Необходимым элементом учебного процесса является организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Основными задачами в управлении НИРС являются [5, с. 300]:
— развитие массовой творческой научно-исследовательской работы студентов с тем, чтобы в процессе обучения помочь им овладеть современной техникой, методикой научных исследований и методологией научного проектирования;
— воспитание из числа наиболее одарённых и успевающих студентов резерва учёных, исследователей и преподавателей;
— популяризация научных знаний и достижений науки и техники среди студентов;
— пропаганда и содействие внедрению результатов исследований молодых учёных и специалистов.
В Институте высокоточных систем (ИВТС) им. В.П. Грязева Тульского государственного университета (ТулГУ) этой работе уделяется большое внимание. Важнейшей задачей преподавателей является поиск и отбор студентов на ранних стадиях учёбы, интересующихся и проявивших желание заниматься научной работой [4]. Участие в научной работе позволяет студентам реализовать творческий потенциал в процессе учёбы. НИРС состоит из следующих элементов: работа в научных кружках; участие в конкурсах научных работ, выставках, студенческих конференциях; подготовка студенческих публикаций; организация студенческих научно-производственных отрядов.
Статистические сведения о НИРС в ИВТС за последние 5 лет представлены в табл. 1 по пяти рейтинговым показателям ТулГУ:
- Участие студентов в Международных и Всероссийских конференциях, конкурсах, олимпиадах;
- Дипломы лауреата Международных и Всероссийских конференций, конкурсов;
- Количество публикаций студентов;
- Медали лауреатов Международных и Всероссийских конкурсов;
- Количество патентов на изобретения и полезные модели студентов, магистрантов и аспирантов в соавторстве с преподавателями.
В таблице приняты сокращённые наименования кафедр: ГД – кафедра «Газовая динамика», ПАК – кафедра «Проектирование автоматизированных комплексов», ПБС – кафедра «Приборы и биотехнические системы», ПУ – кафедра «Приборы управления», РВ – кафедра «Ракетное вооружение», РЭ – кафедра «Радиоэлектроника», САУ – кафедра «Системы автоматического управления», СПВ – кафедра «Стрелково-пушечное вооружение», Э – кафедра «Электроэнергетика», ЭТЭО – кафедра «Электротехника и электрооборудование».
Таблица 1.
Рейтинговые показатели кафедр ИВТС за 2010-2014гг.
№ |
Кафедра |
||||||||||||||
ГД |
ПАК |
ПБС |
|||||||||||||
Год | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1 | 3 | 6 | 6 | 2 | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 16 | 11 | 17 |
2 | 1 | 4 | 4 | 1 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 23 | 23 | 19 | 4 |
3 | 6 | 8 | 8 | 2 | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 24 | 0 | 35 | 9 | 17 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 1 |
5 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 1 |
Кафедра |
|||||||||||||||
ПУ | РВ | РЭ | |||||||||||||
1 | 0 | 0 | 7 | 23 | 19 | 28 | 36 | 17 | 4 | 19 | 0 | 0 | 13 | 28 | 13 |
2 | 27 | 7 | 7 | 3 | 10 | 8 | 19 | 12 | 1 | 10 | 63 | 2 | 2 | 1 | 3 |
3 | 6 | 0 | 11 | 47 | 51 | 16 | 23 | 21 | 4 | 15 | 4 | 0 | 39 | 29 | 32 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 6 | 6 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Кафедра |
|||||||||||||||
САУ | СПВ | Э | |||||||||||||
1 | 0 | 0 | 21 | 12 | 12 | 2 | 17 | 17 | 74 | 34 | 0 | 0 | 35 | 42 | 59 |
2 | 29 | 8 | 8 | 4 | 0 | 2 | 15 | 15 | 8 | 17 | 15 | 1 | 1 | 2 | 8 |
3 | 6 | 0 | 11 | 21 | 11 | 12 | 19 | 19 | 22 | 24 | 0 | 0 | 31 | 83 | 89 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 3 | 0 | 1 | 1 | 2 |
5 | 0 | 0 | 1 | 1 | 4 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 | 2 |
Кафедра |
|||||||||||||||
ЭТЭО | Итого | ||||||||||||||
1 | 0 | 0 | 28 | 10 | 12 | 651 | |||||||||
2 | 41 | 0 | 0 | 1 | 2 | 440 | |||||||||
3 | 1 | 0 | 22 | 11 | 12 | 810 | |||||||||
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 | |||||||||
5 | 0 | 1 | 3 | 0 | 2 | 49 |
Приведённые данные позволяют сделать соответствующие выводы о работе кафедр. Исключение составляет кафедра ПАК, которая расположена территориально на предприятии ОАО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова» (Учебный центр), где НИРС организован в рамках предприятия, где исследования проводятся по тематике, носящей гриф секретности. Следует обратить внимание на недостаточное количество Медалей лауреатов Международных и Всероссийских конкурсов, что на наш взгляд, необходимо отразить в задачах коллектива Института на 2015-2019гг. Необходимо также активизировать изобретательскую деятельность и повысить индекс цитирования. Вместе с тем, ежегодно Институт проводит Всероссийскую научно-техническую конференцию молодых учёных, специалистов, аспирантов, магистрантов, студентов «Техника XXI века глазами молодых учёных и специалистов», где публикуются, в частности, результаты НИРС и Межрегиональную научно-техническую студенческую онлайн-конференцию «Стрелковое оружие: вчера, сегодня, завтра».
На кафедре СПВ ИВТС более 5 лет назад было организовано Студенческое конструкторское бюро, в котором на сегодня занимаются более 30 студентов разных курсов, интересующиеся вопросами проектирования и изобретательством в области военной техники. Проект электромагнитного ускорителя масс студента 5 курса кафедры демонстрировался в ЦВК «Экспоцентр» в рамках Московского международного салона образования, где в апреле 2015г. проходил заключительный этап Всероссийского конкурса научно-технического творчества молодёжи [1,3].
С целью возрождения традиций студенческих научно-производственных отрядов в ИВТС на основании соглашений с предприятиями весной 2014г. были созданы 5 НПСО для работы летом на следующих предприятиях г. Тулы:
— ОАО «АК «Туламашзавод», отряд «Механик»;
— ОАО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова», отряды «Квартет» и «Гироскописты»;
— филиал ОАО «КБП» — ЦКИБ ССО, отряд «СКВТ»;
— ОАО «НПО «Сплав», отряд «Прибористы»;
— ОАО «ЦКБА», отряд «Диод».
Количество работающих студентов – 33 человека.
18 июля 2014г. состоялось торжественное открытие трудовой смены научно-производственного отряда «Механик» на территории ОАО «АК «Туламашзавод» г. Тулы [2].
Студенты ознакомились с новым оборудованием предприятий, работали по профилю выбранных специальностей. Так, например, студенты отряда «Механик» в отделе главного технолога занимались переводом технической документации в электронный вид; в учебном центре после прохождения обучения работе на станках с ЧПУ – составлением программного обеспечения к ним; нанесением гальванопокрытий различного назначения во вновь открытом цехе, оснащённом новым современным оборудованием, позволяющим значительно сократить вредные выбросы и улучшить экологическую обстановку в г. Туле. Студенты отряда «Прибористы» освоили литьё силиконовых пресс-форм на установке быстрого пропитывания Fortus 400ms.
В заключение следует отметить, что система НИРС в вузе как едином учебно-научно-производственном комплексе является неотъемлемой составной частью подготовки квалифицированных специалистов, способных творческими методами индивидуально и коллективно решать профессиональные научные, технические и социальные задачи, применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса.
Список литературы:
- Бондарь О. Для скорости пули/ Тульский Молодой коммунар, №29(11957) от 30 апреля 2015г. — С.12.
- Литвинов Д. НПО «Механик» заступил на смену [Электронный ресурс]//[сайт].[2008]. URL:https://tsu.tula.ru/news/all/4987 (дата обращения: 19.05.2015)
- Литвинов Д. С изобретательством по жизни [Электронный ресурс]//[сайт].[2008]. URL:https://tsu.tula.ru/news/all/5171 (дата обращения: 25.05.2015)
- Тархов Н.С. Социологические исследования студентов-первокурсников – составная часть внеучебной работы в вузе //Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013. — С.32-40.
- Управление факультетом /под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2008. — 696 с.[schema type=»book» name=»ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ» description=»Рассматриваются вопросы организации научно-исследовательской работы студентов в рамках Института вуза.» author=»Бочаров Сергей Михайлович, Тархов Николай Сергеевич, Тер-Данилов Роман Арустамович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]