Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КОЛЛЕДЖА КАК УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КОЛЛЕДЖА КАК УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В современном мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, способность к нестандартным трудовым действиям, мобильность, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Профессиональный стандарт педагога, который пришел на смену морально устаревшим документам, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы; педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и институциональной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских территорий, работа педагога в мегаполисе или моногороде, моноэтнический или полиэтнический состав обучающихся и т.п.), так и специфику реализуемых в образовательных организациях  образовательных программ.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

  • Стандарт — инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Стандарт — инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • Стандарт — объективный измеритель квалификации педагога.
  • Стандарт — средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
  • Стандарт — основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями:

  • Работа с одаренными обучающимися.
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  • Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не является родным.
  • Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Характеристика стандарта [1]:

  • Профессиональный стандарт педагога — рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
  • Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории.
  • Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.
  • Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.
  • Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:

  • Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
  • Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
  • Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [2]:

Область применения.

Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании.

  1. Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в образовательную организацию СПО на должность «педагог», «мастер производственного обучения»;

б) при проведении аттестации педагогов образовательных организаций региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

в)  при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий;

г) при создании должностных инструкций.

  1. Цель применения
    • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития обучающегося.
    • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
    • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
    • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
  2. Содержание профессионального стандарта

Основная цель вида профессиональной деятельности:

  Обобщенные трудовые функции Трудовые  функции
A Преподавание по программам СПО и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации

 

Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
Педагогический контроль и оценка освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
Разработка и обновление программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
B Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности

 

Организация деятельности обучающихся на учебной и производственной практике по освоению профессии рабочего, служащего
Педагогический контроль и оценка освоения профессии рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности
Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса
C Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО

 

Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся
Социально-педагогическая поддержка обучающихся в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии

Организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций при реализации основных программ профессионального обучения, основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ;

обеспечение достижения обучающимися нормативно установленных результатов образования;

создание педагогических условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями общества и государства, интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования.

Требования профессионального стандарта:

Для каждой трудовой функции, в рамках, обобщенной трудовой функции, определены требования к трудовым действиям, к необходимым умениям, к необходимые знаниям.

Так в рамках трудовой функции 1.1. определены 7 требований к трудовым действиям (Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО, Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО, Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работы (если она предусмотрена));

28 требований к необходимым умениям (Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации учебной, учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся; Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это возможно и необходимо));

23 требования к необходимым знаниям.

В  рамках трудовой функции 1.2. определены 2 требования к трудовым действиям (1. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в процессе промежуточной аттестации (самостоятельно и (или) в составе комиссии, 2. Участие в работе экзаменационной комиссии при проведении итоговой (итоговой государственной) аттестации));

3 требования к необходимым умениям (1.Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки, применять временные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, 2. Составлять отзыв на проектные, исследовательские, выпускные квалификационные работы, 3. Анализировать применение выбранных форм и методов педагогической диагностики, оценочных средств, корректировать их и собственную оценочную деятельность);

4 требования к необходимым знаниям.

В  рамках трудовой функции 1.3. определены 5 требований к трудовым действиям (1. Разработка и обновление рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей), 2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, дисциплин (модулей), в том числе оценочных средств для проверки результатов их освоения, 3. Планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), 4. Руководство разработкой программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса, 5. Ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных курсов, дисциплин (модулей));

7 требований к необходимым умениям (Анализировать, оценивать и выбирать для использования в образовательном процессе примерных программ, учебников, учебных и учебно-методических пособий, электронных образовательных ресурсов и иных материалов; разрабатывать и обновлять рабочие программы, планы занятий, оценочные средства и другие методические материалы по учебным курсам, дисциплинам (модулям));

4 требования к необходимым знаниям.

Изменения, происходящие в современном мире, выдвигают новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе, в СПО  и в центрах повышения квалификации.

В связи с введением вышеназванных профессиональных стандартов возникает необходимость  во внесении изменений в систему научно-методического сопровождения образовательного процесса колледжа.

Институциональный проекта «Внутренний профессиональный стандарта педагога профессионального образования – вектор совершенствования профессиональной компетентности» направлен на интенсификацию процесса научно-методической подготовки, переход от предельно централизованной к вариативной, многоуровневой системе обучения педагогов на рабочем месте. Реализация данного проекта начата с 1 сентября 2014 года.

