Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФЕНОМЕН МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ. СОЦИО-ФИЛОСОФСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ФЕНОМЕН МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ. СОЦИО-ФИЛОСОФСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

В контексте анализа медиареальности современному исследователю необходимо сразу признать определенную серьезную методологическую проблему, которая в самом начале встает в  соответствующем   поле значений и коннотаций.

Медиа — предмет изучения  самых разнообразных дисциплин,  и сам по себе  может быть определен как  предмет полипарадигмального подхода. Но при этом каждый из соответствующих подходов и методов постулирует свое, задаваемое  методологией конкретной дисциплины, определение. Возможно, ситуация даже усложняется, поскольку появляются новые серьезные работы, в каждой из которых определение и понимание медиа переопределяется в контексте вышеописанной проблемы. В общем виде мы можем признать, что медиа — понятие с неопределенными конвенциальными границами в настоящее время.

И, хотя затруднительно привести здесь конвенциональное определение, необходимо ввести некоторое основание, которое можно будет принять за точку отсчета. Медиа (от лат. Medium) — нечто среднее, середина или центр. В европейских языках соответствующей языковой группы medium понимается как человек, посредник, средство.  «Вместе с немецкими словами “середина” (Mitte), “средство” (Mittel), французским “среда” (milieu), итальянским “средний” (mezzo), греческими словами “meta” и “meson”, а также со многими другими оно восходит к индоевропейскому корню medh-, medhios». [1. с. 60]

Здесь кажется уместным перечислить некоторые базовые подходы, использующиеся при анализе медиареальности. Среди них и в первом ряду будут такие как поструктурализм, семиотическую теорию медиа (Р. Барт),  феноменология и «поэтическое мышление» Хайдеггера.

Такой исследователь как Йозеф Раушер предполагает, что на особом месте здесь находится как раз феноменология. «И это обоснованно, поскольку ни одна философская школа не может похвастаться, что долго занималась медиа, кроме феноменологической и ее последователей, будь то в форме анализа дискурса, деконструкции или системной теории». [2. c.88]

В современном дискурсе ситуация выглядит соразмерно нижеприведенным высказываниям ряда современных исследователей. «В качестве первой медиа- теоретической аксиомы может выступать утверждение: никаких медиа не существует» [3.  c. 10]  Cоразмерно звучит предельный тезис  Сьюзен Бак- Морс: «такого объекта, как медиа, не существует» «медиа — это “слабый” объект»7. [4. c. 535] Парадоксальное определение Дитера Мерша  завершит данную подборку : «Чем является медиа, сказать невозможно».  [5. c. 23]

Однако, именно эта всеобщая неопределенность параметров и границ медиареальности диалектическим образом свидетельствует о ее тотальности и всеобщности. Известный тезис такого классика медиа теории как Маршалл Маклюэн звучит как «медиа  есть сообщение» как раз и характеризует эту сложность и предельность феномена медиа и его широчайшее предметное поле.  Анализируя соответствующие основания медиатеории, медиафилософии и прочего сформированного научного  знания в области познания медиареальности, необходимо привести и обобщенную характеристику контекста развития научной мысли.  И в первую очередь мы должны говорить о постмодернистком и постструктуралистском наследии. Пожалуй, именно эти метатеоретические основания предопределили развитие соответствующие теоретико-практическое осмысление  и изучение медиасферы. Одним из крайне любопытных  парадоксальных диалектических проявлений комплекса постмодернистких теорий мы можем упоминать в контексте институционализации социокультурных норм. Классическая формулировка-обобщение о том, что «медиа есть сообщение» приводит к мысли, что  именно медиа   определяют развитие социальных субъектов,  именно они формулируют желания как масс так и индивида. По причине того, что в широком понимании, сообщение  не есть просто биты информации, но сообщение понимается М. Маклюэном и последователями как то, что передано и достигло ума субъекта, понято и осознано им.  И в этом смысле медиа реализуются как образец нормы; не имея жесткой практики прямого запрета, самим способом своего существования и  реализацией определяя поведение  субъекта в социокультурном пространстве.

