Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Фреттинг-износ подшипников скольжения



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Фреттинг-износ подшипников скольжения // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Технические науки. ; ():-.

Явления фреттинг – износа являются частой причиной выхода из строя подшипников скольжения. Обычно этот процесс  сопровождаетсяфреттинг -усталостью и фреттинг-коррозией. Происходит это явление при действии нормальной силы и при взаимном скольжении деталей, особенно при колебательном движении с малой амплитудой. При этом в замкнутом пространстве процесс усугубляется наличием частиц износа. Возникающие поля напряжений являются причиной разрушения поверхностного слоя деталей [Л.1]. Большое значение имеет также шероховатость поверхностей. Фреттинг-износ может также приводить к недопустимому увеличению зазора в подшипнике. Несмотря на то, что фреттинг является распространенной причиной снижения долговечности подшипников, этот процесс ещё недостаточно изучен ввиду сложности происходящих в нем явлений.

Данная статья посвящена обсуждению основных факторов, влияющих на процесс фреттинга. Главное значение, по нашему мнению, имеет закон распределения давления в подшипнике и характеристики напряженно-деформированного состояния деталей в поверхностном слое. Безусловно, определяющую роль играет величина нормального давления и скорость скольжения, кроме того, важен материал подшипника, температура и наличие агрессивной среды. Причем, следует указать на взаимовлияние перечисленных факторов, из чего следует заключить, что нельзя проводить количественную оценку одного без учета других. Обычно повреждения в подшипнике нарастают с ростом нормального давления в пределах 50-70 Мпа, причем, дальнейший рост давления уже не  приводит к заметному увеличению фреттинга. Причиной зарождения усталостных трещин является шероховатость поверхностей, поскольку именно во впадинах и зарождаются микротрещины под воздействием циклических напряжений. При схватывании поверхностей возникают и касательные сдвиговые напряжения. Было установлено, что микротрещины расположены перпендикулярно направлению скольжения и локализуются в зонах максимального контакта, как это видно из рис.1.

Рис.1 Пятна фреттинг-износа в местах локализации поверхностных трещин

Хотя основной причиной зарождения микротрещин является контакт шероховатостей, абразивный механизм разрушения также присутствует. Особое внимание следует обратить на влияние напряженно-деформированного состояния. Так, керамика обладает сверхчувствительностью к растягивающим напряжениям [Л.2], в то время как при наличии сжимающих напряжений существенно улучшается сопротивление фреттингу. В керамических подшипниках скольжения обычно повреждается поверхность цапфы вала, а керамический вкладыш менее изнашивается, хотя и на нём есть признаки фреттинг-износа из-за возникновения микротрещин  вблизи пор. Тщательная обработка поверхностей, использование твердых смазок являются самыми действенными способами борьбы с фреттинг-износом. Эффективной мерой следует также считать нанесение на поверхности скольжения покрытий; при этом основной принцип, которым следует руководствоваться, состоит в том, что материалпокрытия должен обладать меньшим модулем сдвига, чем материал основы. Кроме того, современные технологии позволяют решить проблему самым эффективным, хотя и недешевым способом. Например, за счет нанесения наноструктурных антифрикционных керамических покрытий[Л.3]. Покрытиевыполнено из наноструктурного карбида кремния (SiC)и позволяет получить в подшипниках скольжения коэффициент трения 0,011-0,015,   модуль упругости покрытия около 400 Гпа и твердость 90-92 HRC, при высокой прочности, 1800 Мпа. Стабильность свойств сохраняется в диапазоне рабочих температур от -50оС до +1300оС, что позволяет подшипнику противостоять всем видам фреттинга. Наиболее часто фреттинг встречается в радиальных сферических подшипниках скольжения.

Рис.2 Радиальный сферический подшипник скольжения

Такие подшипники, (рис.2) часто выполняют с применением промежуточных антифрикционных слоев, в частности, полимерных [Л.4] или из композита. На рис.3 показано: 1-корпус, 2-антифрикционный слой. 3-вкладыш.

 Рис.3. Подшипник с антифрикционным слоем

С этой же целью применяют самосмазывающиеся подшипники, но они предназначены, в основном, для восприятия однонаправленной нагрузки. В условиях фреттинга их применять нежелательно. В этом случае хорошо зарекомендовали себя антифрикционные композиционные материалы, тефлон,а также тефлон, армированный стекловолокном; для удержания этого слоя в подшипнике предусмотрены специальные буртики, а для предотвращения фреттинг-коррозии можно применять литиевую смазку, отталкивающую воду [Л.5].

Применение в полусферическом шарнире [Л.6], изображенном на рис.4, разнотолщинного антифрикционного полимерного слоя, помимо демпфирования позволяет также выровнять нагрузку и, тем самым, снизить опасность фреттинга.

Рис.4. Полусферический шарнир с разнотолщинным антифрикционным слоем

Для таких подшипников ресурс определяется допустимым износомU антифрикционного слоя, который зависит от интенсивности изнашивания Jантифрикционного материала во времени, в соответствии с зависимостью (1):

В свою очередь, интенсивность изнашивания при определенной скорости скольжения зависит от величины контактного давления pв шарнире и может быть найдена, согласно обобщению данных лабораторных исследований[Л7] из выражения (2):

что позволяет оценить долговечность подшипника, ограничив допустимый износ антифрикционного слоя.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. 1.Коллинз Дж. Повреждение материалов  в конструкциях. Анализ, предсказание, предотвращение: Пер. с англ. М.:Мир.1984.-624с.
  2. 2.Панова И.М. Особенности конструирования изделий из керамических материалов. Известия высших учебных заведений «Машиностроение» №4,2013г.
  3. 3.Патент на изобретение №2476736 РФ Зубарев Г.И., Климов Д.А. и др. 27.02.2013г.
  4. Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях. Справочник, М.: «Машиностроение».1986-224с.
  5. 5.Интернет-ресурс:
  6. Патент на изобретение №2095648 РФ Дерлугян И.Д.; Логинов В.Т. и др.10.11.1997г.
  7. Панов А.Д. Панова И.М. Особенности определения долговечности полимерных подшипников скольжения. «Естественные и технические науки». Изд-во «Спутник+» №2, 2014г.[schema type=»book» name=»Фреттинг-износ подшипников скольжения» author=»Панова Ирина Михайловна, Язева Елена Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-29″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot terpercaya slot dana jendralsmaya slot maxwin slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa dragonslot99 slot88 selotgacorku slot thailand slot terbaru data hk
404: Not Found