Успешное освоение дисциплины требует организации учебного процесса, при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся и обеспечивается вовлеченность студента в учебный процесс, чего можно добиться лишь в процессе интерактивных форм обучения и отказа от устаревших форм документооборота, включая предоставление отчетов на бумажных носителях. Данные условия могут быть выполнены в рамках интерактивного мультимедийного учебно-методического комплекса, базирующегося на технологии виртуальных предприятий.
Особенностями технологий виртуальных предприятий являются высокая гибкость в управлении отношениями между участниками, поддержка географически распределенных коллективов, устранение потребности в дублировании информации и сведение к минимуму рутинной работы. Учитывая данные свойства технологии виртуальных предприятий, построение информационных систем высшего и среднего образования целесообразно реализовывать на ее основе.
В основу киберсреды виртуальных предприятий, разрабатываемой коллективом кафедры автоматизации предприятий связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича и ООО «Инновационные технологии», положены три базовых принципа: 1) агентности, 2) информационного самообслуживания и 3) управляемой информационной открытости [2]. Принцип агентности предполагает формирование мультиагентной сети, в которой каждый участник (юридическое или физическое лицо) самостоятельно регистрируется в виде независимого агента, имея полный контроль над собственным информационным профилем и управлением информационными связями с другими агентами, установка которых осуществляются по запросу с последующим подтверждением. Все участники (агенты) киберсреды являются равноправными вне зависимости от их положения в иерархии корпоративных отношений. Информационное самообслуживание подразумевает размещение информации автором, в донесении которой до ограниченного или неограниченного числа лиц (управляемая информационная открытость) он заинтересован.
Данные принципы делают киберсреду кардинально отличной от современных корпоративных информационных систем, имеющих централизованное управление, при котором регистрация сотрудников, формирование структуры предприятия и управление правами доступа осуществляется из единого центра. Жесткая централизация корпоративных информационных систем отрицательно сказывается на актуальности информации. В децентрализованной киберсреде обеспечивается большая гибкость, а, следовательно, и оперативность в представлении актуальной информации. Каждый участник, будучи владельцем информации и заинтересованным лицом в ее доведении до ограниченного или неограниченного круга лиц, обеспечит ее актуальность.
Предложенная технология ориентирована на обеспечение поддержки участников на протяжении всех профессиональной карьеры (рис. 1), сокращая время на заполнение бланков и подготовку документов [1]. Это достигается путем создание портфолио участника, которое формируется на протяжении всей карьеры, путем своевременного добавления информации о достижениях (принцип информационного самообслуживания). Таким образом, формируется и поддерживается в актуальном состоянии портфолио участника сети, отражающее, в частности, его деловую и/или академическую репутацию.
Рисунок 1. Информационная поддержка участника сети на протяжении профессиональной карьеры
На рис. 2 представлена структура мультимедийного учебно-методического комплекса. Данный комплекс ориентирован на формирование единого образовательного пространства учебного заведения и призван системно объединить процессы разработки учебно-методических материалов, проведение занятий, выполнение студентами индивидуальных и групповых заданий, включая регулярное прохождение тестирования, проводимого в автоматическом режиме.
Особенностью комплекса является его глубокая интеграция в киберсреду виртуальных предприятий, реализованную в системе EJ-IK (рис. 3). В частности, комплекс использует систему авторизации и коммуникационные средства данной среды.
Рисунок 2. Структура мультимедийного учебно-методического комплекса
Рисунок 3. Интеграция мультимедийного учебно-методического комплекса в киберсреду виртуальных предприятий
Внедрение в учебный процесс интерактивного мультимедийного учебно-методического комплекса, базирующегося на технологии виртуальных предприятий, обеспечит:
— единую среду представления учебно-методических материалов, выполненных с привлечением новейших технологий, интегрированную в киберсреду, обеспечивающую поддержку участников на всех этапах профессиональной карьеры;
— адекватную информационную поддержку сетевой формы реализации образовательных программ;
— предоставление студентам возможности изучать дисциплины наиболее удобным способом, с учетом индивидуальных особенностей восприятия информации (текстовой, визуальной в виде статической картинки или видеоряда);
— унификацию представления данных, входящих в состав учебно-методического комплекса дисциплины, упрощение контроля полноты информации, содержащейся в комплексе, сокращение трудоемкости ее модификации;
— создание единой электронной библиотеки образовательных ресурсов, тиражирование опыта ведущих преподавателей, поддержку модульного принципа построения дисциплин.
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Благотворительного фонда В. Потанина (№ ГПК-19/16)
Список литературы:
- Акимов С.В., Верхова Г.В. Распределенная информационно-аналитическая система комплексной автоматизации академической деятельности / Телекоммуникации. 2014. № 5. С. 15-19.
- Научно-деловая социальная сеть EJ-IK (Education Job International Keeper) [сайт], URL: https://ej-ik.ru[schema type=»book» name=»ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, БАЗИРУЮЩИЙСЯ НА ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ» description=»Целью работы является изложение концепции построения системы электронного образования, базирующейся на технологии виртуальных предприятий. Представлены результаты разработки кибресреды виртуальных предприятий и виртуальной учебной лаборатории, интегрированной в данную среду. Внедрение интерактивных мультимедийных учебно-методических комплексов, базирующихся на технологии виртуальных предприятий, будет способствовать процессу создания единой киберсреды постиндустриального общества.» author=»Акимов Сергей Викторович, Верхова Галина Викторовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-12″ edition=»euroasia-science_28_28.07.2016″ ebook=»yes» ]