит вопрос об обеспечении безопасности водителей и пассажиров. Предъявляется ряд требований, разработанные конструкторами, для сохранения жизни человека и исключения травматизма при возникновении ДТП. Управление транспортным средством производится водителем с приборной панели с помощью контрольно-измерительных приборов. Поэтому немаловажную роль в обеспечении безопасности играют именно датчики, индикаторы, приборы, кнопки и др. Легкодоступность водителя и правильная информативность приборов позволяет снизить риск возникновения ДТП. Для этого необходимо соблюдать теребования активной и пассивной безопасности.

Основную зрительную информацию о дорожной обстановке водитель получает извне. Восприятие появляющихся объектов начинается с их беглого осмотра, что дает примерно 15-20% информации, затем он сосредотачивается на каждом из них с детальным распознаванием, и это дает еще 70-80% информации. На основании этой информации водитель создает в своем сознании динамическую информационную модель окружающего пространства, оценивает ее, прогнозирует развитие и производит необходимые ему действия. Время обращения водителя к приборам составляет 0,5-0,8 с. [1] За это время водитель выбирает из всех представленных на панели приборов необходимый и выполняет воздействие на автомобиль с помощью органов управления.

При каждом обращении к панели приборов водитель, не осоз­навая этого, решает поисковую задачу. Время ее выполнения за­висит от следующих факторов:

  • общего числа элементов информационного поля;
  • плотности элементов информационного поля и характера фона;
  • структуры информационного поля;
  • маршрута движения глаз;
  • разнообразия элементов информационного поля. [1]

Приборы должны располагаться таким образом, чтобы водитель мог быстро сориентироваться в любой сложной ситуации. Каждый индикатор должен иметь отличие от других, должен четко выделяться.

Расстояние между отдельными устройствами должно быть достаточным для фиксации взгляда именно на этом устройстве. Фон приборной панели не должен отвлекать на себя внимание водителя. [1]

С точки зрения безопасности, более нужную информацию водитель должен получать при коротком маршруте движения глаз. Для того, чтобы сократить время поиска необходимого прибора целесообразно располагать датчики, индикаторы и т.д. отдельными друг от друга зонами. Для этого можно использовать различное месторасположение, выделение другим цветом, использовать дизайнерские приемы.

Для обеспечения безопасности при вождении автомобиля и восприятия информации водителем на панели приборов должны обязательно распологаться следующие приборы: спидометр, тахометр, указатель количества топлива в баке, указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя, указатель давления масла в системе смазки двигателя, общий индикатор тревожного изменения параметров какой-либо системы автомобиля. Данные приборы должны иметь соответствующие размеры, форму и цвет для быстрого считывания информации водителем. Остальные приборы располагают по мере загруженности на панеле приборов, но с обязательным условием в зоне видимости и досягаемости водителя.

В настоящее время в автомобилях применяются различные сиcтемы, управление которыми осуществляется с приборной панели. Таким образом, с увеличением систем растет и число контрольных приборов. Это приводит к затруднению размещения их на панели. Конструкторы и дизайнеры пытаются решить данную проблему путем создания дополнительной консоли или компактного цифрового индикаторного дисплея, на котором отображается большинство информации о работе систем, не требующих отдельного вывода на панель.

На правой стороне панели приборов должен быть расположен большой вещевой ящик или карман. В центре панели располагаются рычаги управления системой отопления и вентиляции, ручки радиоприемника и центральный дефлектор свежего воздуха, а также другие приборы (например, часы), которыми можно пользоваться как с места водителя, так и с места сидящего рядом пассажира. [2]

При оформлении крышки вещевого ящика требуется особая тщательность, так как необходимо исключить возможность самооткрывания крышки при аварии, поскольку это может повлечь тяжелейшие повреждения коленных суставов. По этой причине для крышки следует применять поворотный замок, который не открывается под воздействием сил инерции, возникающих при столкновении. [2]

Следует учитывать и количество приборов на панели, так как чрезмерное число индикаторов будет отвлекать водителя от движения, что повлечет за собой возникновение ДТП.

Все измерительные приборы в темное время суток должны освещаться с постоянной или регулируемой яркостью. Днем и в темное время суток на поверхности стекл не должно быть бликов, что достигается путем наклонной установки приборов или придания вогнутой формы стеклам приборов. [2]

Цвет приборной панели – матовый, темный. Это позволяет препятствовать появлению бликов и зеркальных отражений. Из опыта известно, что белые цифры на черном фоне лучше заметны, а в ночное время меньше блестят, чем черные цифры на белом фоне. Щиток приборов не должен иметь светлых деталей, а благодаря матовой черной окраске не должен отражаться в ветровом стекле.