Для справки. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж» (далее — Колледж) создано в 2006 году. В целях более эффективного функционирования образовательных учреждений профессионального образования в 2008-2009 учебном году проведена реорганизация Колледжа. Колледж является  правопреемником по всем правам и обязанностям присоединенных следующих государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования: Салехардский педагогический колледж народов Крайнего Севера имени Героя Советского Союза А.М.Зверева, Училище культуры и искусств имени Л.В.Лапцуя, Салехардское медицинское училище, Профессиональное училище № 12. В структуре колледжа имеются обособленные структурные подразделения (филиалы), расположенные в г.Лабытнанги, г. Ноябрьск, г. Надым, г. Новый Уренгой.

Сегодня в колледже осуществляется реализация 18 профессий и 41 специальности среднего профессионального образования. Ведется подготовка по различным формам обучения свыше 2700 студентов. Дополнительное профессиональное образование получают около 850 человек. Среди студентов колледжа более 640 человек являются представителями коренных малочисленных народов Севера – ненцев, хантов, селькупов. В колледже построена многоуровневая и многопрофильная система подготовки по реализации профессиональных программ по 15 укрупненным группам. Подготовка кадров ведется по таким сферам экономики и социального развития как Транспорт, Энергетика, Экономика и управление, Строительство, Образование, Здравоохранение, Культура и другим.

Институциональный проект позволяет Колледжу гибко реагировать на вызовы времени, развивая среднее профессиональное образование в русле потребностей экономики и социальной сферы автономного округа, а так же запросов педагогов в научно-методических услугах.

Проект позволяет оптимально использовать кадровые, материально-технические и бюджетные ресурсы; способствует мобильности педагогов, предоставляя возможность в более короткие сроки привести свой уровень компетентности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога профессионального образования.

Проект будет реализован в три этапа.  На первом этапе (2014 – 2015 годы) будут реализованы мероприятия, связанные с разработкой модели внутреннего стандарта педагога профессионального образования, основанной на ключевой роли работодателей; проведен внутренний аудит научно-методического сопровождения, разработан план мероприятий по внесению изменений в научно-методическое сопровождение образовательного процесса в Колледже.

На втором этапе (2015– 2016 годы) будут проведены мероприятия по доработке (с учётом результатов первого этапа) модели внутреннего стандарта педагога профессионального образования с использованием современных достижений профессиональной педагогики, Интернет-ресурсов, потенциала взаимодействия и обменов с ведущими отечественными и зарубежными образовательными учреждениями.

На третьем этапе (2016-2017 год) будут реализованы мероприятия, направленные, на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах реализации проекта.

Реализация проекта в 2014/2015 учебном году осуществляется в рамках следующих мероприятий:

  1. Изучение профессионального стандарта Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  2. Формирование перечня профессиональных компетенций педагогов колледжа (внутренний стандарт педагогов колледжа);
  3. Внутренний аудит научно-методической работы колледжа;
  4. Внесение изменений в научно-методическом сопровождении образовательного процесса колледжа;
  5. Обеспечение соответствия профессиональной компетенции педагогов колледжа требованиям профессионального стандарта Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

В результате реализации проекта ожидается повышение имиджа, привлекательности и конкурентоспособности колледжа на рынке образовательных услуг, расширение спектра и повышение качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда.

Основными барьерами при реализации проекта могут стать: несогласованность профессионально-квалификационной структуры подготовки с квалификационной структурой кадров образовательных организаций; недостаточный уровень подготовки инженерно-педагогических кадров, низкий уровень их мотивации.

Сегодня, профессиональные стандарты уверенно превращаются в норму для большинства предприятий на территории России. Следует полагать, что обязательность применения положений профессиональных стандартов при управлении персоналом и формировании кадровой политики в организации является первым шагом к повышению уровня стандартизации в сфере регулирования труда в России и одним из ключевых элементов внедрения в систему подготовки специалистов среднего звена.

 

Список литературы:

  1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. URL: https://www. rosmintrud.ru .
  2. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» . URL: .
  3. О.Н.Олейникова, А.А. Муравьева. Роль профессиональных стандартов в модернизации системы профессионального образования. URL: https://www.hse.ru.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КОЛЛЕДЖА КАК УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Сайдашева Оксана Валерьевна, Огурцова Елена Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found