Завершая этот краткий обзор поля значений и предметной области соответствующего теоретического дискурса, можно попробовать сформулировать качественную характеристику о смещении основания анализа медиареальности на особенности проявления объекта или некоторого свойства социальной реальности в качестве медиа. И этот качественный переход представляется автору данного текста одной из важнейших характеристик т.н. медиального поворота. В самом широком смысле мы можем попробовать вспомнить такую цитату, «априори медиа выступает конкурентом априоризма языка». [6. c 20]

С позиции исследователей, разделяющих саму концепцию медиального поворота, медиа представляют собой все то, что открывает тайное, все то, что может опосредовать человеческое восприятие. Автору представляется, что одним из существенных методологических преимуществ самой идеи медиального поворота является тотальное расширения сферы адекватного описания текущей социокультурной реальности. Большая детализация и большие возможности для исследователя, который имеет возможность расширить свой инструментарий исследователя и привлечь на свою стороны широчайшее поле идей и технологий. Более того, с точки  зрения социальной значимости, медиальный поворот определяет именно медиасферу как основу идентичности и единства современной сложной социальной системы. Именно медиа служат цементирующим основанием как для развития, так и для анализа социокультурной  реальности.  Примером этого обобщенного  представления может быть такое определение В. Савчука «Таким образом, медиа — и способ коммуникации, и орудие производства, и изощренный способ симуляции, и орудие политической борьбы».  [7. c. 43]

И, говоря о медиальном повороте, представляется уместным привести высказывание, определяющее последовательность стадий развития медиального поворота. «Действительность опосредована мышлением, мышление — языком, язык — знаком, знак — медиа. Надстраиваясь друг над другом, “бытие” в современных условиях дается только через медиа». [8. c.29]

И, если именно медиасфера на текущий момент основным пространством реализации реальности, то именно использования парадигмы медиального поворота представляется максимально актуализированным пространством социокультурного знания.

При этом, представляется необходимым особо отметить место классической теории коммуникации, которая иногда фигурирует в качестве основания для анализа современной медиареальности. Автору подобный методологический  подход  представляется ошибочным в силу специфики медиареальности на современном этапе. Количественные и качественные характеристики коммуникации и коммуникантов трансформируются и приобретают новые качества медиа. Основным вопросом становится диалектическое взаимопроникновение и трансформация субъектно-объектных отношений, где ответ на вопрос о том, что мы думаем о коммуникации, которая меняет нас становится одним из новых вызовов современности.

Безусловно, уже тривиальной представляется мысль, что именно медиа подготовили и реализовали феномен современной массовой информационной культуры. Масса как особый социокультурный феномен уже немало десятилетий является особым центром вниманием соответствующих  исследователей. В значительной степени, кстати феномен «массы» редко получал позитивную коннотацию, Х.Ортега-и-Гассет, Ж. Бодрийяр, Г. Маркузе и многие другие скорее негативно характеризовали феномен «массы» в социокультурном пространстве. При этом, многие исследователи обращали внимание на некоторые единые типологические признаки массовой культуры, культуры массовых медиа. Исходя из некоторых наиболее существенных характеристик, выглядит справедливым тезис, что в современной медиареальности мы сталкивается с разнообразием картин мира, различными языковыми-иконическими картинами мира, при том умноженных на специфические характеристики массовой культуры. При этом, мы снова должны говорить о вполне тотальных феноменологических явлениях.. Обратимся к важному обобщению Н.  Лумана — «коммуникация — не есть способ трансляции чего-то, а способ создания новой структуры». [9. c. 46] Таким образом, мы приходим к представлению медиареальности не только как всепроникающей реальности, но единственной реальности. И, при этом, безусловно, сама социальная масса становится значимым медиасубъектом, имеющим свои собственные, особые характеристики и поле реализации социокультурных практик. Собственно, в сумме реализации всех потенциалов всех медиа мы и получаем медиареальность, которая является проблемным полем данной работы.

Последовательно проявляется следующая диалектическая закономерность: «средства становятся целью и наоборот: вначале средства массовой информации захватывают внимание человека, доставляя ему информацию и удовольствие от новизны, становятся местом работы, сообщают с другим, а затем, информируя обо всем и всех, поглощают его целиком». [10 c. 206 ]

Развивая мысль о тотальности современной медиареальности, нельзя обойти вниманием еще один важный парадокс диалектического характера. Коротко и точно то сформулировал Дитмар Кампер: «Парадокс в том, что медиа, достигнув цели, дематериализируются и исчезают» [11. c.96]

Безусловно, мы давно уже  на себе испытываем мимолетность самых разнообразных актуального состояния медиасферы. Такой известный феномен как «клиповое сознание» имеет непосредственное отношение к описываемому признаку, однако, в контексте рассмотрения данной  темы, представляется важным дать некоторые предметные уточнения.

Современная плотность информационных полей с каждым годом вовлекает  субъекта во все более разнообразную коммуникацию, объективно увеличивается количество каналов производства, передачи и потребления  К электронной почте и SMS добавились социальные сети, разнообразные мессенджеры, медиа хостинги и т.д. Одно медийное сообщение сменяется другим, заставляя субъекта постоянно изменять фокус внимание и отношения к различным типам медиа. В некотором роде, мы можем подумать о следующей диалектической парадоксальной формулировке — чем совершеннее (современнее) конкретный вид медиареальности, тем быстрее он исчезает из сферы внимания. Любая крупная социальная сеть на текущий момент представляет собой бесконечный поток разнообразнейших медиа фрагментов, затрагивающий широчайшую палитру реакций и внимания индивида.

