Номер части:
Журнал

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПАРКОВ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В УСЛОВИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:


Безопасность эксплуатации автотранспортных средств (АТС), а в особенности легковых (ЛАТС), т.к. скорости их движения наибольшие среди всех АТС, в значительной степени определяется их техническим состоянием, которое, в свою очередь, зависит от системы обеспечения их работоспособности.  В условиях республики Коми (РК), отличающихся высокой продолжительностью зимнего периода года, длительностью темного времени суток, преобладанием дорог с неусовершенствованным покрытием, к системе обеспечения работоспособности предъявляются особенно жесткие требования. За последние десять лет количество  ЛАТС в РК возросло в два раза и составило на конец июня 2014 г. 258339 единиц, это 78% общего количества АТС в регионе [1]. Годовой прирост количества ЛАТС находится в пределах 8…11%,  что значительно выше темпов роста мощностей сервисных и ремонтных служб. Этот факт дает основания предположить, что не все ЛАТС получают достаточную техническую поддержку, что, в свою очередь, отражается на их техническом состоянии.

Статистика участия ЛАТС в ДТП в РК указывает на неудовлетворительное их техническое состояние. Так, за последние пять лет в год происходило около полутора тысяч ДТП [1], причем примерно пятая часть из них, согласно нашему опросу специалистов в области расследования причин ДДТ,  по причине неисправностей ЛАТС. Налицо проблема недостаточного развития системы обеспечения работоспособности (СОР) ЛАТС РК. Причем данная проблема не только региональная, она имеет общероссийский характер. Так, по данным ГИБДД РФ «в стране за первые четыре месяца 2014 года более чем в полтора раза (на 57%, если быть точным) возросло количество ДТП, произошедших из-за неисправностей транспортных средств» [2].

Парк легковых автомобилей РК с точки зрения обеспечения средствами технического сервиса (СТР) можно разделить на три группы. Первая группа — это новые частные и служебные ЛАТС, в основном до возраста 4-6 лет, находящиеся на гарантийном и послегарантийном  обслуживании в фирменных сервисных центрах (ФСЦ). Вторая группа — служебные ЛАТС, в т.ч. такси, которые обеспечены своими ремонтными центрами или обслуживаются на договорных началах в ФСЦ. К третьей группе можно отнести  большинство частных ЛАТС (ЧЛАТС) возрастом более трех-пяти лет, которые обслуживаются мелкими частными ремонтными мастерскими или самими владельцами машин, и, таким образом,  не получают качественных услуг технического сервиса.   В этой группе имеет место в основном не планово-предупредительная, а аварийно-восстановительная система обеспечения работоспособности, следствием чего является высокий уровень отказов, а, значит, и аварийности ЧЛАТС.

Попадание ЛАТС в ту или иную группу обусловлено достоинствами и недостатками разных СТР, с одной стороны, и вариантами приобретения автомобилей владельцами, с другой стороны.

Наиболее передовыми считаются ФСЦ, которые могут быть в составе дилерских центров или в виде отдельных предприятий. ФСЦ имеют территориальное объединение разного уровня: город с областью – республика – страна, и разносторонне связаны с предприятиями-изготовителями. Преимущества ФСЦ:  оснащение новейшим оборудованием для диагностики, обслуживания, ремонта, документацией, фирменными запчастями;   удобные помещения для производства работ и обслуживания клиентов; возможность выгодных предложений для замены старого автомобиля на новый с доплатой. Недостатками ФСЦ является высокая стоимость работ, в два-три раза выше, чем в частных ремонтных мастерских, а также их территориальное расположение – только в крупных населенных пунктах.

Высокая стоимость работ в ФСЦ обусловлена ценовой политикой, ориентированной на состоятельных клиентов, применением исключительно агрегатного метода ремонта с заменой неисправных деталей только на новые, заинтересованностью сотрудников ФСЦ в «раскрутке» клиентов на необязательные дорогостоящие ремонтные работы. К недостаткам ФСЦ следует также отнести отсутствие опытных ремонтников, возрастом более сорока лет. Это обусловлено желанием владельцев ФСЦ сэкономить на зарплате персонала.

Вследствие высокой стоимости обслуживания многие владельцы ЧЛАТС отказываются от услуг ФСЦ, и пытаются найти более выгодные предложения по техническому сервису.

Крупные автотранспортные предприятия  (АТП) при таксопарках и ведомственных автобазах, образованные еще в советское время, обладают, как правило, необходимым комплектом оборудования, штатом опытных ремонтников, развитой службой материально-технического обеспечения (МТО). АТП формируют штат из наиболее опытных работников, имеют возможность выбирать поставщиков запчастей и материалов по выгодному критерию «цена-качество», обслуживают технику строго по плану-графику ППР (планово-предупредительных ремонтов).  АТП обеспечивают высокий уровень технического состояния автомобилей за значительно более низкую стоимость, чем ФСЦ. И это понятно, т.к. целевой функцией АТП является обеспечение высокого уровня технического состояния автомобилей по минимальной цене, а ФСЦ – максимальная прибыль с каждого клиента.

