За последние десятилетия проблема обеспечения безопасности движения в Российской Федерации стала особенно острой из-за значительного роста в транспортном потоке доли легковых и легких грузовых автомобилей, увеличения интенсивности движения, которые значительно усложняют процесс движения смешанного транспортного потока. Ежегодно на автомобильных дорогах страны происходит свыше 150 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет в среднем более 30 тысяч и получают ранения примерно 200 тысяч человек [4, с. 109]. В 70 — 80% случаев причиной происшествий становится человеческий фактор. Социальные и экономические потери при такой аварийности на дорогах трудно переоценить.
В этих условиях первым шагом к снижению рисков аварийных ситуаций по вине человека следует считать оценку уровня профессионально важных психологических качеств (ПВК). Как следствие, остро встает вопрос о качестве подготовки водителей с учетом современных условий. В 2014 году были обновлены нормативно-правовые акты, ужесточившие требования к организации обучения водителей. В частности обязательной стала психологическая подготовка кандидатов в водители.
Психические и физиологические особенности человека влияют на мышление, определяют его поведение, внимание, реакции и восприимчивость к окружающей среде, оказывая значимое влияние на действия водителя в дорожных условиях.
Так, благодаря ощущению, как исходному психическому процессу приема информации, водитель обнаруживает предметы и явления и судит об их свойствах. На основе ощущений формируется более сложный психический процесс — восприятие, посредством которого в сознании отражаются свойства предметов и явлений во взаимосвязи в виде единого образа [3, с. 203]. Например, в результате комплекса ощущений (зрительных, слуховых, вибрационных и мышечно-кожных) у водителя формируется так называемое «чувство машины», при котором водитель воспринимает даже небольшое изменение в положении автомобиля или скорости его движения.
Мышление дает возможность предвидеть предстоящий ход событий в результате своих действий и действий других людей. Для водителей характерно так называемое оперативное мышление, возникающее в ходе практической деятельности и направленное на достижение ближайшей цели. Особенность мышления в условиях интенсивного движения заключается в том, что время для осмысливания дорожной обстановки и выработки решения крайне ограничено, а принятое решение должно быть немедленно выполнено [7, с. 331]. Для оценки дорожной обстановки водитель должен воспринять ее элементы и их взаимное расположение, после чего сравнить с подобной ситуацией, наблюдавшейся им раньше и сохранившейся в памяти. Такое сравнение дает возможность сделать правильное заключение.
Еще один необходимый элемент водительского мастерства – прогнозирование. В его основе лежит умозаключение, являющееся высшей формой мышления [2, с. 98]. Оно позволяет предвидеть изменение дорожной обстановки и с помощью целенаправленных действий предупредить возникновение опасных ситуаций.
Для точного запоминания особенностей нового маршрута, ориентирования на знакомой местности, отделения существенной информации от несущественной важна хорошая долговременная, кратковременная и зрительная память, выбор формы которой зависит от конкретной задачи. Развитие двигательной памяти позволяет формировать и автоматизировать двигательные навыки, что особенно важно при движении на высокой скорости в сложных условиях.
Безопасность на дороге зависит от быстроты действий, выполняемых в ответ на различные раздражители. Так, водитель автоматически нажимает на педаль тормоза или педаль управления дроссельной заслонкой, поворачивает рулевое колесо, переключает передачи, нажимает кнопку сигнала и т. п. Такие ответные действия называют психомоторными реакциями [3, с. 177]. Реакции водителя при управлении автомобилем характеризуются правильностью, точностью, своевременностью и скоростью. Эффективность ответных действий зависит от скорости их формирования, оцениваемой временем реакции, и исполнения. Время реакции включает промежутки времени, необходимые водителю для приема и переработки информации, поэтому, зная его, можно оценить основные психофизиологические свойства водителя как оператора. Время реакции может изменяться по мере приобретения профессионального опыта, а также в результате тренировки.
Время реакции состоит из двух периодов: латентного (скрытого), который измеряется временем от момента появления раздражителя до начала движения, и моторного, измеряемого временем движения [2, с. 201]. В течение латентного периода протекают процессы, связанные с ощущением и восприятием, оценкой и прогнозированием обстановки, а также выработкой решения. Примерная продолжительность латентного периода простой реакции на свет составляет 0,2с, а на звук — 0,14с [2, с. 202]. Латентный период зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей водителя, его состояния и опыта, а также от характера дорожно-транспортной ситуации. Время моторного периода зависит от сложности выполняемого действия, возраста водителя, а также от степени неожиданности сигнала. Среднее время моторного периода простой реакции водителя (в лабораторных условиях) на красный сигнал светофора в возрасте 18-22 лет равно 0,48-0,56с, в возрасте 45-60 лет — 0,78-1,96с, а сложной реакции — соответственно 1,05-1,96 и 1,59-2,61с [6, с. 95].