Все они в своей совокупности как раз и в значительной степени определяют социокультурное поле значений для субъекта. Более того, новые коммуникации в современной медиасфере формируют как новый тип субъекта, так и неортодоксальные субъект-объектные отношения. Сама медиареальность  безусловно зависит от двух полюсов — производства и потребление информации. И на текущий момент мы наблюдаем взаимный ускоряющийся круговорот  между этими точками — потребление поддерживается постоянно увеличивающимся спросом, уровень потребления и производства довольно давно неуклонно возрастает.  И, безусловно, в первую очередь,  вышесказанное относится к данным, размещенных в сетевом доступе. В целом, известный феномен «информационного взрыва» и его показатели  на современном этапе кажется наиболее подходящим примером, характеризующим ту информационную лавину, которая оказалась в распоряжении разнооразных медиа в начале XXI века.

 Географическое, языковое, визуальное пространство коммуникации схлопывается для субъекта в «вечное настоящее» (М. Кастельс).   Безусловно, уже является аксиомой, что медиареальность является основой для получения информации, поскольку на текущий момент медиареальность является тотальным полем представления информации любого рода.

При этом, представляется важным сформулировать некий сводный список базовых характеристик, наиболее присущих современной медиа реальности исходя из вышеизложенного. Работа в данном направлении успешно ведется различными исследователями, ряд теоретических положений автор  привел выше. При этом и сам автор статьи предполагает продолжить свои собственные научные изыскания в данном направлении, поскольку потенциал изучения феномена медиареальности представляется далеко не исчерпанным, а  социокультурную значимость данного феномена  сложно переоценить.

Список литературы

Савчук В. В. Медиафилософия. Приступ реальности. — СПБ,: Издательство РХГА,

  1. — 350 с.
  2. Rauscher J. Einleitung // Perspektiven interdisziplinärer Medienphilosophie / hrsg. von C. Ernst, P. Gropp, K. A. Sprengard. Bielefeld: transcript-Verl., 2003. S. 88.
  3. Engell L., Vogl J. Vorwort // Kursbuch Medienkultur / hrsg. Claus Pias et al. Stuttgart: DVA, 1999. S. 10.
  4. Гавришина О. Материалы Международной конференции «Современ- ные медиа: теория, история, практика» (Москва, РГГУ, 17–19 мая 2006 г.) // Новое литературное обозрение. 2006. No 82. С. 535.
  5. Мерш Д. Мета/Диа. Два различных подхода к медиальному // Медиафило- софия VIII / под ред. В. В. Савчука. СПб.: Изд-во СПбФО, 2012. С. 23.
  6. Krämer S. Die Heteronomie der Medien. Versuch einer Metaphysik der Medialität im Ausgang einer Reflexion des Boten // Journal Phänomenologie. Philosophie der Medien. 2004. No 22. S. 20.
  7. Савчук В. В. Медиафилософия. Приступ реальности. — СПБ,: Издательство РХГА, 2013. — 350 с.
  8. Margreiter R. Medienphilosophie. Eine Einführung. Berlin: Parerga Verl., 2007. S. 29.
  9. Луман Н. Общество как социальная система / пер с нем. А. Антоновского. М.: Логос, 2004. С. 46.
  10. Савчук В. В. Медиафилософия. Приступ реальности. — СПБ,: Издательство РХГА, 2013. — c..206
  1. Kamper D. Unmögliche Gegenwart. Zur Theorie der Phantasie. München: Fink Verlag, 1995. S. 96[schema type=»book» name=»ФЕНОМЕН МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ. СОЦИО-ФИЛОСОФСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА» description=»Данная статья является попыткой сформулировать ряд существенных актуальных положений, характеризующих современное понимание феномена медиареальности. Социокультурная и философская реальность медиасферы является предметом особого внимания автора. Вопросы определения поля значений, методологических особенностей анализа феномена медиасферы также является область интересов автора. Опираясь на особенности социологического, феноменологического, диалектического методов, автор приводит ряд ключевых положений современной теории медиа, медиафилософии, актуализируя заявленную тему. Итогом данной статьи можно считать теоретико-методологический обзор ряда ключевых совре менных авторов, исследующих феномен реализации и трансляции медиареальности на современном этапе. » author=»Чернавский Александр Сергеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found