К сожалению, АТП могут обслуживать только малое количество ЧЛАТС вследствие высокой загруженности.

Мелкие частные ремонтные мастерские выполняют ремонтные работы по наименьшей цене, но, не обладая необходимым набором оборудования,  качественными запчастями, получаемыми от случайных поставщиков, опытным персоналом, позволяют поддерживать только минимальный уровень технического состояния машин.

Т.о., значительная часть владельцев ЧЛАТС оказывается неудовлетворенной услугами технического сервиса.

В последнее время стали появляться сервисные центры (СЦ) нового типа, создаваемые, как правило, с участием выпускников технических вузов автомобильных специальностей, владеющих передовыми методами организации технической эксплуатации автомобилей. К организации работы и формированию состава  оборудования этих СЦ привлекаются ученые вузов, предметом научных исследований которых является технический сервис автомобилей. Привлекаются и студенты вузов, получающие практический опыт работы по выбранной специальности.

Причем при вузах создаются научно-образовательные центры (НОЦ) [3], на базе которых студенты занимаются исследованием актуальных вопросов сервиса транспортных средств. Так, например, студентами выявлен еще один недостаток ФСЦ – отсутствие отслеживания технического состояния автомобиля в процессе его эксплуатации [4]. Этот недостаток усугубляется тем фактом, что регламент технических обслуживаний (ТО) ЛАТС заводами-изготовителями составлен без учета региональных условий эксплуатации [5]. Т.о., научный подход к организации обслуживания ЛА представляет значительное преимущество новых СЦ.

Одно из главных преимуществ новых СЦ заключается в ориентированности на клиента, что проявляется в  предоставлении полного комплекса технических воздействий – от самых малых ТО до серьезных ремонтов за конкурентноспособные цены. Второе преимущество – нацеленность на создание сети СЦ, охватывающей как густо, так и малонаселенные территории. Причем в малонаселенных территориях планируется формирование небольших СЦ, предназначенных для проведения наиболее часто требуемого комплекса услуг – технического освидетельствования, малых, средних и полных ТО, согласно регламенту работ по пробегу, мелкого ремонта и регулировочных работ. В крупных населенных пунктах будут функционировать СЦ, предназначенные для выполнения полного комплекса услуг по обеспечению работоспособности ЛА. Территориальное местоположение и мощности СЦ следует определять с помощью теории массового обслуживания ТМО.

 На основании изложенного  в статье можно сделать вывод, что имеющиеся в РК сервисные и ремонтные мощности не обеспечивают должного технического состояния ЛАТС, требуется развитие сети сервисных и ремонтных центров нового типа, отвечающих современному научному уровню и особенностям условий РК.

Литература

  1. Госавтоинспекция МВД России. Республика Коми // Режим доступа: gibdd.ru/r/11/stat/.
  2. Число ДТП из-за неисправностей автомобилей в России выросло на 57%. // Автовести // Режим доступа: .
  3. Головко, В.А. НОЦ как средство внедрения высокотехнологичных услуг в сферу сервиса транспортных средств [Текст] / В.А. Головко // Проблемы развития экономики и сферы сервиса в регионе: материалы IV научно-практической конференции (8 апреля 2010 г., Сыктывкар). – Сыктывкар: Сыктывкарский филиал ФГБОУ ВПО «СПбГУСЭ», 2010. – С. 248-251.
  4. Головко, В.А. Перспективы развития научно-образовательного центра сервиса транспортных средств Сыктывкарского филиала СПбГУСЭ [Текст] / В.А. Головко // Проблемы развития экономики и сферы сервиса в регионе: материалы V научно-практической конференции (21 апреля 2011 г., Сыктывкар), в 2 томах. — Том 2. – Сыктывкар: Сыктывкарский филиал ФГБОУ ВПО «СПбГУСЭ», 2011. – С. 68-70.
  5. Головко, В.А. Место и роль НОЦ в профессиональной подготовке студентов [Текст] / В.А. Головко // Проблемы развития экономики и сферы сервиса в регионе: материалы VI научно-практической конференции (19 апреля 2012 г., Сыктывкар), в 2 томах. — Том 2. – Сыктывкар: Сыктывкарский филиал ФГБОУ ВПО «СПбГУСЭ», 2012. – С. 142-143.
    ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПАРКОВ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В УСЛОВИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
    Written by: Андронов Александр Викторович, Головко Владимир Александрович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/20/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)
    Available in: Ebook
Записи созданы 6765

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх