Для порта, обслуживающего суда типа « река-море», в настоящее время наиболее вероятной картиной является обработка грузов, пришедших по железной дороге, с дальнейшим их отправлением водным путем. Порт имеет маневровую станцию, склады и зоны переработки. Прибывающие суда обслуживаются транспортно-технологической системой порта (канал обслуживания характеризуется нормами погрузо-разгрузочных работ, временем обслуживания и т.д.). Судно покидает систему и на обслуживание поступает следующее. Аналогично рассматривается прибытие и обслуживание железнодорожных составов и автомобилей.
Обеспечение необходимого уровня надежности терминального обслуживания достигается путем варьирования параметров, характеризующих транспортно- логистический процесс. В качестве оптимизируемых (варьируемых) параметров терминала могут быть приняты: тип и количество перегрузочных машин, число подач партий груза на грузовой фронт, число ярусов складирования, время хранения партии груза на территории пункта перевалки, время работы грузового фронта и т.д.
Портовому терминалу как производственной системе присущи основные черты сложных систем (иерархичность, целостность, структурированность), что позволяет применять к их анализу и проектированию системный подход.
Исследование подобных систем предполагает пошаговый принцип их описания.
Стадии описания функционирования логистической системы порта представлены на рисунке 1 [ 1, с. 2]
Выражение (5), пользуясь терминологией ТМО, означает, что заявка поступила в модуль на обслуживание, выражение (6) означает, что одна заявка поступила в модуль на обслуживание и одна заявка вышла из модуля, (7) означает, что одна заявка вышла из модуля, а новая не поступила в него. Таким образом, оператор V характеризует поступление заявки в модуль, оператор U завершение обслуживания одной заявки при поступлении на обслуживание следующей, оператор G — выход заявки из модуля.
При этом нагрузка в виде материального потока судов, автомобилей, вагонов может быть задана для модуля как в количественной форме, так и в виде законов распределения заявок.
Потоки входящих событий принимаются потоками без последствий, поскольку не влияют друг на друга и поступают независимо.
Предполагается, что заявки (вагоны) поступают группами (маршрутами), что дает возможность говорить об ординарности входного потока. Каждый входящий маршрут, состоящий из n-го числа вагонов, можно рассматривать как одиночную заявку.
Во избежание убытков от простоя вагонов терминалом определена дисциплина очереди по принципу «FIFO», т.е. первым пришел – первым обслужился. Данный принцип обслуживания позволяет уменьшить расходы по простоям вагонов в ожидании выгрузки, часовая ставка по простою которых возрастает в зависимости от количества простоя.
Количество обслуживающих каналов зависит от количества путей (фронтов) выгрузки.
Поступившая заявка должна быть обслужена. В случае, если вагон (по техническим причинам) не удается выгрузить за нормативное время, он будет обслуживаться столько, сколько это необходимо для его выгрузки.
Для использования классической задачи одноканальной СМО с неограниченной очередью предполагается, что возможность накопления заявок, поступающих на терминал, неограниченно расширяется за счет возможности накопления вагонов на станции назначения и на промежуточных станциях железной дороги.
Модель, таким образом, может быть представлена как система массового обслуживания, которая функционирует в соответствии с операторами V,U,G – согласно зависимостям (5) – (7).
Список литературы:
- М.С.Турпищева Функциональный анализ логистической системы мультимодального портового терминала.-Астрах.гос.техн.ун-т.-2007г.-Деп. в ВИНИТИ 17.10.2007, №971-В2007.
- Сиротский В.Ф. Эксплуатация портов (организация и управ-ление): Учеб. для вузов водн. транс.// В.Ф. Сиротский, В.Н.Трифанов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1984. – 280с.[schema type=»book» name=»МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ МЕТОДАМИ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» author=»Турпишева Марина Семеновна, Нургалиев Есбол Русланович» publisher=»БАСААРНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]