Цветовосприятие у каждого человека разное, которое в той или иной степени оказывает влияние на работоспособность и реакцию водителя. Как влияет цвет на различные функции организма человека рассмотрим в таблице 1. [1]

Таблица 1

Влияние цвета на организм человека

Цвет Артереальное давление Пульс и частота дыхания Эмоции Время реакции Работоспособность
Красный Повышается Учащается Возбуждает, стимулирует Уменьшается Вначале (до 20 мин) повышается,затем снижается более чем на 50%
Оранжевый Незначительно повышается Незначительно учащается Возбуждает, бодрит Незначительно уменьшается То же, но менее выражено
Желтый Не изменяется Не изменяется Уравновешивает Не изменяется Не изменяется
Голубой Слегка снижается Слегка замедляется Успокаивает Не изменяется Несколько повышается
Синий Снижается Замедляется Несколько затормаживает Слегка замедляется Повышается на 3-9%
Фиолетовый Снижается Замедляется Угнетает Замедляется Стойко снижается

С учетом данной таблицы, можно сделать вывод о том, что наиболее благоприятным цветом для восприятия водителем является оттенки желтого цвета. Данный цвет не влияет на работоспособность водителя, не оказывает воздействия на психологическое состояние человека. Также при выборе цветов компонентов салона немало важную роль играет сочетание цветов. Зачастую передняя часть кузова окрашена в темные цвета, дабы повысить концентрацию водителя на дороге.

Для более быстрого восприятия информации водителем с индикатора или датчика необходимо правильно подбирать вид передачи информации с прибора. Если прибор отражает динамический процесс, например тахометр, то лучше использовать аналоговый вид, перемещение стрелки по шкале позвояет быстро ориентироваться водителю. В цифровом виде водителем легче вопринимается информация с приборов, указывающих пробег автомобиля и др. Если информация представлена в цифровой форме, то человеку требуется для ее воприятия меньше времени. Также следует учитывать, что на стрелочном приборе стрелка может не совпадать с делением шкалы. Для отдельного вида информации могут использовать сигнальные лампочки, которые при включении могут светиться и выключении не гореть. К примеру, красная лампочка на указателе количества топлива в баке.

В соответствии со стандартом  ИСО 2575/1976 и правилами ЕЭК ООН, установлено, что зеленый цвет сигнальной лампы информирует о нормальном функционировании системы, желтый – принятие каких-либо мер, а красный цвет сведетельствует о неисправности или аварийности.

Панель приборов изготавливают из пластмасса, которую крепят к стальному каркасу. Облицовка формируется из полиуретана, с твердым покрытием. Данный материал выбран неслучайно. Деформируемая пластмасса позволяет снизить пиковые нагрузки при столкновении автомобиля. Материал для изготовления приборной панели подбирается таким образом, чтобы не оказывалось воздействия на жизнь и здоровье человека.

Для повышения активной безопасности предъявляются требования к комфорту и интерьеру автомобиля, которые направлены на уменьшение травматизма при ДТП, указанные в ГОСТ Р 41.21-99 (Правило ЕЭК ООН №21)).

Вывод:

Панель приборов позволяет оценивать работу водителя. Ход выполнения данной работы обеспечивается контрольно-измерительными приборами. Правильность действий и своевременное включение и выключение нужного индикатора зависит от соблюдения требований активной и пассивной безопасности, предъявляемой к приборной панели. На данный момент, конструкторам-разработчикам необходимо уделять внимание насыщенности устройств на консоли. С течением времени происходит развитие автомобильной промышленности, разработка новых технологий и внедрение различных систем, что приводит к увеличению контрольно-измерительных средств на панели приборов. Таким образом, загруженность приборной панели отрицательно сказывается на управлении транспортным средством водителем и при несвоевременном включении нужного датчика может привести к возникновению ДТП.

 

Список используемых источников:

  1. Основы эргономики и дизайна автомобилей и тракторов: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Степанов, А.Н. Евграфов, А.Л. Карунин и др.; Под общ. ред. В.М. Шарипова. – М.: Издательский центр «Академия», 205. — 256 с.;
  2. type=»book» name=»ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРОВ» author=»Семыкина Алла Сергеевна, Загородний Николай Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-26″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found