Изменение возраста водителя определяет две тенденции, влияющие на качество вождения. Его оценивают по как отношение числа ДТП к суммарному пробегу автомобилей за определенный срок. Одна из тенденций — неопытность и азарт молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП (рост кривой 1, рис. 1) [7, с.197]. Другая — возможность молодых водителей принимать решения (латентный период) и реализовывать их (моторный период) в более короткие сроки. Это объясняется возможностью быстро принимать и перерабатывать информацию о дорожной обстановке, умением «читать» и предвидеть ее развитие, а также от способности к быстрым действиям. С увеличением возраста водителя моторный период начинает расти, и накопленный за годы опыт вождения перестает его компенсировать (рост кривой 2, рис. 1). Возрастная характеристика водителей (суммарная кривая 3, рис. 1) имеет четко выраженные минимум и максимум при малом и значительном возрасте водителя.
На возрастной характеристике водителей можно выделить следующие характерные точки: A, D — максимум ДТП и О — минимум ДТП; кроме того, точки В и С определяют границы приемлемого повышения уровня ДТП по сравнению с минимальным. Возрастная характеристика водителя позволяет определить не только возрастные интервалы «безопасного водителя», но коэффициенты опасности, показывающие, во сколько раз увеличивается число ДТП при том или ином возрасте водителя (например, МОВ или СОВ) по сравнению с лучшими для них показателями (ВС).
Рисунок 1. Возрастные характеристики водителей
а – общая характеристика: МОВ и СОВ — соответственно младший и старший опасный возраст; БВ — безопасный возраст;
б – средняя характеристика: 4 – мужчины, 5 – женщины.
Установлено, что нижняя граница безопасного возраста водителей мужчин 26 — 34 года, для женщин — водителей безопасный возраст наступает уже с 23 — 27 лет. Возраст, когда число тяжелых ДТП достигнет минимума, наступает сравнительно поздно и составляет 45 — 53 года у мужчин и 36 — 43 года у женщин [7, с. 203]. Это совпадает с наблюдаемым па практике возрастом наиболее надежных и безопасных водителей.
Описанные выше факторы обуславливают надежность водителя. Под данным термином понимают его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным параметрам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и работоспособность.
Профессиональное мастерство — это умение водителя быстро и точно оценить дорожную обстановку, спрогнозировать ее развитие, своевременно и правильно использовать технические возможности автомобиля в самых сложных и неожиданных дорожных ситуациях. Высокая значимость профессионального мастерства для безопасности дорожного движения подтверждается большим количеством ДТП, возникающих из-за ошибок молодых неопытных водителей.
Пригодность водителей определяется состоянием здоровья (при медицинском освидетельствовании) и психофизиологическими качествами. Психофизиологическая пригодность — это соответствие психофизиологических и личностных качеств, требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителей, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакций решают исход аварийной ситуации. В основе этих и других важных для надежной деятельности водителя качеств лежат особенности протекания его психических процессов.
Подготовленность водителей определяется уровнем их профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошая подготовка водителей выражается в наличии широкого диапазона навыков, обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях. Она позволяет максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; управлять автомобилем в сложных условиях.
Надежность водителя в значительной степени зависит от таких его нравственных качеств, как дисциплинированность, чувство ответственности, коллективизм. Трудолюбие, чуткое отношение к людям, скромность – качества, присущие хорошим и надежным водителям.
Недисциплинированность водителя чаще всего проявляется в игнорировании требований Правил дорожного движения. Водитель должен заботиться не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников движения. Очень важна взаимная предупредительность участников движения, отсутствие которой связано не только с нарушением предписаний Правил, но и свидетельствует об отсутствии или недостатках воспитания, что характерно для многих водителей. Вежливый водитель всегда считается с другими участниками движения при выборе приемов вождения, владеет собой, старается по возможности избегать осложнений, а при возникновении их пытается разрешить ситуацию безопасным путем. Вежливый водитель — это, прежде всего, думающий и внимательный водитель.
Управление транспортным средством – главенствующая и наиболее ответственная часть деятельности водителя. Он является главным звеном системы «водитель — автомобиль — дорога — среда» — ее оператором. Трудовые процессы, выполняемые им при движении автомобиля, типичны для деятельности операторов других сложных систем (дежурный пульта управления энергосистемой, пилот и др.) [1, с. 49]. Однако в отличие от других операторов, которые полагаются на показания высокоточных приборов, водитель получает информацию путем непосредственного наблюдения за дорожной обстановкой. В данном аспекте индивидуальные психофизиологические особенности часто становятся решающим фактором при принятии решений на дороге, от которых зависит безопасность движения.
Ежегодно растет частный автомобильный парк и число лиц, впервые примеривших на себя новую специальность водителя. Автошколы по всей стране активно выпускают новых обладателей заветного удостоверения на право управления транспортным средством. Единственным условием для поступления в автошколу является отсутствие медицинских противопоказаний, в остальных случаях автошкола не имеет право отказать в обучении. Возможность подбора учеников среди претендентов у автошкол отсутствует.
Для повышения уровня адаптивности к новым условиям, в которые будет погружен начинающий водитель на дороге, необходима психологическая подготовка с учетом индивидуальных особенностей личности ученика. Реализовать ее в условиях автошколы возможно посредством аппаратно-программного комплекса (АПК). Такой подход при подготовке водителей, машинистов железнодорожного транспорта и при осуществлении предрейсового контроля в автопарках на наземном транспорте практикуется в течение 15 лет в некоторых регионах страны и дает положительные результаты [1, с. 50; 5, с. 47].
АПК предназначен для тестирования и развития психофизиологических качеств кандидатов в водители. Посредством данного комплекса можно критериально определить психофизиологические и психологические особенности и соответствие кандидата требованиям профессиональной деятельности водителя, а также его потребности, мотивацию, особенности характера и поведения, межличностные отношения и другие психологические характеристики обследуемого.
В автошколе ООО «Импульс» г. Астрахани на начальном и завершающем этапах обучения кандидатов в водители проводится психодиагностическое исследование на АПК УПБК-МК ТА-2. Данный комплекс в рамках процедуры психофизиологического обследования позволяет сделать «зримыми» ПВК и уровень психологической готовности к дорожным условиям. Тренировочные методики комплекса содержат задания, требующие своевременно обнаруживать и правильно реагировать на различные сигналы в условиях отвлекающих факторов и дефицита времени на принятие решения. Способность к точному восприятию и своевременному реагированию совершенствуется с помощью тренировки избирательности и концентрации внимания, распределения и переключения внимания, памяти на образы и символы, навыков самоконтроля, гибкости темпа действий, устойчивости к монотонии [1, с. 50].
Проведение тестирования кандидатов в водители в автошколе ООО «Импульс» на начальном этапе обучения позволяет определить уровень развития необходимых ПВК. В период исследования (январь – ноябрь 2014г.) при входном контроле более 35% кандидатов показали слабо выраженные ПВК. Для учеников, показавших по отдельным характеристикам результаты ниже нормы, психологом индивидуально разрабатывается специальная психологическая корректировка и тренировка ПВК.
На завершающем этапе обучения психологом автошколы проводится повторное тестирование обучающихся. В результате исследования за 2014г. в 85 — 90% случаях у кандидатов в водители выявлена положительная динамика их психоэмоционального состояния и повышение уровня психологической готовности к сложным ситуациям на дороге. В конце обучения за тот же период выявлено 10 — 15% лиц со слабовыраженными ПВК.
Мерой, повышающей эффективность психофизиологической диагностики в автошколе, является разработка рекомендаций для инструкторов с учетом индивидуальных особенностей учеников. Таким образом, практическое обучение инструкторы проводят с дополнительной наработкой индивидуально необходимых навыков для уверенного поведения на дороге. Данный подход позволяет дополнительно снизить количество учеников со слабыми ПВК до 4 – 5%.
Накопленный положительный опыт использования психофизиологического комплекса УПБК-МК ТА-2 в автошколе ООО «Импульс» г. Астрахани дает основания судить о перспективности и целесообразности дальнейшей разработки этого направления психологических методов высококачественной подготовки водителей. Однако в настоящее время на законодательном уровне не закреплена необходимость использования подобного оборудования в автошколах. Вместе с тем широкое внедрение АПК позволит выявлять под контролем специалистов характеристики личности обучаемых. Это даст возможность специалисту разработать рекомендации с учетом возрастных и психических особенностей кандидата в водители, позволяющие скорректировать работу инструктора в процессе индивидуального обучения практическому вождению. Кроме того, тестирование позволит использовать профессиональные методы для подготовки обучающихся к психологически грамотному поведению в условиях интенсивного дорожного движения и дать рекомендации ученику по наработке отдельных качеств, необходимых для безопасного управления транспортным средством.
Список литературы:
- Бонч-Бруевич В.В., Кремез С.А., Чирков Б.П. Развитие профессионально важных навыков с помощью психофизиологического тренажера / Автоматизация в промышленности. №6. 2008. – С. 49 – 51.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Серия: Мастера психологии. И.: Питер, 1999. – 355с.
- Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник. И.: СПб, 2002. –956с.
- Кравченко Л.А., Науменко М.А., Берека И.А. Влияние дорожных условий на надежность работы водителя // Проблемы автомобильно-дорожного комплекса России: организация автомобильных перевозок и безопасность дорожного движения: Материалы X международной заочной научно-технической конференции. Ч.1 — Пенза. – С. 109 – 113.
- Кремез А.С., Бонч-Бруевича В.В. Психологические аспекты безопасности деятельности оперативного персонала технологических установок / Автоматизация в промышленности. №7, – – С. 43 — 48
- Управляемость и активная безопасность автомобиля (водителю, механику, инженеру) / И.В.Ходес. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2010. –140 с.
- Чванов В.В. Методы оценки и повышения безопасности дорожного движения с учетом условий работы водителя. М.: ИНФРА, 2010. – 416 с.[schema type=»book» name=»ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛЕ» author=»Кораблин Анатолий Викторович, Джахъяева Светлана Борисовна, Климова Екатерина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-15″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]